Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. В современной России значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Наряду с успешным развитием образования в России существует и ряд проблем, связанных в основном с политическим регулированием образования на местном уровне. Главная цель государственной политики в сфере образования – это реализация такой программы, в которой будет учитываться развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. Изучение института образования привлекает сегодня все большее внимание исследователей в связи с возрастанием роли, которую он играет в современном обществе. Получение ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, реальная доступность образования для выходцев из разных социальных групп, по сути, предопределяют завтрашний уровень образованности и культуры населения, численность и качество квалифицированных работников, что является во многом решающим с точки зрения современных тенденций мирового развития. Особенно важно все это в свете происходящих реформ в сфере образования. Подобно многим другим социальным институтам, образование не было готово к напору перемен, начавшихся в нашей стране. Постепенно, однако, и оно стало модифицироваться, воспринимая современные вызовы и отвечая на них формированием новых практик. Сегодня, с одной стороны, уже можно подводить некоторые итоги, рассматривая динамику происходящего, сравнивая нынешнюю ситуацию и прошлую; а с другой - следует оценить тенденции в связи с планами и конкретными мерами по модернизации образования, особенно на местном уровне. Таким образом, на современном этапе существует необходимость обосновать особенности финансирования национальных проектов. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Реализация приоритетов национальных проектов в Московской области (на примере реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск).
Объект исследования – реализация национального проекта «Образование» в МО Красногорск.
Предмет исследования – особенности финансирования национального проекта.
Цель исследования – изучить особенности финансирования национального проекта «Образование» в МО Красногорск и предложить мероприятия по его совершенствованию.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать основные проблемы реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск.
2.Охарактеризовать объем и динамику бюджетных и внебюджетных средств финансирования образовательных учреждений МО Красногорск в системе финансового обеспечения реализации национального проекта «Образование».
3.Разработать мероприятия по совершенствованию механизма финансирования реализации национального проекта «Образование».
4. Оценить социально-экономическую эффективность мероприятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют охарактеризовать особенности финансирования и реализации национальных проектов, охарактеризованы проблемы финансирования в ходе реализации национального «Образование» и предложены мероприятия по его совершенствованию. Основные выводы и предложения могут быть учтены и использованы при разработке долгосрочной государственной стратегии и тактики в области финансирования образования регионов страны.
Структура работа: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ реализации национальных проектов в Московской области (на примере реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск)
1.1.Анализ основных проблем реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск…………………………………………………6
1.2.Бюджетные и внебюджетные средства финансирования образовательных учреждений МО Красногорск в системе финансового обеспечения реализации национального проекта «Образование»…………………………………………..11
Глава 2. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск
2.1.Мероприятия по совершенствованию финансирования реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск…………………….15
3.2.Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию финансирования реализации национального проекта «Образование» в МО Красногорск…………………….22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………………30
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Анализ системы образования г. Красногорска показал, что Управление образования осуществляет администрация г. Красногорска.
Существенный рост объема финансирования в 2007 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей: оплата труда гос. служащих – на 65,5 %; начисления на оплату труда – на 65,5 %; транспортные услуги – на 80 %; оплата потребленной электроэнергии – на 20,4 %.
Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям: совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования; дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.
В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев: передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой); включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. В перспективе для района выделятся несколько приоритетных задач, решение которых будет способствовать. В настоящее время для г. Красногорска наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования: повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
Важнейшим условием эффективной реализации национальных проектов, в том числе и национального проекта «Образование» в Красногорске выступает их реальное инвестиционное обеспечение. В проблеме инвестиционной обеспеченности национальных проектов необходимо выделить как минимум две составляющие: во-первых, это инвестиционные возможности страны, а во-вторых, исторически сложившаяся дифференциация регионов и отраслей по своей финансовой обеспеченности. По наличию инвестиций: в силу сложившейся конъюнктуры цен на топливные ресурсы и профицит бюджета можно сделать вывод о том, что в России имеются ресурсы для реализации национальных проектов. В процессе уточнения бюджетной росписи по нацпроектам произошло, во-первых, сокращение плановой суммы финансирования на 14.2% по всем проектам, кроме «Здоровья», а во-вторых, кассовое исполнение уточненной бюджетной росписи за 10 месяцев 2008 г. составило по нацпроекту «Здоровье» 50.2%, «Образование» – 61.4%, «Доступное и комфортное жилье…» – 70.9%, по «АПК» - 63.2%. Это говорит о значительных сложностях с выделением и освоением бюджетных средств под национальные проекты, с незавершенностью разработки нормативных актов. Эти же проблемы наблюдаются и на уровне регионов. Судя по данным, приведенным в таблице, финансирование национальных проектов в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличивается в 1.8 раза.
1,200 руб.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ (в ред. 2008 г.)// Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1// Сборник документов - М., 2007.
3. Приказ Минфина России от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. 2008 г.) // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».
4. Федеральный закон “Об образовании” (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) (в ред. 2008 г.) // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год» от 10.12.2007 г.
6. Федеральный закон « О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в ред. 2008 г.)// Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.06.98 г № 34н п. 79. (в ред. 2008 г.)// Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».
8. Беляков С.А., Лекции по экономике образования – М.: ГУВШЭ, 2006. – 208 с.
9. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2007. – 409 с.
10. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного общественного управления общим образованием в России // Менеджмент в образовании. – 2007.
11. Бабанова Т. Проектная деятельность некоммерческих организаций – М., 2007.
12. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент - К., 2008.
13. Белаш Т.А. Зарубежный опыт государственного регулирования конкурентоспособности национальной экономики за счет реализации наципроектов – М., 2006.
14.Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2007. № 2.
15.Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2006. - №12.
16. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов // Менеджмент в образовании. – 2005. - №3.
17. Вифлиемский А.В., Чиркина О.В. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях. – М. : Педагогический поиск, 2005.
18. Гневко В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб : ИуиЭ, 2006.
19. Гневко В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями. СПб. : Бизнес – Центр, 2006.
20. Государственные инвестиции в приоритетные национальные проекты (доступное жилье). В сб. «Институты государственного регулирования экономики». М. ИЭ РАН. 2007.
21. Егоршин А.П. Перспективы развития образования в России в ХХI веке // Университетское управление. – 2006. - № 4 (14).
22. Инвестиционная составляющая экономической стратегии государства. В докладе «Концептуальные подходы к стратегии и тактике государственного регулирования экономики». М. ИЭ РАН. 2007.
23. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под рея. П.Н. Завалина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд.2-е, переработ, и доп. - М: ЦИСМ, - М., 2007.
24. Ильенкова С.Д. Инвестиционный менеджмент, - М., 2001.
25. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006.
26. Клименко А.В. Планирование капитальных вложений - М., 2006.
27. Красовский В.П. Долгосрочные программы капитальных вложений. Экономические проблемы и модели\", - М., 2004.
28. Ковалев Г.Д. Инвестиционный менеджмент, - М., 2005.
29. Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006., январь, № 1.
30. Методические подходы к оценке эффективности национальных проектов. Региональный вестник молодых ученых. 2006. №3.
31. Михальченкова Н.А. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» - М., 2007.
32. Миленина Н.С. Проблемы государственного финансового контроля за реализацией национальных проектов – М., 2008.
33. Макарова, Е.О. Человеческий капитал в инновационной экономике / Е.О.Макарова // Вестник Казанского ГАУ. Научный журнал. – Казань: Изд-во Казанского ГАУ, – № 2(8). – 2008.
34. Макарова, Е.О. Инвестиции в образование и формирование человеческого капитала / Е.О.Макарова // Экономический Вестник Республики Татарстан. – Казань: Изд-во издательский центр Татарстанстат, – № 4. – 2008.
35. Макарова, Е.О. Теоретические основы концепции человеческого капитала / Е.О.Макарова // Вопросы гуманитарных наук. – М.: Изд-во «Компания Спутник+», – № 4(25). – 2006.
1,200 руб.