Актуальность темы исследования. В настоящее время в России на новом этапе развития изменились устоявшиеся раннее в советскую эпоху оценки происходящего в экономической и политической сферах, в развитии общества. Повышение качества жизни граждан страны на сегодня стало одной из важнейших задач государственной политики. Так как в годы экономического кризиса 90-х годов правительство допустило значительные ошибки в определении методов и средств развития реформ, что оказало существенное влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности страны и негативно отразилось на уровне жизни населения, что повлекло снижения уровня доверия населения к социальной политике государства.
После ухода с поста Президента РФ Б.Н. Ельцина, новому Президенту РФ В.В. Путину было необходимо принимать срочные решения по разрешению острейших проблем, с которыми сталкивались люди в своей жизни ежедневно. Новому правительству необходимо было разрабатывать новые программы, направленные на решение острых социальных проблем в обществе и определять тенденции развития основных направлений социальной политики государства на предстоящие десятилетия.
Опираясь на ст. 7 Конституции Российской Федерации , Президент РФ и правительство определили главной целью новой социальной политики государства обеспечение достойного уровня и качества жизни каждого человека в стране. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. объявил о переходе от стабилизационного и восстановительного этапа к новому этапу ускоренного общественно-экономического развития России и потребовал от органов государственной власти выработки новой идеологии и стратегии. Что и было сделано уже в 2005 году при объявлении Президентом РФ В.В. Путиным о начале разработки и реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере, которые должны были стать элементом той новой стратегии социально-экономического развития страны. Решено было сконцентрировать внимание государства на разрешении самых важных социальных проблем граждан – качество и доступность здравоохранения и образования, разрешение жилищных проблем.
Сформулированная идея В.В. Путина о приоритетных национальных проектах была воспринята обществом по-разному. Как отмечает Д.Т. Корчагина: «Диапазон мнений по поводу содержания, правового регулирования и реализации проектов значителен: от особенностей развития страны на очередной год, связанных преимущественно с увеличением финансирования заявленных сфер, до определения национальных проектов как долгосрочных приоритетных направлений политики и даже как своеобразного эквивалента национальной идеи» .
На наш взгляд, реализация национальных проектов - приоритетная долгосрочная задача, что должно находить свое отражение при подготовке законов о бюджете на очередной год. Лишнее тому подтверждение - Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) , где реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития агропромышленного комплекса названа в качестве ориентира на данный период, а также Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , где отмечается, что главные цели национальных проектов за период 2005-2008 гг. были в основном достигнуты и в результате были заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений, а экономический рост приобрел устойчивый характер, но государство не отказывается от дальнейших активных мер в обозначенных направлениях, а национальные проекты в социальной сфере трансформируются в целевые государственные программы, рассчитанные на долгосрочную перспективу.
Решение проблем здравоохранения, образования, доступности жилья и поддержания сельскохозяйственного производства является решением не только экономических проблем, но и поддержанием стабильности вопросов национальной безопасности, определяющим моментом в разрешении демографических проблем, что имеет наибольшую важность для дальнейшего развития нашей страны.
Правовое обеспечение и реализацию национальных проектов на региональном уровне в социальной сфере считаем необходимым рассмотреть на примере Московской области. Подмосковье находится в десятке наиболее сильных регионов нашей страны. Это один из самых густонаселенных регионов страны. Московская область является уникальным регионом по сочетанию развитой городской инфраструктуры и сельскохозяйственного производства. На территории Московской области создано несколько наукоградов, действует одна из самых развитых систем здравоохранения в стране. Таким образом, изучение правового обеспечения и реализации национальных проектов во всех социальных направлениях в Московской области является наиболее интересным и актуальным.
Так как правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере требует большой нормотворческой работы всех уровней власти, от федеральной до субъектов РФ и муниципалитетов, и принятия большого количества нормативных правовых актов во всех социальных сферах общества, то изучение указанного направления нормотворческой работы органов государственной власти исходя из его значимости для социально-экономического развития страны, нам представляется необходимо провести с научной точки зрения, что и определяет актуальность темы настоящей дипломной работы.
Степень разработанности темы. С начала реализации приоритетных национальных проектов в России в 2005 г. до настоящего времени вышло немало книг и научных публикаций, исследующих правовое обеспечение, механизм и реализацию национальных проектов в социальной сфере в России, например таких авторов, как Воробьев Н.И., Глазунов С., Колдаева Н.П., Матненко А.С., Назаров В.Н., Поленина С.В., Самошин В., Сергиенко А., Скурко Е.В., Сосенков Ф.С. и др. , было проведено несколько научных исследований в области права, экономики и политологии, например такими авторами, как Власова А.А., Горшков Д.А., Казанцев В.О., Ливанская Е.В., Строганов К.М. , которые послужили теоретической основой для написания настоящей работы.
Были организованы и проведены международные и всероссийские научные конференции, посвященные проблемам правового обеспечения и реализации национальных проектов в социальной сфере в России, например, такие, как Всероссийская научно-практическая конференция VII Международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (14-15 декабря 2006 г.) в г. Москва, Международная научно-практическая конференция «Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства» (30 марта 2007 г.) в г. Москва, Всероссийская научно-практическая конференция «Приоритетные национальные проекты: результаты, проблемы, перспективы» (12 октября 2007 г.) в г. Волгоград, IX Международная научная конференция “Россия: ключевые проблемы и решения” (11-12 декабря 2008 г.) в г. Москва, V Всероссийская научно-практическая конференция «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России» (28–29 мая 2009 г.) в г. Москва, материалы которых также были изучены при написании настоящей работы.
Исследования перечисленных авторов имеют теоретическую и практическую значимость, но в связи с изменением современных условий в социальной сфере в стране считаем целесообразным продолжить исследование проблем государственной социальной политики и результатов реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование современной социальной политики в России, комплексный анализ правового регулирования и реализации национальных проектов в социальной сфере, выявление проблем и пробелов в правовом обеспечении национальных проектов в России и в Московской области.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- выявить исторические и социальные предпосылки возникновения приоритетных национальных проектов в социальной сфере в России;
- исследовать нормативно-правовую базу приоритетных национальных проектов, провести анализ правового регулирования национальных проектов как на федеральном уровне, так и на региональном (на примере Московской области);
- исследовать цели, направления, основные механизмы, инструментарии реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики.
- выявить пробелы в правовом регулирования национальных проектов в социальной сфере и определить проблемы, возникающие при реализации национальных проектов в России и в Московской области;
- сделать научно обоснованные выводы и сформулировать практические рекомендации по совершенствованию и развитию законодательства в сфере регулирования приоритетных национальных проектов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются приоритетные национальные проекты в социальной сфере и процесс их реализации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации и Московской области, регулирующие социально-экономические отношения, складывающиеся и развивающиеся в процессе реализации приоритетных национальных проектов.
Теоретической основой исследования в выпускной квалификационной работе послужили труды ученых по вопросам теории и практики социальной политики, социального развития, правового обеспечения и реализации национальных проектов в социальной сфере.
В работе использованы статистические сборники, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Московской области, публикации в периодической печати.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что комплексное исследование правового регулирования национальных проектов в социальной сфере на федеральном и региональном уровнях позволяет выявить и раскрыть существующие проблемы, касающиеся вопросов социальной политики государства и повышения социального благополучия населения.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, в котором раскрывается актуальность и степень разработанности проблемы, ставятся цели и задачи исследования; двух глав, содержащих шесть параграфов, в первой главе исследуется правовое обеспечение, цели, сущность и содержание приоритетных национальных проектов в социальной сфере на федеральном уровне, во второй главе проводится анализ правового регулирования и выявляются проблемы реализации национальных проектов в социальной сфере на региональном уровне на примере Московской области; заключения, в котором делаются общие выводы и практические рекомендации по результатам проведенного исследования; списка использованных при написании источников, нормативных правовых актов и научной литературы.
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе мы можем сделать следующие выводы.
В современный период все яснее проявляется один из основополагающих подходов к управлению социальным развитием – метод выбора приоритетов социальных проектов, которые способствуют достижению цели развития общества. Реализация этих проектов формирует условия для расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни, социального благополучия людей. Проектный подход на макроуровне позволяет более гибко учитывать то, что происходит смена приоритетов экономической и социальной политики. Необходима новая модель социальной политики, основанная на особенностях федеративного устройства государства и специфике распределения полномочий между различными уровнями власти.
Национальные проекты, по нашему мнению, стали новой моделью реализации социальной политики государства в современных условиях и являются задачами общенационального масштаба. Весьма значимо выделение в социальном развитии ключевых направлений: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». Именно такой совокупностью целесообразно представлять составляющие понятия «инвестиции в человека». Достижение существенных прорывов в развитии по этим направлениям послужит и укреплению социальной стабильности, и созданию атмосферы в обществе, способствующей развитию деловой активности.
Национальные проекты в социальной сфере – принципиально новая методика с применением прозрачной системы целевых показателей. Она включает в себя комплекс правовых, организационных и финансовых мер, предпринимаемых федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, с целью позитивного изменения в определенных социальных областях и, таким образом, качественного улучшения жизни населения.
Успех реализации национальных проектов в социальной сфере в немалой степени зависит от выработки механизмов их реализации (правовой, организационный, финансовый, контрольный и т.д.), содержание которых раскрыто в работе: от комплексного нормативно-правового регулирования на всех уровнях реализации национальных проектов до четкой координации усилий и слаженности действий федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и, конечно, прежде всего, от непосредственного участия самого населения в процессе их реализации.
Обеспечение реализации приоритетных национальных проектов на региональном и муниципальном уровне имеет большое значение, так как помимо национальных проектов на региональном уровне реализуются региональные целевые социально-экономические программы. В работе проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие реализацию национальных проектов в социальной сфере в Московской области, выявлены тенденции развития и проблемы, требующие дальнейшего совершенствования правового регулирования национальных проектов.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» определил точки роста по тем направлениям, которые являются актуальными для проведения активной политики модернизации здравоохранения. Все достигнутое – лишь начало большого пути реформирования отрасли. По-прежнему остаются нерешенными вопросы о способах и источниках финансирования здравоохранения и некоторых направлений национального проекта, модернизации обязательного медицинского страхования, установления медико-социальных стандартов, обязательных для обеспечения государством, реформирования оплаты труда медицинских работников и многие другие.
Для совершенствования правовой базы реформирования здравоохранения и развития точек роста, которые очевидно проявились в результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», целесообразно в первоочередном порядке принять с целью законодательного регулирования системы здравоохранения - федеральный закон «О здравоохранении в Российской Федерации»; с целью конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи - федеральный закон «О государственных гарантиях медицинской помощи».
Наряду с положительными результатами, которые достигнуты в ходе реализации приоритетного проекта «Образование», следует отметить, что проблем и не решенных вопросов в сфере образования остается достаточно много. Необходимы принципиальные изменения в материальном базисе школьного образования. В каждой школе для доступного качественного образования государством должен быть создан некий минимум материальной обеспеченности, соответственно положениям Закона РФ «Об образовании», что до сих пор не обеспечено на практике. Другой немаловажной проблемой остается информатизация, внедрение дистанционных образовательных технологий, иных современных методов обучения.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не только самый сложный, но и самый масштабный, тесно связанный с другими национальными проектами. На сегодня как на федеральном уровне, так и субъектами РФ, в частности в Московской области, разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Принятые законы дали определенные положительные результаты. Однако действующее законодательство не охватывает всего круга проблем и требует дальнейшего совершенствования.
Эффективность проведенных мер в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» оказалась не столь значимой, как ожидалось. Так, реструктуризация задолженности хозяйств, списание штрафов и пени привели к тому, что постепенно стало сокращаться число убыточных сельхозпредприятий. Однако, в целом предпринимаемые усилия по поддержке отрасли не обеспечили ее конкурентоспособности, самофинансирования хозяйствующих субъектов и, более того, упрочили их зависимость от внешнего финансирования, что подтверждается возросшим размером субсидий из бюджета.
В целом, анализ структуры нормативных правовых актов и хода реализации национальных проектов в социальной сфере позволяет сделать несколько общих выводов. Направления, выбранные для национальных проектов в социальной сфере, действительно актуальны и поэтому требуют концентрации ресурсов государства и общества. Единственным крупным упущением является отсутствие в списке этих направлений культуры.
Отсутствие комплексного правового регулирования национальных проектов привело к разрозненности конкретных мероприятий, многие из которых давно назрели, но реализуемые вне единого правового поля и замысла зачастую не давали (не дают) ожидаемого положительного эффекта.
Приоритетные национальные проекты государства в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и создании доступного жилья направлены на \"точечное\" решение наиболее острых социальных проблем за счет государственного финансирования. Они действительно должны произвести и производят существенные сдвиги в этих сферах. Но развитие социально-экономических функций государства — это системная стратегическая проблема, затрагивающая всю совокупность распределительных институтов, и с этой точки зрения национальные проекты только частично затрагивают эту проблему и, как показывает практика, иногда наоборот, приводят к новым проблемам в этой сфере.
Очевидно, что для нормативно-правового обеспечения указанных задач потребуется проведение скоординированной работы Правительства России, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографии, федеральных министерств, агентств и служб, а также региональных органов власти и муниципальных образований.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты
1. \"Конституция Российской Федерации\" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
2. \"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)\" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
3. \"Бюджетный кодекс Российской Федерации\" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.
4. \"Земельный кодекс Российской Федерации\" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.
5. \"Жилищный кодекс Российской Федерации\" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
6. \"Градостроительный кодекс Российской Федерации\" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
7. Закон РФ \"Об образовании\" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 150.
8. Федеральный закон \"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним\" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3594.
9. Федеральный закон \"Об ипотеке (залоге недвижимости)\" от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 20.07.1998. N 29. Ст. 3400.
10. Федеральный закон\"Об оценочной деятельности в Российской Федерации\" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813.
11. Федеральный закон \"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей\" от 25.10.2002 N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. N 43. Ст. 4188.
12. Федеральный закон \"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации\" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822,
13. Федеральный закон \"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса\" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 36.
14. Федеральный закон \"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации\" от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 40.
15. Федеральный закон \"О жилищных накопительных кооперативах\" от 30.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 41.
16. Федеральный закон \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей\" от 05.12.2006 N 207-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5285.
17. Федеральный закон \"О федеральном бюджете на 2007 год\" от 19.12.2006 N 238-ФЗ (ред. от 23.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. N 52 (2 ч.). Ст. 5504.
18. Федеральный закон \"Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию\" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). Ст. 18.
19. Федеральный закон \"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей\" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). Ст. 19.
20. Федеральный закон \"О развитии сельского хозяйства\" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 05.04.2009, с изм. от 24.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). Ст. 27.
21. Федеральный закон \"О внесении изменений в Закон Российской Федерации \"Об образовании\" и Федеральный закон \"О высшем и послевузовском профессиональном образовании\" в части проведения единого государственного экзамена\" от 09.02.2007 N 17-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 12.02.2007. N 7. Ст. 838.
22. Федеральный закон \"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации\" от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства РФ. 30.04.2007. N 18. Ст. 2117.
23. Федеральный закон \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования\" от 21.07.2007 N 194-ФЗ (ред. от 24.04.2008) // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. N 30. Ст. 3808.
24. Федеральный закон \"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов\" от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 3995.
25. Федеральный закон \"О внесении изменений в Федеральный закон \"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей\" от 25.10.2007 N 233-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2007. N 44. Ст. 5281.
26. Федеральный закон \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки\" от 01.12.2007 N 308-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6069.
27. Федеральный закон \"О содействии развитию жилищного строительства\" от 24.07.2008 N 161-ФЗ (ред. от 07.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 28.07.2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3617.
28. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» от 21.10.2005 N 1226 (ред. от 10.07.2008) // Российская газета. – 2005. – 25 окт. - N 239.
29. Указ Президента РФ \"Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года\" от 09.10.2007 N 1351 // Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. N 42. Ст. 5009.
30. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 715 \"О мерах по развитию жилищного строительства\" // Собрание законодательства РФ. 12.05.2008. N 19. Ст. 2117.
31. Указ Президента РФ \"О федеральных университетах\" от 07.05.2008 N 716 // Собрание законодательства РФ. 12.05.2008. N 19. Ст. 2118.
32. Постановление Правительства РФ \"О Федеральной целевой программе \"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации\" от 17.07.2001 N 540 (с изм. от 21.10.2004) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2001. N 31. Ст. 3280.
33. Постановление Правительства РФ \"О федеральной целевой программе \"Жилище\" на 2002 - 2010 годы\" от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 24.09.2001. N 39. Ст. 3770.
34. Постановление Правительства РФ \"Об утверждении Федеральной целевой программы \"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)\" от 25.10.2001 N 745 (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 05.11.2001. N 45. Ст. 4265.
35. Постановление Правительства РФ \"О Федеральной целевой программе \"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)\" от 13.11.2001 N 790 (с изм. от 21.10.2004) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. N 49. Ст. 4620.
36. Постановление Правительства РФ \"О федеральной целевой программе \"Социальное развитие села до 2012 года\" от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 09.12.2002. N 49. Ст. 4887.
37. Постановление Правительства РФ \"О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы\" от 23.12.2005 N 803 (ред. от 24.03.2008) // Собрание законодательства РФ. 09.01.2006. N 2. Ст. 186.
38. Постановление Правительства РФ \"О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений\" от 30.12.2005 N 854 (ред. от 10.06.2006) // Собрание законодательства РФ. 09.01.2006. N 2. Ст. 217.
39. Постановление Правительства РФ \"Об обеспечении государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 2006 году за счет средств федерального бюджета диагностическими средствами и антиретровирусными препаратами в целях профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, оборудованием и расходными материалами для неонатального скрининга\" от 31.12.2005 N 870 // Собрание законодательства РФ. 23.01.2006. N 4. Ст. 379.
40. Постановление Правительства РФ \"Об обеспечении в 2006 году машинами скорой медицинской помощи и реанимобилями учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации\" от 31.12.2005 N 871 // Собрание законодательства РФ. 23.01.2006. N 4. Ст. 380.
41. Постановление Правительства РФ \"О Федеральной целевой программе \"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы\" от 11.01.2006 N 7 (ред. от 25.09.2008) // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 304.
42. Постановление Правительства РФ \"О федеральной целевой программе \"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года\" от 20.02.2006 N 99 (ред. от 16.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 06.03.2006. N 10. Ст. 1101.
43. Постановление Правительства РФ \"О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий\" от 20.03.2006 N 139 (ред. от 22.10.2008) // Собрание законодательства РФ. 27.03.2006. N 13. Ст. 1392.
44. Постановление Правительства РФ \"О некоторых вопросах реализации подпрограммы \"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством\" федеральной целевой программы \"Жилище\" на 2002 - 2010 годы\" от 21.03.2006 N 153 (ред. от 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 27.03.2006. N 13. Ст. 1405.
45. Постановление Правительства РФ \"Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи\" от 30.10.2006 N 635 // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. N 45. Ст. 4709.
46. Постановление Правительства РФ \"О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения (а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации)\" от 30.12.2006 N 863 // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (2 ч.). Ст. 311.
47. Постановление Правительства РФ \"Об обеспечении в 2007 году санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей, государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь\" от 30.12.2006 N 867 // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (2 ч.). Ст. 315.
48. Постановление Правительства РФ\"Об обеспечении в 2007 году диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи, а также женских консультаций\" от 30.12.2006 N 868 // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (2 ч.). Ст. 316.
49. Постановление Правительства РФ \"О порядке направления в 2007 году средств федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, Российской академии наук, Сибирского и Дальневосточного отделений Российской академии наук (при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи)\" от 30.12.2006 N 874 (ред. от 17.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (2 ч.). Ст. 322.
50. Постановление Правительства РФ \"О федеральной целевой программе \"Дети России\" на 2007 - 2010 годы\" от 21.03.2007 N 172 (ред. от 23.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 02.04.2007. N 14. Ст. 1688.
51. Постановление Правительства РФ \"О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы\" от 14.07.2007 N 446 // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4080.
52. Постановление Правительства РФ \"О федеральной целевой программе \"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы\" от 02.08.2007 N 498 (ред. от 22.10.2008) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2007. N 33. Ст. 4205.
53. Распоряжение Правительства РФ \"О реорганизации государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования \"Красноярский государственный университет\", Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, \"Красноярский государственный технический университет\", \"Государственный университет цветных металлов и золота\" в форме присоединения учреждений к университету\" от 04.11.2006 N 1518-р // Собрание законодательства РФ. 20.11.2006. N 47. Ст. 4923.
54. Распоряжение Правительства РФ \"О реорганизации государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования \"Ростовский государственный университет\" (г. Ростов-на-Дону), \"Ростовская государственная академия архитектуры и искусства\" (г. Ростов-на-Дону), \"Ростовский государственный педагогический университет\" (г. Ростов-на-Дону) и \"Таганрогский государственный радиотехнический университет\" (г. Таганрог, Ростовская область) в форме присоединения учреждений к университету, образовав федеральное государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Южный федеральный университет\" от 23.11.2006 N 1616-р // Собрание законодательства РФ. 27.11.2006. N 48. Ст. 5085.
55. Распоряжение Правительства РФ \"Об утверждении Концепции федеральной целевой программы \"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России\" на 2009 - 2013 годы\" от 07.04.2008 N 440-р // Собрание законодательства РФ. 14.04.2008. N 15. Ст. 1581.
56. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 N 1662-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.
57. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» от 26.05.2004 // Российская газета. – 2004. – 27 мая. - N 109.
58. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» от 10.05.2006 // Российская газета. – 2006. – 11 мая. - N 97.
59. Приказ Минобрнауки РФ \"О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации\" от 03.08.2006 N 201 // Официальные документы в образовании. 2006. N 29.
60. Приказ Рособразования \"О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования \"Сибирский федеральный университет\" от 28.11.2006 N 1417 (ред. от 13.12.2006) // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2007. N 1.
61. Приказ Рособразования \"О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования \"Южный федеральный университет\" от 04.12.2006 N 1447 (ред. от 15.12.2006) // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2007. N 1.
62. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.01.2007 N 11 \"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов\" // http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_152791.html
63. Протокол Заседания Президиума Государственного совета «О мерах по обеспечению граждан России доступным жильем» от 19.04.2005 № 43 // http://www.kremlin.ru/text/stcdocs/2005/04/95880.shtml
64. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов на 2007 год, одобрены Протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике № 16 от 21.02.2007 // www.rost.ru/main/2007.shtm
65. Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году, одобрены Протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28.02.2008 // www.rost.ru/main/priors/2008.shtml
66. Программа реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009–2012 годы, одобрена Протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24.12.2008 // www.rost.ru/main/priors/2008.shtml
67. Закон Московской области \"О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области\" от 05.04.1996 N 11/96-ОЗ (ред. от 01.04.2006) // Вестник Московской областной Думы. 1996. N 6.
68. Закон Московской области \"Об областной целевой Программе \"Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы\" от 07.07.2001 N 122/2001-ОЗ (ред. от 15.01.2003) // Вестник Московской областной Думы. 2001. N 8 (часть 2).
69. Закон Московской области \"О здравоохранении в Московской области\" от 11.11.2005 N 240/2005-ОЗ (ред. от 27.12.2008) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 19.11.2005. N 220.
70. Закон Московской области \"О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2006 год\" от 14.11.2005 N 241/2005-ОЗ (ред. от 21.12.2006) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 26.11.2005. N 225.
71. Закон Московской области \"О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Московской области\" от 27.02.2006 N 26/2006-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 04.03.2006. N 38.
72. Закон Московской области \"О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет\" от 01.03.2006 N 27/2006-ОЗ (ред. от 27.12.2008) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 11.03.2006. N 41.
73. Закон Московской области \"Об областной целевой программе \"Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов\" от 04.04.2006 N 48/2006-ОЗ (ред. от 20.07.2007) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 15.04.2006. N 66.; 19.04.2006. N 68.
74. Закон Московской области \"О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан\" от 26.07.2006 N 124/2006-ОЗ (ред. от 29.12.2007) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 29.07.2006. N 137.
75. Закон Московской области \"Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов\" от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ (ред. от 17.07.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 29.07.2006. N 137.
76. Закон Московской области \"Об областной целевой программе \"Жилище\" на 2006-2010 годы\" от 27.07.2006 N 133/2006-ОЗ (ред. от 27.12.2008) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 05.08.2006. N 142.; 09.08.2006. N 144.
77. Закон Московской области \"О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2007 год\" от 17.11.2006 N 204/2006-ОЗ (ред. от 27.12.2007) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 25.11.2006. N 220.
78. Закон Московской области \"О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области\" от 28.12.2006 N 257/2006-ОЗ (ред. от 04.02.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 30.12.2006. N 245.
79. Закон Московской области \"О Генеральном плане развития Московской области\" от 07.03.2007 N 36/2007-ОЗ (ред. от 27.02.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 17.03.2007. N 46.
80. Закон Московской области \"Об областной целевой программе \"Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2008-2011 годов\" от 19.07.2007 N 128/2007-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 26.07.2007. N 133.
81. Закон Московской области \"Об областной целевой программе \"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период 2008-2011 годов\" от 24.09.2007 N 158/2007-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 29.09.2007. N 180.
82. Закон Московской области \"О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2008 год\" от 03.11.2007 N 192/2007-ОЗ (ред. от 27.12.2008) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 17.11.2007. N 214.
83. Закон Московской области \"О внесении изменений в Закон Московской области \"Об областной целевой программе \"Жилище\" на 2006-2010 годы\" от 11.04.2008 N 39/2008-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 26.04.2008. N 87.
84. Закон Московской области \"О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи\" от 18.04.2008 N 48/2008-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 29.04.2008. N 89.
85. Закон Московской области \"О признании утратившим силу Закона Московской области \"Об областной целевой программе \"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период 2008-2011 годов\" от 10.06.2008 N 81/2008-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 25.06.2008. N 128.
86. Закон Московской области \"О признании утратившим силу Закона Московской области \"Об областной целевой программе \"Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2008-2011 годов\" от 25.06.2008 N 86/2008-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 05.07.2008. N 137.
87. Закон Московской области \"О признании утратившими силу некоторых законов Московской области, регулирующих деятельность в сфере государственных программ социально-экономического развития Московской области\" от 04.07.2008 N 97/2008-ОЗ (ред. от 17.04.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 12.07.2008. N 143.
88. Закон Московской области \"О внесении изменений в Закон Московской области \"О здравоохранении в Московской области\" от 19.12.2008 N 214/2008-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 30.12.2008. N 285.
89. Закон Московской области \"О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации\" от 27.12.2008 N 237/2008-ОЗ (ред. от 30.04.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 30.12.2008. N 285.
90. Закон Московской области \"Об образовании\" от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 13.05.2009. N 87.
91. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении Программы Правительства Московской области \"Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах\" от 11.04.2005 N 226/10 (ред. от 13.04.2007) // Информационный вестник Правительства МО. 19.05.2005. N 5.
92. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении программы Правительства Московской области \"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Московской области на период 2006-2010 годов\" от 08.02.2006 N 75/52 // Информационный вестник Правительства МО. 27.03.2006. N 3.
93. Постановление Правительства Московской области \"О размере, условиях и порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи\" от 31.07.2006 N 733/29 (ред. от 16.04.2009) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 09.08.2006. N 144.
94. Постановление Правительства Московской области \"О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года\" от 15.12.2006 N 1164/49 // Информационный вестник Правительства МО. 12.02.2007. N 1.
95. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области \"Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов\" от 09.09.2008 N 795/33 // Информационный вестник Правительства МО. 30.10.2008. N 10.
96. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области \"Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года\" от 08.10.2008 N 911/38 (ред. от 03.08.2009) // Информационный вестник Правительства МО. 28.11.2008. N 11.
97. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области \"Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов\" от 20.11.2008 N 1038/44 // Информационный вестник Правительства МО. 26.12.2008. N 12.
98. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении норм обеспечения бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, форменной одеждой и другими предметами вещевого довольствия, предметами личной гигиены детей, обучающихся, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях Московской области\" от 16.01.2009 N 28/53 // Ежедневные Новости. Подмосковье. 28.01.2009. N 15.
99. Постановление Правительства Московской области \"Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области \"Жилище\" на 2009-2012 годы\" от 27.03.2009 N 241/12 (ред. от 22.07.2009) // Информационный вестник Правительства МО. 04.05.2009. N 4.
100. Постановление Правительства Московской области \"О Порядке предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2009 году\" от 06.05.2009 N 357/18 // Информационный вестник Правительства МО. 30.06.2009. N 6.
101. Постановление Правительства Московской области \"О предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, и по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с долгосрочной целевой программой Московской области \"Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов\" от 16.06.2009 N 474/24 // Ежедневные Новости. Подмосковье. 27.06.2009. N 118.
102. Решение Координационного совета по охране здоровья населения при Губернаторе Московской области \"Реализация приоритетного национального проекта \"Здоровье\" в Московской области\"от 16.03.2009 // http://mz.mosreg.ru/ministry_assembly/1049.html
Специальная литература
103. Ашиткова Т.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. Сборник научно-методических рекомендаций для прокуроров / Ашиткова Т.В., Викторов И.С., Терентьева Е.В., Шалыгин Б.И., Шерегова Ф.Х. – М.: Изд. Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2008. – 159 с.
104. Багин В.В., Рыжкова Т.Н. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути реализации в регионе // Журнал Регионология. – 2008. - № 3. – С. 4-12.
105. Батенева Т. Нацпроект \"Здоровье\": \"узкие\" специалисты завидуют терапевтам // Известия. – 2006. – 07 апр. – С. 4.
106. Васенина Н. Интервью с председателем Московской областной Думы Аксаковым В.: За 15 лет работы подмосковным парламентом принято более 2200 законов // Страна родная. – 2008. - № 12. – С. 4-6.
107. Волков С. Интервью с Министром образования и науки РФ Фурсенко А.А. \"Национальный проект - это катализатор системных изменений\" // Русский Журнал. – 2006. - № 2. – С. 2-6.
108. Власова А.А. Реализация национальных проектов на основе моделей государственно-частного партнерства в России: автореф. дис. … канд. экон. наук.: 08.00.05. – СПб., 2008. – 17 с.
109. Воробьев Н.И. Региональное законодательство как фактор правового обеспечения приоритетных национальных проектов // Социальное и пенсионное право. – 2007. - № 1. – С. 25-27.
110. Вступительное слово Президента РФ Медведева Д.А. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24.12.2008 // http://www.kremlin.ru/appears/2008/12/24/1418_type63374type63378type82634_210944.shtml
111. Глазунов С., Самошин В. Доступное жилье. Люди и национальный проект. – М.: Европа, 2006. – 96 с.
112. Гонтмахер Е.Ш. Национальные проекты: первые итоги реализации // Spero. – 2008. - № 8. – С. 119-134.
113. Горбунов Г.А. Приоритетному национальному проекту \"Развитие АПК\" требуется комплексный подход // Национальные проекты. – 2007. - № 7. – С. 16-22.
114. Горшков Д.А. Социально-экономические механизмы реализации приоритетных национальных проектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2008. - 26 c.
115. Греф Г.О. Национальные проекты: день сегодняшний и завтрашний // Национальные проекты. – 2006. - № 6. – С. 23-34.
116. Гриценко Н.Н. Социальное государство: перспективы его становления и развития в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 15 (235).- С. 3-23.
117. Жилинский Е.В. Здоровье нации - государственная политическая доминанта: национальный проект \"Здоровье\" // Власть. – 2006. - № 11. – С. 16-20.
118. Иваницкая И.И. Оценка развития рынка жилья в современной России // Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 12-16.
119. Ижаева З. Национальный приоритетный проект «Здоровье»: вопросы реализации и оценка врачей // Власть. – 2008. - № 6. – С. 19-21.
120. Информация Министерства экономики Московской области \"Ход реализации приоритетных национальных проектов на территории Московской области за 1 квартал 2009 года\" // http://me.mosreg.ru/s_e_s_pokazat/699.html
121. Информация о работе Московской областной Думы по обеспечению реализации национального проекта «Здоровье» на территории Московской области // http://www.moduma.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=526&Itemid=228
122. Информация Прокуратуры Московской области о координационном совещании по вопросам соблюдения законности при реализации приоритетных национальных проектов // http://www.mosoblproc.ru/news/?id=368&print=1
123. Казанцев В.О. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. – М., 2008 - 205 c.
124. Колдаева Н.П., Поленина С.В., Скурко Е.В. Некоторые вопросы правотворчества и развития российского законодательства в свете задач реализации приоритетных национальных проектов // Российская юстиция. – 2008. - № 7. – С. 44-47.
125. Коровкина Е.Б. Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов // Финансы. – 2007. - № 9. – С. 12-16.
126. Корчагина Д. Т. Правовые аспекты социальной политики государства на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. Право. Выпуск 15. – 2008. - № 8 (109). – С. 5-7.
127. Кудинова Л. Министр здравоохранения правительства Московской области Владимир Семёнов: Здоровье жителей Подмосковья – наш приоритет // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2009. – 17 июня. - N 110 (2063). – С. 2-3.
128. Лазарев А.И., Лазаренко В.А., Липатов В.А. Инновации в медицинской науке и высшем образовании // Материалы I Международной дистанционной научной конференции «Инновации в медицине» / Под ред. проф. А.И. Лазарева, проф. В.А. Лазаренко. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 3-9.
129. Ливанская Е.В. Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта \"Доступное и комфортное жилье - гражданам России\": дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. – Волгоград, 2007. - 208 c.
130. Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. – М.: Русь, 2007. – 144 с.
131. Назаров В.Н. Пробелы правового регулирования в процессе реализации приоритетных национальных проектов // \"Черные дыры\" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. – 2008. - № 1. – С. 465-467.
132. Образование станет богаче // Московский комсомолец. – 2009. – 25 фев. - № 26 (2784). – С. 6.
133. Побываев С. Приоритетные национальные проекты: новый алгоритм социальной политики в России // Анализ и формирование социальной политики: эффективный диалог. Аналитические материалы ГУ-ВШЭ-IREX. Информационно-аналитический портал www.SocPolitika.ru
134. Приоритетные национальные проекты. Цифры, факты, документы / Сост. Климова М. – М.: Европа, 2007. – 160 с.
135. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета. Москва. Кремль. 5 сентября 2005 г.// www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml
136. Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования // Приоритетный национальный проект «Образование»: Сборник материалов и нормативных актов. Информационный бюллетень ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ. – 2006. - № 24. – С. 7-8.
137. Свинаренко А.Г. Системные изменения в рамках приоритетного национального проекта \"Образование\" // Журнал российского права. – 2008. - № 4. – С. 10-15.
138. Сергиенко А. Надзор за реализацией приоритетных национальных проектов // Законность. – 2007. - № 2. – С. 2-4.
139. Сосенков Ф.С. К вопросу о роли регионального правотворчества в реализации приоритетных национальных проектов // \"Черные дыры\" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. – 2007. - № 2. – С. 33-35.
140. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 17.10.2006 // http://president.kremlin.ru/appears/2006/10/17/2000_type63378type63381_112647.shtml
141. Столбов А.П. Информационное обеспечение организации высокотехнологичной медицинской помощи населению. – М.: МЦФЭР, 2007. – 224 с.
142. Строганов К.М. Управление процессом реализации национальных проектов: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2007. – 180 с.
143. Суханова Л.П., Скляр М.С., Уткина Г.Ю. Современные тенденции репродуктивного процесса и организации службы родовспоможения в России // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. – N 5. - С. 37-42.
144. Тихомирова Е. 90 процентов врачей не получат прибавки к зарплате // Независимая газета. – 2005. – 19 сент. – С. 8.
145. Ухов Е. Халаты \"белые\" и \"черные\" // Труд. – 2006. – 01 март. – С. 6.
146. Щербаков Б.Ю. Информатизация образования: технократический и гуманитарный проекты // Право и образование. – 2008. - № 4. – С. 67-80.
3,000 руб.