Во время Второй Мировой Войны находясь в концлагере будущий основатель логотерапии, известный психолог В. Франкл поставил себе задачу выжить, благодаря одной единственной цели: при выходе из концлагеря написать книгу. Эта книга, как сам он потом говорил, стала его смыслом выжить в условиях, когда человек теряет всяческую надежду, не позволила ему сломаться, стала возможностью осознать необходимость жизни.
Значимость обретения смысла жизни для человека, того ради чего стоит жить, нет причин доказывать. Между тем большинство людей постоянно находятся в поисках этого смысла и, к сожалению, многие умирают, так и обретя его.
В данном исследовании мы коснемся проблемы утраты смысла жизни в зрелом возрасте.
На сегодняшний день этот период развития и жизни человека, являясь самым объемным по количеству охватываемых лет, является и одним из самых малоизученных. И между тем этот период, не смотря на то, что основные моменты развития личности, ее созревания, роста ее определенных психологических показателей затормаживают свой темп, является во многом основным, самым важным для человека. Это период активной деятельности, реализации себя, раскрытия своих потенциалов. Люди, которые творят историю, которые принимают самые важные решения, которые продолжают человеческий род, от которых зависит во многом будущее для подрастающего поколения находятся в зрелом возрасте.
В проводимом нами теоретическом исследовании мы выдвигаем предположение, что утрата смысла жизни в зрелом возрасте является весьма острой проблемой.
В данной работе в целях проверки своей гипотезы мы проведем теоретический анализ проблемы смысла жизни с позиции различных авторов, как отечественных и зарубежных, рассмотрим психологические особенности зрелого возраста с точек зрения различных ученых и попытаемся определить, насколько остро стоит проблема потери смысла жизни для взрослого человека.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический анализ потери смысла жизни………………………...6
1.1. Проблема смысла и бессмысленности в психологии……………………..6
1.2. Проблема смысла жизни и ценностных ориентаций в психологии…….9
1.3. Проблема потери смысла жизни…………………………………………...16
Выводы……..……………………………………………………………………19
Глава 2. Психологические особенности зрелого возраста………...…………21
2.1. Понятие зрелого возраста в психологии……………….…………………21
2.2 Психологическая характеристика зрелого возраста на разных его этапах…………………………………………………………………………….26
2.3. Кризис тридцати лет………………………………………………………. 30
2.4 Кризис сорока лет…………………………………………………………...31
2.5 Зрелость и психологический возраст………………………………………33
Выводы…………………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..39
1,200 руб.
Если отталкиваясь от теории Франкла, рассматривать смысл жизни, как одну из основных движущих сил развития человека, а зрелый возраст как период торможения процессов развития, то можно придти к умозаключению, суть которого состоит в том, что при торможении процессов развитии может возникнуть и проблема с поиском смысла.
Стоит так же обратить внимание на позицию Леонтьева, о том, что смысл может быть нам виден как в настоящем, так и в прошлом и будущем. Здесь необходимо отметить, что в период зрелости человек находится как бы посередине отрезка «прошлое-будущее». И здесь возникает один момент: будущее ему кажется уже не таким далеким и бесконечным, как юноше или подростку, но и прошлое еще было не настолько далеко, чтобы видеть смысл в его заслугах. Отсюда этот серединный этап может и стать самой проблемой поиска смысла, и даже скорее поиска времени, где его следует искать.
Так же в пользу подтверждения гипотезы можно сказать о том, что если поиски смысла жизни для более молодого поколения более просты по причине большего количества возможных жизненных выборов, более низком уровне ответственность за свою жизнь, меньшего реализма и др, то в зрелом возрасте на человека наваливается больший груз ответственности, меньшая возможность выбирать, более узкое представление о жизни.
Так же уже было отмечено, что более остро проблема утраты смысла жизни наблюдается при кризисе тридцати лет, который нередко и называют кризисом смысла жизни. Человеку порой трудно найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности.
Между тем проблема потери смысла жизни может проявляться и к сорока годам когда дети вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения, возникают проблемы с переосмысливанием и переоцениванием супружеской жизни и человек снова оказывается на распутье и в поисках себя.
Так же проблема смысла жизни весьма остро начинается в поздней зрелости, когда человек уходя на пенсию иногда теряет чувство собственной социальной значимости, особенно если работа занимала в его жизни важнейшее место.
Таким образом, основываясь на теоретическом анализе проблемы утраты смысла жизни, мы можем придти к выводу, что этот огромный по сравнению с остальными период развития и жизни человека наполнен как минимум тремя кризисами, касаемых обретения смысла жизни. Отсюда можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась: в период зрелости проблема утраты смысла жизни стоит очень остро.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сказать что мы достигли цели нашего исследования, и справились с поставленными задачами, изучив подробно проблему потери смысла жизни в зрелом возрасте, проведя теоретический анализ проблемы смысла жизни в психологии и психологических особенностей зрелого возраста, а так же проверив выдвинутую нами в начале исследования теоретическую гипотезу.
1,200 руб.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет научного познания / Б. Г. Ананьев.
- М.: Наука, 1961.-420 с.
2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20.-№ 1.- С. 6-19.
3. Анцыферова, Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. Принцип развития в психологии / Л. И. Анцыферова. - М., 1978. – 516 с.
4. Баттерводт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Дж. Баттерводт. – М.:Когито-Центр, 2000. – 350 с.
5. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.:Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
6. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль,1998. – 275 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная психология / М.В. Гамезо. - М.: ПОР, 2001. – 214с
8. Гусарова, Н. Ф. Возрастная психология / Н. Ф. Гусарова – М.: Academia, 2004. – 328 с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – РнД.: Феникс, 1996. – 398 с.
10. Кроль, В. М., Психология: Учеб. Пособие / В. М. Кроль. – М.: Высш. Шк.,2005. – 736с.
11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла / А. Д. Леонтьев - М.: Смысл, 2003. – 356 с.
13. Ливенхуд, Б. Кризисы жизни - этапы жизни / Б. Ливенхуд. - Калуга, 1994. - 140 с.
14. Лидерc, А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании / А. Г. Лидерс // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2. — С. 6 — 11.
15. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 896 с.
16. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.
- СПб.: Евразия, 1997.-420 с.
17. Маслоу, А. Мотивация личности: [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 2005. – 360 с.
18. Минигалиева М. Р. Фазы и проблемы развития взрослой личности / М. Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. – 2003. - №3(23). – С. 36-47.
19. Минигалиева, М. Р. Взрослость: типы и контекст анализа / М. Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. – 2000 г. - № 1(9). – С. 42-53.
20. Насиновская, Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт
исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: [Текст] / Е.Е. Насиновская.- М.: МГУ, 2007 – 480 с.
21. Райгородский, Д. Я. Психология зрелости / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. – 768 с.
22. Реан, Е. Психология человека от рождения до смерти / Е. Реан. – СПб.: Праим-Еврознак, 2002, - 656 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.
24. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
25. Связь ценностей и смысложизненных ориентаций [электронный ресурс]/ http://www.pspu.ru.
26. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. – М., 1988. – 238 с.
27. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997. – 412 с.
28. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд - М., 1989. – 580 с.
29. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М., 1994, - 366 с.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность / Э. Эриксон - М.: Прогресс, 1996.
-600 с.
1,200 руб.