Введение
Содержание
Заключение
Литература
В современном обществе ключевым словом педагогического процесса, сущностным понятием обучения становится развитие. Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. Проведенные независимые международные исследования показали не только недостатки общего среднего образования в разных странах мира, но и пути преодоления этих недостатков. Главный из них – интеллектуальное развитие учащихся. Взгляды многочисленных педагогов на развитие систем образования близки: постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации. Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, так как обучение ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков не может отвечать сложившейся ситуации. При личностно-ориентированном подходе личность ученика находится в центре внимания педагога, а познавательная деятельность становится ведущей. Поэтому только внедрение новых педагогических информационных технологий поможет наилучшим образом реализовать данный подход и решить основную задачу образования – формирование личности, способной самостоятельно принимать решения и гибко адаптироваться к имеющимся условиям жизни.
Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Проектная методика позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку. Принято считать, что общение на уроках иностранного языка может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой учитель побуждает ученика к речевой деятельности, ученик отвечает. При этом чаще используются фронтальные формы работы. Что касается «многостороннего» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Модель «многостороннего» общения представляет обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей» как учителя, так и учеников и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса. Есть все основания полагать, что проектная методика позволяет моделировать второй тип общения.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата в обучении языку.
Проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания иностранного языка и конкретного урока; второй выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.
Из вышесказанного мы видим, какие преимущества имеет проектная методика при изучении иностранных языков. При работе с проектами у школьников повышается мотивация к владению языком, развивается активность, самостоятельность и креативные способности. Поэтому изучению данной педагогической технологии посвятили свои работы многие авторы, такие как Е.С. Полат, С.С. Куклина, Е.И. Пассов.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основе проектной методики.
Предмет исследования – формы, методы и средства использования методов проектов при обучении иностранному языку.
Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении Иностранного языка, а также ее роль в повышении мотивации изучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить сущность и содержание проектной методики;
2) рассмотреть и выявить наиболее эффективные виды проектов;
3) проанализировать основные структурные компоненты проектов;
4) показать специфику и значение применения метода проектов при обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики.
В соответствии с целью и задачами была сформулирована следующая гипотеза: если при обучении иностранным языкам использовать метод проектов, то процесс обучения по своим основным характеристикам приблизится к процессу естественного овладения языков.
При работе над изучением данной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение за педагогическим процессом, проведение эксперимента по изучаемой проблеме в процессе обучения иностранному языку.
Структура представленной исследовательской работы следующая:
Глава I посвящена теоретическим основам проектной методики, где раскрывается необходимость ее применения на практике.
Глава II рассматривает основные требования, предъявляемые к использованию проектной методики, а также специфику организации телекоммуникационных проектов.
В главе III представлены этапы эксперимента по изучаемой проблеме.
В заключении предлагается сумма выводов по главам. Далее следует список использованной литературы и серия приложений.
3,000 руб.
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы и психолого-педагогические
предпосылки включения метода проектов в процесс
обучения иностранному языку………………………………7
1.1. Сущность проектной методики………………………………7
1.2. Типология проектов………………………………………….10
1.3. Структурирование проектов и последовательность их
выполнения ………………………………………………….21
1.4. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в
обучении иностранному языку………………………………25
1.5. Интернет и метод проектов………………………………….31
Выводы по I главе………………………………………………………35
Глава II. Методологические основы обучения иностранному языку
с использованием проектных форм работы............................37
2.1. Основные требования к использованию метода проектов
и роль внешней оценки……………………………………37
2.2. Специфика применения метода проектов на уроках
иностранного языка………………………………………..39
2.3. Телекоммуникационный проект как средство создания
языковой среды…………………………………………….44
Выводы по II главе………………………………………………………47
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению
проектной методики на уроках иностранного языка……...48
3.1. Проведение эксперимента………………………………….48
3.1.1. Выбор методов и субъектов эксперимента……………48
3.1.2. Констатирующий этап эксперимента……………………49
3.1.3. Формирующий этап эксперимента………………………49
3.1.4. Контрольный этап эксперимента………………………53
Заключение………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………...58
Приложение……………………………………………………………...61
3,000 руб.
В заключении можно сказать о том, что педагогические технологии, такие как проектные формы работы по английскому языку в средней школе современны и интересны. Метод проектов актуален и совершенен в современной методике преподавания иностранных языков. Проектная форма не теряет своей новизны, не зря она относится к одной из современных педагогических технологий. Проектные формы работы позволяют учителю решать ряд дидактических задач.
Таким образом, можно сделать заключение, что проектная деятельность это эффективная форма работы учащихся, как во время урока, так и во внеурочное время.
Проектная форма – является педагогической технологией, одним из методов и приемов повышения коммуникативной компетенции учащихся, одной из главных задач обучения иностранным языкам.
Использование педагогических технологий, в частности проектной методики, учитель может выбирать на свое усмотрение. Это в полной мере зависит от уровня подготовленности класса и обеспеченности самой школы. Естественно, следует ли проводить международные телекоммуникационные проекты, если уровень знания по английскому языку ниже среднего, но и это не самое главное, если нет в школе прямого выхода в Интернет, то речь о международных проектах идти не может. В этом случае следует прибегнуть к другому типу проектов. Например, монопроекты, межпредметные проекты, или же, творческий проект, который будет целесообразен.
В соответствии с поставленной целью была сформулирована гипотеза, о том, что происходит повышение активности и мотивации в процессе обучения иностранным языкам с использованием новых педагогических технологий (проектной методики). Теоретически можно сказать, что проявляется активность и интерес к иностранным языкам у детей при использовании проекта. Но важно сказать, что повышение интереса к иностранному языку полностью зависит от грамотной организации и координации со стороны педагога. Если проект будет неграмотно организован, цель его неправильно объяснена, то эффективности такого проекта не следует ожидать.
Как уже неоднократно было сказано, проектная методика позволяет осуществить принцип гуманизации обучения, то есть проект ориентируется на личность обучаемого, учитываются его возрастные и индивидуальные возможности, его личные интересы и стремления, уровень развития. Раскрывается творческий потенциал и степень самостоятельности.
При использовании метода проекта, учащийся тренируется во всех четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.
В особенности, проектную методику следует внедрять в среднем звене и старших классах, когда явно чувствуется спад интереса к обучению иностранному языку. В этом случае целесообразно применять проектные формы работы по иностранному языку. Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации:
1) при подборе темы рекомендуется учитывать уровень языковых знаний;
2) необходимо, чтобы тема проекта была приближена к жизненному опыту;
3) для развития у учащихся интеллектуально-познавательного потенциала рекомендуется использовать метод проектов;
4) при использовании метода проекта рекомендуется учитывать психологические и физиологические особенности учащихся;
5) для успешной реализации метода проектов рекомендуется использовать различные приемы (например, игра «Снежный ком»).
Как показала опытно-экспериментальная глава, театральный проект в учебном процессе также эффективен, особенно на начальном этапе обучения иностранному языку. Учащиеся пятых классов отличаются своей активностью впечатлительностью. Обычные уроки могут их утомлять, и может пропасть интерес к предмету «Иностранный язык». Таким образом, учитывались их возрастные особенности. При «раздаче» ролей, каждый мог выбрать себе роль, но в первую очередь давалось слово слабым ученикам, давалась возможность им первым выбрать себе роль, брался в расчет и их жизненный опыт. Таким образом, учитывался индивидуальный подход. Сказка «Теремок» для ребят не представляла огромной сложности. Весь лексический и грамматический материал отвечал принципу посильности и доступности. Таким образом, учитывался уровень языковых знаний учеников. Исходя из всего этого, можно сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась.
Проектная методика разнообразна и многогранна. Это идеальный способ для развития знаний и творческого потенциала не только учащихся, но и возможность для самого учителя проявить себя как творческую личность, как мастера своего дела, как настоящего учителя. При проектной деятельности среди учащихся «выплывают» истинные таланты, которые без проекта могли бы быть так, и не замечены. Казалось бы, слабые в учебе ученики, подчас оказываются намного артистичней и активней сильных учеников. Это очень важно, чтобы учитель, как истинный сторонник дела своей жизни, прибегал к педагогическим технологиям, в нашем случае это метод проектов.
3,000 руб.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – С. 6-8.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1986.
3. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
4. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной технологии.: Курс лекций (для пед. вузов) в 2-х ч. (Акад. пед. и соц. наук). Моск. психолого-соц. ин-т. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 (Б-ка педагога- практика).
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивная технология обучения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.
7. Бибалетова М.З. и др. Английский язык для маленьких // Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – С. 31
8. Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры // Иностранные языки в школе. – 2001. – №4. – С. 3-5.
9. Брейгина М.Е. Проект на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2004. – №2. – С. 28-32.
10. Бухаркина М. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – С. 24-29.
11. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.— М.: Просвещение, С. 11-12.
12. Гесинка О.В. Проектные формы работ. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №3. – С. 41-46.
13. Горбова. – M.: Педагогика – Пресс, 1992. – С. 5-10.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение» – М: ОПЦ «ИНТОР», 1996.
15. Джонсон Р. и др. Методы обучения в сотрудничестве/Д.Джонсон, Р.Джонсон, Э.Джонсон – Холубек; Перевод с англ. З.С. Замчук. – СПб. Экономическая школа, 2001.
16. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 2000.
17. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – №5. – С. 38-42.
18. Дьюи Джон. Демократия и образование. – М.: Просвещение. – С. 2-3.
19. Елухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. – М., ч.2, 1997. – с. 3-4.
20. Загашев И.О., Заир – Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. – 284 с.
21. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. – Казань, Татарское книжное издательство, 1980. – 207 с.
22. Крутецкий С.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение. 1972. – 137 с.
23. Леонтьев А.Л. Психология общения. М.: Просвещение. – 2000. – С. 14.
24. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
25. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков в школе: новые перспективы // Педагогика. – 1998. – №1. – С 45-48.
26. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. М.: Просвещение. – 2000. – С. 2-8.
27. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2001. – №5. – С. 3-4.
28. Полат Е.С. Использование метода проектов на уроке иностранного языка. – 2002. – №2. – С. 10-12.
29. Полат Е.С. Кабинет иностранного языка, при использовании метода проектов. Академа. М., 2004. – С. 12.
30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2. – С. 15.
31. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – С. 20.
32. Полат Е.С. Новые информационные и педагогические технологии в обучении иностранным языкам // М.: Просвещение. – 2002. – С. 24.
33. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. – 2000. – №1.
34. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Наука и школа. 1997. – №4. – С. 21.
35. Протасеня Е.П. Технология на уроках иностранного языка. М.: Просвещение. – 2000. – С. 15.
36. Селевко Т.К. Метод проектов на уроках иностранного языка // иностранные языки в школе. – 2002. – №4. – С. 53-55.
37. Скаткин А.Д. Дидактика средней школы. М.: Просвещение. – 2000. – С. 5-10.
38. Сластенин И.Ф. Дидактика средней школы. М.: Школьная пресса. – 2000. – С. 286-287.
39. Чечель И.П. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – №4. – С. 53-55.
40. Штименко Ю.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // 2000. – С. 23-24.
3,000 руб.