Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых явлений и предметов, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представленного будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состоянии. Сложность же современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. На человека действует одновременно большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых фактов и условий. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы, причем реагировать быстро и точно. Но количество информации, поступающей человеку, как правило, превышает его возможности, поэтому необходим механизм выведения актуальных, наиболее личностно значимых сигналов. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием. Внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. Новые школьные программы и современные требования к обучению ставят перед учителем задачу не только добиваться усвоения учениками основ, наук, но и всемерно развивать детей, учить их применять полученные знания на деле и самостоятельно приобретать и расширять их. Выполнения задач, поставленных перед школой, требует от учителя глубокого знания учеников, их возрастных и индивидуальных особенностей и умелого использования всего того, что дает педагогу психологическая наука.[9; 173]
Вопросы внимания в разное время изучали выдающиеся психологи, ученые, педагоги: Л.С.Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.А. Апраксина, К.Д. Ушинский и другие. Внимание в процессе обучения иностранным языкам в младшем школьном возрасте рассматривали К.Д. Ушинский, Е. Водовозова, Е.И. Тихеева, Г.И. Солина, Е.Н. Негневицкая, Г.М. Андрочникова. На основе множества определений понятия внимания можно сделать вывод, что оно является непременным условием в любой деятельности. В результате работы внимания происходит полное и отчетливое отражение в сознании человека предметов наблюдаемого явления. В нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение понятия внимание, предложенное Р.С. Немовым: внимание - это познавательный процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и поставленных задач.[31; 211]
Изучение и развитие внимания доставляем немало трудностей как учителям, так и психологам-исследователям. С одной стороны, совершенно очевидно, что роль внимания велика во всех видах деятельности, в том числе и учебной, но с другой стороны - до настоящего времени ученые не могут сказать точно и определенно, в чем конкретно эта роль состоит. В связи с этим существуют различные подходы к вопросу о развитии внимания. Одни ученые считают, что надо идти через воспитание личности: убежденность, сознательное отношение к знаниям, воспитание воли, твердости характера, то есть развитие внимания должно идти через организацию всей системы обучения и воспитания школьников. Другие ученые основное внимание обращают на более конкретные, узкие средства, которые помогают сосредоточиться на объекте: способ постановки вопроса, проверка понимания учениками поставленного вопроса, требование логичности и доказательности ответа. Таким образом, перед учителем невольно возникает вопрос, как же научить сосредотачивать внимание на вопросе, на наглядности, на объяснении нового материала и вообще на актуальной учебной деятельности ученика.
В настоящее время в программе средней общеобразовательной школы обязательно включают иностранный язык со 2 класса, что значительно нагружает познавательную сферу младших школьников. Само внимание младших школьников характеризуется:
1. изменением качественных характеристик внимания;
2. переходом внимания ребенка на более высокий уровень, что, прежде всего, выражается в развитии произвольного внимания, хотя непроизвольное внимание довольно долго остается сильным;
3. развитием определенных свойств внимания, таких как объем, устойчивость, переключаемость и концентрация.
Данная проблема обусловила научный аппарат исследования.
Цель исследования – выявить уровень развития основных свойств внимания учащихся начальных классов и разработать программу развития основных свойств внимания на уроках иностранного языка. Для достижения цели следует реализовать следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы формирования и развития основных свойств внимания у младших школьников на уроках иностранного языка;
2. определить уровень развития основных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения и переключения) у младших школьников;
3. разработать программу на развитие основных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения и переключения) у младших школьников на уроках иностранного языка.
Объектом исследования выступают свойства внимания. Предметом исследования является динамика свойств внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение) детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития объема, устойчивости, распределения и переключения внимания у младших школьников, занимающихся иностранным языком в средней общеобразовательной школе, характеризуется как невысокий. При реализации специальной программы, направленной на развитие основных свойств внимания на уроках иностранного языка, в развитии объема, устойчивости, переключения и распределения внимания школьников младших классов наблюдается положительная динамика.
При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, тестирование.
3,000 руб.
Итак, данная дипломная работа поставила своей целью выявить уровень развития основных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения и переключения) младших школьниках на уроках английского языка и разработать программу развития основных свойств внимания на уроках иностранного языка. В первой главе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме формирования и развития основных свойств внимания на уроках иностранного языка в начальной школе, были рассмотрены основные понятия, такие как внимание как познавательный процесс, его механизмы, виды, свойства, описаны возрастные особенности внимания в младшем школьном возрасте, проблемы его формирования и развития и пути их решения, а также был приведен краткий обзор методов, способствующих развитию основных свойств внимания учащихся младших классов на уроках иностранного языка. Также было выяснено, что данной проблеме посвящено мало исследований, т.к. они опираются на законы развития произвольного внимания в начальной школе только на общеобразовательных предметах. В то же время в силу своих особенностей и особенностей протекания психических процессов детей 7-8 лет, уроки иностранного языка являются исключительно благодатной почвой для развития всех познавательных процессов, в том числе и произвольного внимания. В ходе анализа литературы по проблеме мы выяснили, что целенаправленная работа по развитию внимания, проводимая из урока в урок, опирающаяся на законы протекания психических процессов младших школьников, должна привести к ощутимым результатам.
Во второй главе была проведена диагностика уровня развития свойств произвольного внимания школьников начальных классов, были подобраны задания, игры и упражнения, которые стали основой разработанной программы развития основных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения и переключения) на уроках иностранного языка, а также проведены экспериментальные занятия по этой программе. Анализируя полученные нами в ходе исследования данные, мы выяснили, что работа по развитию объема, устойчивости, переключения и распределения внимания, проведенная на формирующем этапе эксперимента дала свои результаты. Сопоставив данные, полученные в результате диагностики уровня развития свойств внимания до и после эксперимента, статистический анализ показал, что:
- наблюдается положительный сдвиг в сторону развития объема внимания у младших школьников на уроках иностранного языка, т. е. в развитии объема внимания наблюдается положительная динамика;
- отмечается положительная динамика развития устойчивости внимания у младших школьников на уроках иностранного языка, так как наблюдается сдвиг в положительную сторону;
- наблюдается положительный сдвиг в сторону развития объема внимания у младших школьников на уроках иностранного языка, что свидетельствует о положительной динамике развития распределения и переключения внимания.
Важно отметить, что для поддержания и роста полученных результатов необходимо придерживаться заданного курса, совершенствуя и обновляя уже разработанную нами программу по развитию основных свойств внимания.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что уровень развития объема, устойчивости, распределения и переключения внимания у младших школьников, занимающихся иностранным языком в средней общеобразовательной школе, будет невысоким и что при реализации разработанной нами программы наблюдается положительная динамика, подтвердилась.
Задачи исследования выполнены. Цель работы достигнута.
3,000 руб.
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
4. Большая энциклопедия психологических тестов/ авт.-сост. А.Карелин. – М., 2005.
5. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 2006.
6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
7. Витоль О.Б. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранный язык в д/с – 2001-№8.
8. Выготский Л.С. Внимание и его развитие как высшей формы в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию – М., 1976.
10. Выготский Л. С. Хрестоматия по детской психологии – М., 1996
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Вопросы общей психологии: - М.: Педагогика, 1982.
12. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
13. Гомезо М.В., Домошенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
14. Гоноблин Н. Ф. Внимание и его воспитание. – М, 1960.
15. Гоноблин Н. Ф. Внимание младшего школьника. – М., 1960.
16. Горлова Д. И. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге 3 тысячелетия // Иностранный язык в школе – 1999. - №1.
17. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1997.
18. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание. // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. – М., 1983.
19. Давыдов В. В. Психологический словарь. — М., 1996.
20. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. – М., 1989.
21. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М, 1995.
22. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я Психология внимания. – М., 2002.
23. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника. – М., 1987.
24. Куликова И. Мы учим английский. – М., 1994.
25. Куликова И. Интегрирование музыки и иностранного языка // Начальная школа.- 1999.- №10.
26. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по вниманию. – М., 1996.
27. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.
28. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977.
29. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2003.
30. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – СПб, 1996.
31. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. – М., 1994.
32. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. – М, 1994.
33. Немов Р.С. Психология: Словарь-спраочник: В 2 ч. – М., 2003.
34. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992.
35. Николайчук С. И. Английский язык во 2 классе. – М., 1997.
36. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
37. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
38. Общая психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского. – Москва – СПб., 2005..
39. Патрин К. Т., Матюхина М. В. Психология младшего школьника. – Ростов на Дону, 1967.
40. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990.
41. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. – М., 2005.
42. Психологический словарь. 3-е изд. / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н.Смирнова, Ю.Н. Гордеева. – Ростов на/ Дону, 2004.
43. Психология человека от рождения до смерти/ под ред. А. А. Реана. – СПб, 2001.
44. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб, 2003.
45. Психология развития: Словарь. / Под ред. А.Л. Венгер – Москва – СПб., 2006.
46. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова – М., 1990.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
48. Романова Е.С., Потемкина О.В. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1991.
49. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2002.
51. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю.Головин. – М., 2001.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
53. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1997.
54. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
55. Ушинский Р. Д. Человек как предмет воспитания. – М., 1996.
56. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск, 1997.
57. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979.
58. Худик В.А. Диагностика детского развития, методы исследования. – Киев, 1992.
59. Шайцара Й. Диагностика психического развития. – Киев, 1992.
60. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. — М., 1997.
61. Advances in child development and behavior. Robert Kail. U.S.A. 2004.
62. An Introduction to Second Language Acquisition Research. Diane Larsen-Freeman, Michael H. Long. New York: Longman. 1994
63. Cognitive Psychology: New Directions. G. Claxton (Ed.). 1980.
64. Communicative Approach to Language Teaching. Ch. Brumfit, R.Johnson. Oxford. 2000.
65. Educational Psychology: theory and practice (8th edition). Slavin, R. Boston: Allyn and Bacon. 2006.
66. Encyclopedia of psychology: 8 volume set. Alan E. Kardin. U.S.A. 2000.
67. Language Two. Dulay, H., M. Bert and S. Krashen. Oxford: Oxford University Press. 1999.
68. On intelligence. J. Hawkins, S. Blakeslee. England. 2004.
69. Teaching and Lea
ing Languages. E. W. Stevick. Cambridge. 2001.
70. Teaching Languages: A Way and Ways. E. W. Stevick U.S.A. 2002.
71. The Principles of Psychology. W. James. U.S.A. 1990.
72. The Study of Second Language Acquisition. R. Ellis. Oxford: Oxford University Press. 2001
73. The TKT Course. Spratt, M., Pulve
ess, A., Williams, M Cambridge University Press. 2006.
74. http://adalin.mospsy.ru/
75. http://azps.ru/articles/kid/indexps.htm
76. http://doshkolnik.ru/talk/820/1180418367.html
77. http://www.iro.yar.ru:8100/resource/distant/physic_culture/phys_aktiv5.htm
78. http://psv. Iseptember.ru/2002/l8/6 7/htm
79. http://vsetesti.ru/
80. http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/go.htm
81. http://www.schoolpsychology.net
82. http://dac.neu.edu/cp/consult/
3,000 руб.