Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования словаря является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей с нарушенным слухом. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на овладение достаточным словарным запасом. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим знанием происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. В советской психологии проблема формирования понятий у детей наиболее полно и подробно была разработана Л.С. Выготским. Л.С.Выготский наметил этапы развития понятий у детей и подростков и показал, как изменяется значение слов по мере того, как совершенствуются уровни обобщения.
В сурдопедагогике и специальной психологии неоднократно отмеча-лось своеобразие формирования значений слов у глухих детей (Р.М. Боскис, 1939, 1963; А.М. Гольдберг, 1966; Б.Д. Корсунская, 1960; Н.Г. Морозова, 1953; А.Ф. Понгильская, 1963, И.Т. Соловьев, 1958; Ж.И. Шиф, 1954, 1968; и др.). Прежде всего были показаны различные пути формирования значений слов у глухих и слышащих детей: у слышащего ребенка – в процессе речевого общения с окружающими, у глухих детей – в условиях специального обучения.
Приступая к обучению речи детей с нарушениями слуха мы должны руководствоваться тремя основными ориентирами.
1. Главная особенность речи глухого или слабослышащего, каким бы ни был исходный уровень речевого развития, заключается в невозможности дальнейшего успешного продвижения в овладении языком без специального обучения. Речь при нарушенном слухе спонтанно не развивается.
2. Ранний возраст, в котором начинается коррекционно-воспитательная работа с глухим или слабослышащим ребенком, позволяет наиболее полно использовать сензитивный период для овладения речью, а так же применять методы обучения, совпадающие с естественными способами стимуляции развития присущих ребенку способностей и умений.
3. Специальное, преднамеренное обучение речи, т.е. языку в действии, должно строиться на основе определенного онтологического представления о языке, продуктивной с точки зрения поставленных задач, научно обоснованной модели его описания.
Развитие неслышащего ребенка неотделимо от проблемы формирования его речи. Оба эти процесса взаимообусловлены. Это означает, что формирование речи глухого ребенка может полноценно осуществляться лишь на основе его всестороннего развития. Неслышащий ребенок не может овладеть речью на основе слуха, формирование его речи идет обходными путями: неслышащего ребенка обучают речи, используя его сохранные анализаторы (зрительную, тактильную, двигательно-вибрационную чувствительность). Для этого необходимо специально-организованная система обучения и воспитания.
Педагогическая работа по обучению словарю и формированию понятий может осуществляться разными способами: намеренно созданная ситуация, имитирующая обучение ребенка в жизненных условиях, специально разработанные игры, занятия по труду, предметные уроки и т. д. Все эти формы работы, связанные с развитием речи и словесного мышления, предполагают систематическое обучение. Но наиболее эффективно работа по развитию лексического запаса осуществляется в предметно-практической деятельности.
Известно, что в 1950-е годы в сурдопедагогике характеризовались созданием системы обучения неслышащих детей языку, которые С.А. Зыков определил как обучение по принципу формирования речевого общения. Параллельно исследованиям С.А. Зыкова и его сотрудников разрабатывалась система обучения глухих детей произношению, устной речи Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. В результате научных поисков была создана новая система обучения языку, которую С.А. Зыков назвал, коммуникативной системой, ведущим выдвигался принцип связи с деятельностью. Благодаря использованию предметно-практической деятельности создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию глухих учащихся. П.Я. Гальперин отмечает: «Одно и то же знание должно пройти ряд форм от начальной, внешней и предметной, до заключительной, умственной понятийной». Можно себе представить ученика, для которого слово существует в отрыве от дела, не служит средством, направляющим действие. Для преодоления такого порока возможен только один путь – это соединение обучения с предметной деятельностью. Таковы причины появления в учебном плане обучения неслышащих детей предметно-практического обучения. Таким образом, предметная деятельность уже на первых подходах к изучению ее роли представляется крайне актуальной, поскольку она является средством, обеспечивающим планомерность развития мышления глухих детей в процессе их обучения и способом формирования житейских понятий.
Зависимость развития речи от деятельности ребенка проходит через все фазы выработки понимание им речи и становления у него собственной речи. В процессе овладения предметной деятельностью складывается пер-цептивный и моторный опыт ребенка, на основе которого формируются другие виды деятельности, в том числе и речевая деятельность. Знакомясь в процессе предметной деятельности с отдельными сторонами предметов и явлений, ребенок познает окружающий мир, открывает для себя связи и отношения между объектами. Благодаря общению и для общения он овладевает элементами языка.
Положительное влияние практической деятельности на формирование словаря глухих детей показано в работах Т.В. Розановой, Л.П. Носковой, В.Б. Сухаревой и др.
В предметно-практической деятельности, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваиваются новые понятия, появляется желание приобрести новые знания. В процессе предметной деятельности у ребенка создается некоторое наглядное представление о действительности. Он познает не только предметы, но и связи, отношения между ними. Изменения реального бытия отражается в представлениях. Эти изменения могут быть вызваны действием предмета, касаться его признаков, отношений между ними. В ходе взаимодействия с окружающим появляется потребность в выражении изменению относительно предметной деятельности. Ребенок устанавливает, какую перемену вносит изменение звукового облика слова, и соотносит ее с изменениями в предметной деятельности. Деятельность развивает речевые способности неслышащих детей, сообразительность, находчивость, вырабатывает быстроту реакций, заставляет вспомнить пройденное, познать новое, пополнить словарь новыми словами.
Проблема исследования заключается в том, что первичный дефект оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования словаря и его расширение у детей с недостатками слуха и необходимо, искать средства развития лексического запаса у данной категории детей.
Мы обратились к теме: «Предметно-практическая деятельность как средство развития словарного запаса у младших школьников с нарушениями слуха» в связи с тем, что в сурдопедагогике предметно-практическая деятельность составляет основу коммуникативной системы обучения языку, однако в сурдопедагогической литературе она является мало изученной, это и подтверждает актуальность данного исследования.
Целью исследования является изучение развития словаря у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста в условиях предметно-практической деятельности.
Объектом нашего исследования является развитие словаря у глухих детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является предметно-практическая деятель-ность как средство формирования и развития словаря у младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза: в специально организованных условиях предметно-практической деятельности можно добиться эффективности в развитии сло-варя у младших школьников с нарушениями слуха, заключающейся в обогащении словаря, в укреплении связей между действиями и предметами, явлениями и вербализацией.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опреде-ляются его основные задачи:
1. Выявить закономерности формирования словаря у младших школьников с недостатками слуха при изучении психолого-педагогической литературы.
2. Подобрать методики для определения степени развития словарного запаса у детей с недостатками слуха.
3. Экспериментально изучить практику решения проблемы формирования словаря в предметно-практической деятельности неслышащих младших школьников.
4. Наметить пути коррекционного воздействия по данной проблеме.
5. Провести коррекционно-развивающие мероприятия по развитию словаря в предметно-практической деятельности у детей с недостатками слуха.
6. Проверить эффективность коррекционных воздействий с помо-щью контрольной диагностики.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Метод теоретического поиска.
2. Метод диагностики.
3. Метод педагогического эксперимента.
4. Метод математической статистики.
Теоретическую основу нашего исследования составляют – деятельно-стный принципы развития (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), принцип развития речи в деятельности (С.А. Зыков, Л.М. Быкова, Т.В. Розанова, Р.М. Боскис), принципы семантизации лексики А.Г.Зикеева .
Практическая значимость: данную работу могут использовать учителя и воспитатели образовательных учреждений для детей с нарушением слуха, родители детей с нарушениями слуха, желающие ознакомиться с особенностями формирования и расширения словаря у данной категории детей. Также работу можно использовать как источник дополнительной информации для воспитателей и родителей детей с нарушением слуха о конкретных видах работы, направленных на формирование словаря в предметно-практической деятельности.
База исследования – Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 37 I, II вида г. Новосибирска Железнодорожного района.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема развития словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
1.1.Изучение развития словарного запаса у детей с сохранным слухом в специальной литерату-ре…………………………………...………………………....9
1.2.Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха……………………………………………………………...........................16
1.3. Особенности формирования словарного запаса и пути его расширения у детей с нарушением слуха………………………………………………………22
Глава II. Предметно-практическое обучение как специфическое средство формирования словарного запаса речи детей с нарушением слуха
2.1.Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе обучения детей с нарушением слу-ха………………………………………..32
2.2.Предметно-практическое обучение, как учебный предмет школ для глухих де-тей…………………………………………..……………………………...39
2.3.Овладение словарным запасом неслышащими детьми младшего школьного возраста на занятиях по предметно-практической деятельности. .……………………………………………………………………………………45
Глава III. Практическое изучение развития словарного запаса у младших школьников с недостатками слуха
3.1.Организация исследования словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………………………………53
3.2.Коррекционная работа по развитию словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха ………………………………………………….68
3.3.Итоговое исследование уровня сформированности словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха………………….77
Заключение………………………………………………………………………91
Список литературы……………………………………………………………...95
Приложе-ние……………………………………………………………………101
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над развитием словарного запаса речи у детей – важное направление коррекционной работы. Это обусловлено тем, что развитие речи ребенка является непременным условием интеллектуального и гармоничного развития личности.
От уровня овладения словарным запасом зависит успешность ребенка в школе. Восприятие и воспроизведение текстов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все это требует достаточного уровня сформированности словарного запаса детей [4 С. 70].
Речь возникает при условии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы, однако то, что речь является социальной функцией, определяет обязательным условием её развития общение со взрослыми людьми. Трудностью овладения словарным запасом является то, что дети не слышат речь в повседневной жизни, поэтому работа по развитию речи у детей с нарушениями слуха должна проводиться систематически, носить обучающий характер, учитывать специфику контингента. Обучать ребенка речи, значит помогать тренировать органы речи, облегчать понимание смыслового значения слов, учить выражать мысли и чувства с помощью лексических и грамматических знаков.
Непременными условиями овладения речью является формирование мотивов для употребления высказываний, сформированности контроля и самоконтроля, усвоение нужных синтаксических средств [56 с. 127].
Особенностью работы посредствам предметно-практической деятель-ности является разнообразие тем и сюжетов занятий, которое отображает все стороны жизнедеятельности человека, предметно-практическая деятельность дает толчок детской мысли и эмоционально воздействует на детей, заставляя их выражать свои мысли и действия [44 с. 99].
Целью данного исследования было выявление особенностей развития словаря у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста на занятиях предметно-практического обучения.
Перед началом своей работы мы предположили, что в специально организованных условиях предметно-практической деятельности можно добиться эффективности в развитии словаря у младших школьников с нарушениями слуха.
Раскрытие темы данной работы невозможно без анализа теорий деятельностного принципа развития (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев А.Р. Лурия), принципа развития речи в деятельности (С.А. Зыков, Л.М.Быкова, Т.В. Розанова, Р.М. Боскис), принципов семантизации лексики А.Г. Зикеева.
Во второй главе рассмотрена роль предметно-практической деятельности в речевом развитии детей в процессе различных видов деятельности. Представлены приемы и методы работы по развитию и формированию словаря. Рассмотрены различные формы организации занятий по предметно-практической деятельности. Отмечено влияние предметно-практической деятельности на характер педагогического процесса, на его цели и задачи, содержание и методы обучения. Это объясняется тем, что предметно-практическая деятельность доступна и интересна детям, это реальные действия.
Благодаря использованию предметно-практической деятельности создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию неслышащих школьников [31 с. 145].
Исследовательская работа проводилась на базе специальной образовательной (коррекционной) школы № 37 для слабослышащих и глухих детей и состояла из трех этапов: констатирующего(ноябрь 2008 года), формирующего (декабрь 2008 года – апрель 2009 года) и контрольного(май 2009года). Цель констатирующего этапа – определение способность и умение детей сообщить о своих действиях, определить уровень словарного запаса речи учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха, было проведено исследование детей по методикам Т.В. Розановой, Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина в результате которого были выявлены уровни словарного запаса [58 с. 37, 56 с. 102].
Следующим этапом исследования стал формирующий этап, на котором проводилась коррекционная работа, основанная на результатах констатирующего этапа исследования, направленная на развитие словарного запаса речи при помощи специально организованных занятий предметно-практической деятельности различного содержания. В основе этой работы лежит: наглядность, мотивация, побуждение к речевому общению в коллективной деятельности, создание проблемных ситуаций, принципы семантизации. И самое главное то, что обучение проходило в естественных условиях, когда у ребенка формируется потребность в слове, понимание обращенной речи и умение пользоваться речью. Специальная организация предметно-практической деятельности заключалась в создании следующих условий развития словарного запаса на уроках предметно-практического обучения: создание речевой среды; стимуляция детей к речевой деятельности с помощью игровых моментов, проблемных ситуаций; использование специальных игрушек, натуральных предметов; использование карточек, отражающих названия игрушек, предметов, незнакомых детям, речевые образцы, которые должны быть ав-томатизированы в данной предметной деятельности с целью их включения в активный словарь ребенка; создание таких ситуаций, в которых возникает потребность в диалоге, беседе, объяснении, рассказывании, уточнении [56 с. 88].
Контрольный этап исследования выявил эффективность коррекцион-но-развивающей работы, проведенной с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха контрольной и экспериментальной групп.
По полученным данным констатирующего и контрольного этапов исследования был проведен качественный и количественный анализ.
В результате проведенных методов математической статистики был вычислен критерий Манна-Уитни Uкр 4 > Uэмп 3 по результатам обследования экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента. Данные результаты говорят о высоком уровне статистической значимости различий между результатами двух выборок.
Полученные результаты исследований подтверждают наличие положительной динамики в развитии словарного запаса речи в результате проведенных на формирующем этапе исследования коррекционно-развивающих мероприятий.
Для дальнейшего развития и формирования словарного запаса речи у неслышащих школьников необходимо продолжать коррекционно-развивающую работу в соответствии с программными требованиями и предложенными методами и приемами обучения. Достижение положительных результатов в большой степени зависит от методически грамотной организации занятий по предметно-практической деятельности, посещаемости детей учреждения, их медико-психологической характеристики, помощи родителей и создание вокруг ребенка речевой среды.
В ходе своей работы мы достигли цели, поставленной в начале на-шего исследования. Мы изучили развитие словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, сначала по литературным источникам, а потом экспериментальным путем, определили зависимость развития речи от коррекционно-развивающего воздействия. Проводя свое исследование, мы выполнили все задачи, которые поставили для достижения цели. Результаты, полученные нами подтвердили, выдвинутую нами гипотезу о том, что у младших школьников с недостатками слуха развитие словаря будет происходить более успешно в специально организованной предметно-практической деятельности.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М.. Методика развития речи обучения родному языку. /М.М Алексеева, В.И. Яшина. – М: Академия, 2001. – 400с.
2. Базилевская, В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. /В.Н Бази-левская – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. – 256c.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. /А.М Бородич – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
4. Боскис, Р.М. Вопросы изучения и воспитания глухих и тугоухих детей. /Р.М. Боскис. //Известие. – М.: Изд-во АПН РСФСР». Вып. 48, 1953. – С.67-72.
5. Боскис, Р.М. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. /Р.М. Боскис. //Специальная школа. – 1963. – № 4. – С.97-112.
6. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. /Р.М Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 125с.
7. Боскис, Р.М., Глухие и слабослышащие дети. /Р.М Боскис. – М.: Про-свещение, 1963. – 304с.
8. Будницкая, И.И. Развитие практических действий. //В сб.: «Развитие учащихся в процессе обучения (III —VI классы)». /под ред. Л.В. Занкова. М.: Просвещение, 1967. – С.34-60.
9. Василевская, В.Я. О назывании предметов глухонемыми школьниками. /В.Я Василевская, Б.Д. Корсунская. //Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах – 1941. – № 2. – С.54-63.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. /Л.С. Выготский. //Собр. Соч. в 6 тт. – М.: Педагогика, 1984. Т. 4. – 508с.
11. Гозова, А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями. /А.П. Гозова. //Специальная школа. – 1968. – № 2. – С.34-46
12. Головнева, Н.Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. /Н.Я. Головнева. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.
13. Гольдберг, А.М. К вопросу об особенностях овладения значениями слов у глухонемых школьников. /А.М. Гольдберг. //Труды научной сессии по вопросам дефектологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – С.104-120.
14. Дьячков, А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. /А.И. Дьяч-ков. – М.: Учпедгиз, 1957. – 212с.
15. Зверева, М.В. О взаимодействии слова и наглядности в процессе обу-чения в III классе. //В сб.: «Опыт исследования взаимодействия слова и на-глядности в обучении». /под ред. Л.В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. – С.90-111.
16. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. /А.Г. Зикеев. – М.: Просвещение,2002. – 198с.
17. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. /А.Г. Зикеев. – М.: Академия,2000. – 200с.
18. . Зыков, С. А. Актуальные проблемы школы для глухих. /С. А. Зыков. //Дефектология. – 1969. – № 1. – С.11-17.
19. Зыков, С.А. Предметно-практическая деятельность в обучении глу-хих школьников. /С.А. Зыков. //Специальная школа. – 1967. – №5. – С.54-63.
20. Зыков, С.А. Предметно-практическая деятельность в школе для глухих. /С.А. Зыков. // Специальная школа. – 1969. – № 3. – С.100-108.
21. Зыков, С.А. Проблема речи как средства общения в школе глухоне-мых. /С.А. Зыков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 139с.
22. Зыкова, М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности. /М.А. Зыкова. //Дефектология. – 2000. – №3. – С.72-80.
23. Зыкова, М.А. О речевом общении глухих младших школьников. /М.А. Зыкова. //Дефектология. — 2001. — № 3. – С.24-31.
24. Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности. /М.А. Зыкова. //Дефектология. – 1995. – № 4. – С.42-49.
25. Зыкова, Т. С. Активизация речевой коммуникации на уроках предметно-практического обучения. /Т.С. Зыков. //Повышение эффективности обучения глухих школьников. – М.: Просвещение, 1986. – С.115-146.
26. Зыкова, Т. С. Воспитание глухих детей на уроках предметно-практи-ческого обучения. //Воспитание глухих детей в школе. /под ред. А.Г. Зи-кеева, Э.Н. Хотеевой. – М.: Академия, 1979. – С.134-156.
27. Зыкова, Т. С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. /Т.С.Зыкова, З.Г. Кац, Л.И. Руленкова. – М.: Просвещение,2006 – 96с.
28. Зыкова, Т. С. Роль предметно-практической деятельности в усвоении словарного материала школьниками. //Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. /под ред. М.Ф.Титовой. – М.: Владос, 1974. – С. 123-134.
29. Зыкова, Т. С. Совершенствование коррекционной работы по разви-тию речи глухих школьников. /Т.С. Зыкова. //Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. – М.: Про-свещение, 1997. – С.67-92.
30. Зыкова, Т.С. Виды работы на уроках предметно-практической деятельности. /Т.С. Зыков. //Дефектология, 1970. – №4. – С.67-82.
31. Зыкова, Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. /Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: Академия, 2002. – 176с.
32. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным де-фектом. /под ред. М.С. Певзнер, Т.В. Розановой. – М.: Педагогика, 1980. – 232с.
33. Козлов, М.Я. Лучшие психические игры и упражнения. /Н.И Казлов. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 144с.
34. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе слабослышащих. /К.В. Комаров. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.
35. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. /Б.Д. Корсунская. – М.: Педагогика, 1969. – 211с.
36. Корсунская, Б.Д. Словообразование в развитии речи глухонемого ребенка. /Б.Д. Корсунская. //Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – 1946. – № 2. – С.113-126.
37. Манасенко, Т.А. Непроизвольное запоминание материала глухим детьми на уроках предметно-практического обучения. /Т.А. Манасенко. //Дефектология. – 1979 – .№5 – С.21-30.
38. Марциновская, Е. Н. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей: Методические рекомендации. /Е. Н Марциновская. – М.: Педагогика, 1979. – 156c.
39. Марциновская, Е.Н. Основы предметно-практического обучения глу-хих школьников. /Е.Н. Марциновская. //Научно-исследовательский ин-ститут дефектологии. Академия пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – С 56-70.
40. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. /под ред. Л М. Быковой. – М.: Владос, 2002. – с.400.
41. Методы изучения аномальных детей. /под ред. А.И. Дьячкова, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М.: Просвещение, 1965. – с.198.
42. Морозова, Н.Г. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых. /Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская. – М.: Учпедгиз, 1939. – с.123.
43. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. /Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1969. – 224с.
44. Нестерович, Т.В. Развитие словесного общения глухих школьни-ков на уроках предметно-практического обучения. /Т.В. Нестерович – М.: Просвещение, 1973. – с.234.
45. Новоселов, Л.А. Дидактическое значение ручного труда в школе для глухих детей. /Л.А Новоселов. – М.: Просвещение, 1965. – с.111.
46. Носкова, Л. П. Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста. /Л. П. Носкова. //Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982. – С.43-67.
47. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.:Владос,2004. – 344с.
48. Обучение учащихся подготовительного, 1—4 классов школ глухих. /под ред. А. Г. Зикеева. – М.: Просвещение, 1984. – с.144.
49. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. /под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – c.208.
50. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. /под ред. Носковой Л.П. – М.: Педагогика 1993. – 211.
51. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.1. /Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 1999. – 112с.
52. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.2./Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 1999. – 96с.
53. Повышение эффективности обучения глухих школьников. /под ред. А. Г. Зикеева. – М.: Педагогика, 1984. – 248с.
54. Психология глухих детей. /под ред. И. М Соловьева., Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М.: Советский спорт, 2006. – 448с.
55. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Академия, 1983. – с.234.
56. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. /под ре-дакцией Т. В. Розановой. – М.: Педагогика, 1991. – с.176.
57. Речицкая, Е.Г.Развитие младших школьников с нарушенным слухом во внеклассной работе. /Е.Г. Речицкая. – М.: Владос, 2005. – с.156.
58. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих школьников к обучению в школе. /Е.В. Пархалина, Е.Г. Речицкая. – М.: Владос,2000. – с.192.
59. Розанова, Т.В. Особенности памяти глухих детей на слова и мимико-жестовые обозначения. /Т.В Розанова. //Дефектология. – 1970. – № 3. – С.12-24.
60. Смирнов, А.А. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками. /А.А Смирнов. //Советская педагогика. – 1946. – № 9. – С.89-93.
61. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. /под ред. Л.В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – с.380.
62. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей. /под ред. Е. Н. Марциновская, Т. В. Нестерович, Т. С. Зы-кова. – М.: Просвещение, 1980. – с.200.
63. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Прсвещение, 1995. – с.288.
64. Шиф, Ж.И. Развитие научных понятий у школьника. /Ж.И. Шиф. – М.: Учпедгиз, 1935. – с.198.
3,000 руб.