Введение
В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы выразительности речи. Программы по русскому языку для начальных классов выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной речи школьников. В них неоднократно упоминается о развитии умения воспринимать речь на слух, слушать рассказывание или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и передаче содержания прочитанного и рассказывании. При этом обязательным качеством чтения и речи программа считает выразительность. Уделяется большое внимание и звуковой стороне речи.
Не сразу звучащая речь приобрела такое значение в школе, какое она имеет сейчас. Было время, когда считалось, что выразительно говорить должны только актеры, ораторы, т.е. те, кто должен выступать публично. Но уже в ХIХ веке перед школой ставились вопросы выразительности «живой» речи. Интонационной стороной речи с середины ХIХ века начинают интересоваться лингвисты. Они исследуют речь с ее звуковой стороны. Ими разрабатываются теоретические вопросы, связанные с интонацией. В частности, все больше укрепляется взгляд на интонацию как необходимое грамматическое средство оформления предложения (А.М.Пешковский, А.А.Шахматов). Далее появляются работы, рассматривающие выразительное чтение как особое искусство (Д.Коровяков «Искусство выразительного чтения», Э.Озаровский «Музыка живого слова», В.К.Сережников «Мастерство чтеца», Г.В.Артоболевский «Очерки по художественному чтению» и другие). В этих пособиях разрабатываются приемы произнесения текста перед аудиторией. Они вносят свой вклад в методику обучения языку. В чтении (рассказыванию) побеждает реалистическая манера, окончательно устанавливается с появлением книги К.С.Станиславского «Работа актера над собой».
Уже в дореволюционной методике высказывалась мысль, что выразительное чтение посильно для всех школьников, начиная с младшего возраста. Однако и в настоящее время речь школьников страдает многими недостатками. Почти все в практике сводится к технике речи, тогда как главное, определяющее лежит в содержании высказывания. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости, выработку техники чтения, так как нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Это положение еще более существенно для нерусской школы, так как учащиеся выразительной речью владеют еще очень слабо.
В этом плане проблема выразительности речи представляется одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка в национальной школе. Отсутствие языковой среды сказывается на речевой подготовке, затрудняет овладение учащихся русской речью. Психические закономерности усвоения неродного языка как средства общения обуславливают необходимость использования таких форм работы, которые в максимальной степени соответствовали бы условиям речевого общения.
Объект исследования – процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования – совершенствование выразительности речи младших школьников посредством театральных методов.
Цель – разработать систему театральных методов и приемов, способствующих совершенствованию выразительности речи младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по развитию речи младших школьников;
- разработать систему способов работы по совершенствованию выразительности речи учащихся;
- экспериментально проверить эффективность разработанных способов в начальной школе.
В качестве гипотезы послужило следующее предположение: использование различных театральных методов и приемов позволит формированию выразительности речи младших школьников.
В исследовании были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи младших школьников.
2. Наблюдение за речевой деятельностью младших школьников.
3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных занятий театрального кружка.
4. Обобщение собственного опыта работы.
Методологической основой исследования являются общие и специальные работы по педагогике и психологии о развитии речи младших школьников, о ее роли на развитие личности.
Новизна и практическая значимость работы. На основе проведенного педагогического исследования определено влияние театральных методов и приемов в процесс совершенствования выразительности речи. Практическая значимость исследования состоит в использовании театральных методов, форм и приемов, направленных на развитие техники речи, мышления, воображения, творчества младших школьников, с целью формирования выразительности речи. Данная работа может быть использована учителями, воспитателями в практической деятельности.
Базой экспериментально-практической работы являлась Староватовская начальная школа.
Структура дипломной работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и библиографии. Первая глава - анализ теоретико-методологических работ по данной проблеме, вторая глава - экспериментально- практическое исследование.
2,500 руб.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы формирования выразительности
речи младших школьников национальной школы……………… 6
1.1. Формирование выразительности речи как одного из основных
качеств правильной речи школьника национальной школы ………… 6
1.2. Театральные методы и приемы в активе начальной школы …. 12
1.3 Использование театральных методов в развитии
выразительности речи младших школьников ………………………… 18
Глава II. Приемы работы над формированием выразительности
речи младших школьников национальной школы ………………...24
2.1. Диагностика развития выразительности речи младших
школьников Староватовской начальной школы ….…………………….24
2.2. Организация кружковой работы по формированию
выразительности речи .………………………………….………………..35
2.3. Итоги результатов экспериментальной работы………………….…44
Заключение ……………………………………………………...……….56
Библиография ………………………………………………...………....59
Приложение ……………………………………………………..…….…65
2,500 руб.
Библиография
1. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. – М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962.- 176 с..
2. Актуальные проблемы культуры речи /Под ред. В.Г. Костомарова, Л.И. Скворцова. – М.: Наука, 1964.- 406 с.
3. Аристархова С.А. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 2000.- 336 с.
4. Баженов Н.М., Черкашин Р.А. Выразительное чтение. – Харьков, Изд-во Харьковского университета, 1960.- 224 с.
5. Бахтин Н.И. Театр и его роль в воспитании. – М.: «Польза», 1911.- 226 с.
6. Беспалов В. Школьный драматический кружок. – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 32 с.
7. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя – словесника. – М.:Учпедгиз, 1663.- 71 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
9. Габышева Ф.В. Обучение русскому произношению в начальном классе якутской школы.: Пособие для учителей. – Якутск нац.кн.изд-во, 1992.- 85 с.
10. Гозенпуд А.Н. Центральный детский театр.1936-1961. – М.:Наука,1971.- 307 с.
11. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя:Пособие для учителей нач.кл. и учащихся пед.училищ. – М.:Просвещение, 1965.- 144 с.
12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников:Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1980.- 160 с.
13. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского:беседы и записи репетиций. – М.:Искусство, 1952.- 575 с.
14. Гроховская В.Н. Спектакль театра для детей в учебно – воспитательной работе учителя начальной школы // Художественная литература в начальной школе. – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956 г.- 243 с..
15. Ершов П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М.:МПСИ:Флинта, 1998.- 334 с.
16. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: взаимодействия людей в жизни и на сцене. – М.:Искусство, 1972.- 352 с.
17. Ершов П.М. Технология актерского искусства:очерки. – М.:Всероссийсое театр. общество,1959.- 308 с.
18. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. – М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956.- 144 с.
19. Завадская Т.Ф., Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. – М.:Просвещение, 1974.- 175 с.
20. Завадская Т.Ф., Рубина Ю.И. и др. Театральная самодеятельность школьников. – М.:Просвещение, 1983.- 106 с.
21. Ильенков Э.В. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып.4. – М.:Знание,1960.- 462 с.
22. Карандашев Ю.Н. Планирование, обработка данных, оформление результатов и защита дипломных работ по психологии и педагогике: Методические рекомендации. – Минск, 1989. – 93 с.
23. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Арктика, 2004. – 80 с.
24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. – М.: Мнемозина, 1995. – 85 с.
25. Крупская Н.К. О воспитании в семье (избр. Статьи и речи) – М.: РСФСР, 1962.
26. Крупская Н.К. Педагогическое сочинение Т. 6 – М.: 1959 – 196 с.
27. Крупская Н.К. Педагогическое сочинение. Т. 3 – М.: 1959 – 202 с.
28. Куракина К.В. Основы техники чтения в трудах К.С. Станиславского. – М.:Искусство, 1959.- 103 с.
29. Лисина М.И. Обучение, личность и психика ребенка. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. – 384 с.
30. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников:пособие для учителя. – М.:Просвещение, 1985.- 176 с.
31. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.:Просвещение, 1975.- 176 с.
32. Львов С.Н. Словарь-справочник по методике русского языка:Пособие для студ.пед.вузов. – М.:Высш.шк.:Академия, 1999.- 259 с.
33. Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. – М.: Педагогика. 1984. – 106 с.
34. Макаренко А.С. Общие условия семейного воспитания. О родительском авторитете // Дошкольное воспитание. 1978, № 3. –с. 67.
35. Макаренко А.С. Сочинение. Т. IV. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957 – 370 с.
36. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение 2-е изд., Т. 1, с. 162.
37. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка /Под ред. Т.А. Ладыженской.:пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1980.- 240 с.
38. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.
39. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтение. – М.:Просвещение, 1969.-263 с.
40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-м», 2001 – 448 с.
41. Оконешникова А.В. Диктанты в системе формирования и развития русской письменной речи учащихся начальных классов якутской школы:учеб.пособие. – Якутск: ЯГУ,1985.- 46 с.
42. Петрова Т.И. Развитие разговорной диалогической речи в 1 – 3 классах якутской школы:пособие для учителя. – Якутск:Книжное изд-во,1979.- 95 с.
43. Пирогов Н.И. Избранные пед. сочинения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 752 с.
44. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.В. Спиваковской, И.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 400 с.
45. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в якутской школе: сборник научных трудов.- Якутск: ЯГУ, 1988.- 103 с.
46. Речевое развитие младших школьников:сборник статей /Под ред. Н.С. Рождественского. – М.:Просвещение, 1970.- 222 с.
47. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 240 с.
48. Розенталь Д.Э. Культура речи. – М.:Изд-во Москв.университета, 1964.- 140 с.
49. Рябцева С.Л. Диалог за партой: книга для учителя. – М.:Просвещение, 1989.- 94 с.
50. Рябцева С.Л. Правда о русском слове. – М.:Парнас, 1998.- 303 с.
51. Самсонова Н.Е., Самсонов П.Н. и др. Разговорные уроки по русскому языку для 1 классов якутской школы:учебник для як.шк. – Якутск: Книж.изд-во, 1973.
52. Синицын В.А. Путь к слову: из записок учителя. – М.:АО «Столетие», 1996.- 352 с.
53. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности:Практикум по культуре речи. – СПб:»Тускарора»: «РиД», 1997.- 266 с.
54. Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению:учеб.пособие для преп.пед.инст. – М.:Просвещение, 1976.- 94 с.
55. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей.//Дошкольное воспитание 1994 №3 98 с.
56. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.//Дошкольное воспитание 1996 №9 14 с.
57. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество - дети.//Дошкольное воспитание 1994 №9 83 с.
58. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.//Дошкольное воспитание 1996 №8 34 с.
59. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель – пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – ПРЕСС, 2000, - 304 с.
60. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.:Вагриус:АСТ, 2000.- 443 с.
61. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.:Искусство, 1985.-479 с.
62. Суслова Э., Ботнарь В. Игры – драматизации – основа знакомства с культурой других народов.//Дошкольное воспитание 1994 №3 44 с.
63. Сухоцкая Н.В. В школьном театре. – М.: «Детск.лит.», 1985, 511 с.
64. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1945. – 255 с.
65. Филатов Л.А., Гафт В.И. Жизнь – театр: стихи, пародии, сказки для театра. – М.ЭКСМО-пресс, 1999.- 461 с.
66. Хрулев Н. За школьным занавесом :записки педагога. – М.:Искусство, 1970.- 112 с.
67. Чернышев В.И. Избранные труды в 2-х т., Т.2./сост.А.М.Иорданский – М.:Просвещение, 1970.- 655 с.
68. Чернышев В.М. Азбука выразительного чтения. Избр. труд в 2-х т., Т.2.– М.:Просвещение, 1970.
69. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред.М.И.Буянова.- М.:Просвещение, 1990.- 128 с.
70. Чухман Е. Уроки театра в школе. //Искусство в школе №3 1997 63 с.
71. Шапиро З.С. Беседы режиссера:школьный самодеятельный театр.– М.:Просвещение, 1966.- 128 с.
72. Ширяева В.Г. Театр и дети. – М.:Знание, 1961.-31 с.
73. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Ред. – сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. – 384 с.
75. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Под. ред. Д.И. Фельдшмана. – М.: «Институт педагогической психологии», Воронеж, НПО «Моден», 1995-414с.
76. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие детей в детских возрастах (избр. психол. труды). – М-В., 1997.
77. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. – Л.:Учпедгиз,Ленигр.отд-ние, 1959.- 224 с.
2,500 руб.