Введение
Содержание
Заключение
Литература
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН), а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.
Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся. Это и является актуальностью нашей выпускной работы.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Объектом исследования является процесс обучения информатики.
Предмет исследования - развитие творческого мышления на уроках информатики с помощью прикладных задач.
Цель ВКР: исследовать возможности развития творческого мышления учащихся посредством уроков информатики.
Гипотеза исследования:
Состоит в том, что развитие таких творческих способностей, как гибкость и беглость мысли, оригинальность, любознательность, при обучении информатике будет обеспечено, если:
- знания обобщены и творчески применяются в деятельности учащихся;
- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения курса информатики;
- в ходе изучения будет реализован исследовательский и дивергентный метод, последний направлен на развитие у учащегося умения находить решения учебно-творческих задач. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.
Задачи исследования:
1.изучить теоретическую и методическую литературу по данному исследованию;
2.исследовать познавательные процессы учащихся;
3.наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий в ходе эксперимента;
4.отобрать и обработать материал по данной теме для дальнейшего использования в школе;
5.проанализировать требования Государственного Федерального стандарта общего образования, а также тематическое планирование программы по информатике для среднего звена Православной гимназии города Тобольска;
6.разработать задания по разделу информатики «Технология обработки графической информации».
Теоретико-методологическую основу составили:
-принцип единства теории и практики;
-концепции креативности Э.П. Торренса;
-исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления.
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
- аналитический;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
- разработана модель развития творческого мышления учащихся среднего школьного возраста;
- доказана положительная роль заданий в процессе развития творческого мышления;
- разработаны и экспериментально проверены задания, направленные на развитие креативности учащихся среднего школьного звена.
Практическая значимость работы:
- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления учащихся в процессе изучения раздела информатики;
- задания эксперимента могут быть использованы, учителями школ, преподавателями ВУЗов, институтов, колледжей, студентами – практикантами;
- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
Базой исследования явилась православная гимназия города Тобольска, в качестве испытуемых выступали учащиеся седьмого класса.
Структура работы: дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте имеется 1 диаграмма, 5 рисунков и 11 приложений, библиография включает 30 источников.
3,000 руб.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей учащихся 5
Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 5
Понятие творческого мышления 10
Развитие творческих способностей на разных возрастных периодах 19
Роль уроков информатики в развитии творческого мышления 28
Глава 2. Методические аспекты использования приемов развития творческого мышления на уроках информатики 32
2.1. Тематическое планирование. Методика Э.П. Торренса 32
2.2. Задания на развитие творческих способностей при изучении раздела информатики «Технология обработки графической информации» 35
2.3. Апробация разработанных заданий и методики Э. Торренса на уроках информатики при изучении раздела «Технология обработки графической информации» 39
Анализ результатов проведенных заданий и методики Э. Торренса 58
Заключение 64
Библиография 66
Приложения 70
3,000 руб.
На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления средних школьников, сложившейся в психологии, мышление рассматривается как познавательная деятельность, направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматриваются как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.
Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).
Формирование творческого мышления на уроках информатики, через решение определенного типа заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
Поставленные в работе задачи и цель были достигнуты.
Нами были разработаны задания, которые были апробированы на практике, что и являлось одной из важных задач, поставленных перед нами. Данные задания показали, что развитие творческих способностей может проходить не только в раннем детстве, но и в среднем школьном возрасте.
Задания эксперимента могут быть использованы, учителями школ, преподавателями ВУЗов, институтов, колледжей, студентами – практикантами; результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
3,000 руб.
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. 182 – 195 с.
2.Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Проблемы формирования личности. – М., 1997 г. – 210 с.
3.Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. - М., Просвещение, 1984. 45-58 с.
4.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия \"Мастера психологии\")
5.Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда. – Кишинев, 1990, 12 - 156 с.
6.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления.//Начальная школа. - 1985. - №5. - 37-41 с.
7.Исследование мышления в психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1969. – 214 с.
8.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 584
9.Логический словарь: ДЕФОРТ/ Под ред. А.А. Ивина и др. – М.: Мысль, 1994. 148 – 149 с.
10.Матейко А. Условия творческого труда. – М.: Мир, 1970.; с. 9.
11.Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.1. Общие основы психологии.- С. 688
12.Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.2. Психология образования - С. 608
13.Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - С. 632
14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,1999. – С. 442
15.Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство \"Наука\", 1976. – С. 173
16.Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. – М.: Прогресс, 1965. – С. 157
17.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000; 65 - 82 с.
18.Рошка А. Творческое мышление. Пути его определения и развития. – М.: Наука, 1971; С. 150
19.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 556
20.Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. С. 126
21.Тест креативности Торранса (сокращённый адаптированный вариант) // Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – М., 2005. –153 – 170 с.
22.Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 1997. – 288 с.
23.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г. 1 - 18 с.
24. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. – М.: Высш. шк., 1989. – 143 с.
25.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г. 100-150 с.
26.Якобсон П.Я. Психология художественного восприятия. – М., 1964.
27.http://www.superidea.ru/ - сайт с упражнениями и заданиями на развитие творческих способностей.
28.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00014240.html - специфика творческого мышления.
29.http://www.sunhome.ru/psychology/12380 - психология личности, творческое мышление.
30.http://vsetesti.ru – сайт профессиональных педагогических тестов.
3,000 руб.