Введение
Содержание
Заключение
Литература
Говоря об актуальных проблемах той или иной гуманитарной науки, отталкиваются от необходимости рационального обоснования её роли в обществе, влияния на формирование мировоззрения, на социальную ситуацию, в том числе – на политику и экономику как её элементы.
В силу отсутствия дифференциации на art и science в русском дискурсе, гуманитарные науки вынуждены доказывать свою полезность и соответствие общественным ожиданиям наравне с естественными и точными.
А эти ожидания, формирующие социальный заказ, регулирующие численность бюджетных мест на факультетах и дотации на научные исследования, вполне конкретны. Например, В. А. Лекторский, характеризуя научное знание как наиболее совершенный образец рациональности, говорит, что «научное знание – это, прежде всего сила, позволяющая человеку поставить себе на службу природные и социальные явления, преобразовывать окружающий мир в человеческих интересах» [1, с. 32].
Таким образом, гуманитарные науки являются рычагами социального развития, как другие науки суть рычаги развития технического. Влиять же на ситуацию в обществе можно, только предварительно изучив наличное его состояние, что делает политические, социальные и культурные проблемы актуальными.
Проблема философии на данный момент в том, что её считают одной из гуманитарных наук, метанаукой или вспомогательной методологической дисциплиной, соответственно – вынуждают легитимировать своё существование общими с научными предметом и задачами, участием в разрешении социальных проблем.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные проблемы философии.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать современные представления о материи в философии и научной картине мира.
2. Описать соотношение таких философских понятий, как «познание», «знание и сознание».
3. Дать характеристику основных положений марксисткой философии советского периода.
4. Описать соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
5. Выделить основные проблемы глобальной цивилизации.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
1. Анализ вторичных данных.
2. Сравнительный метод.
В процессе исследования нами была использована учебная и монографическая литература.
750 руб.
Введение……………………………………………………………………….3
I. Современные представления о материи в философии и научной картине мира…………………………………………………………………………5
II. Соотношения познания, знания и сознания. Гносеология и агностицизм. Теория отражения…………………………………………………..12
III. Советский период марксизма………………………………………..17
IV. Культура и цивилизация…………………………………………….20
V. Проблемы глобальной цивилизации……………………………….23
Заключение………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………..29
750 руб.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному необходимо сделать ряд следующих выводов.
В данной работе нами были охарактеризованы основные проблемы философского знания.
Первая проблема – проблема материализма. Философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее.
Вторая проблема касается рассмотрения теории познания и специфики сознания как особой формы отражения. Во – первых, необходимо отметить, как соотносятся понятия «знание», «познание» и «сознание». Эти понятия, несмотря на их сходство, в том числе соотносятся по - разному друг с другом. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения.
Третья проблема касается развития марксисткой философии в советский период. Развиваясь в связи с конкретно-историческими особенностями времени и места, советская философия частично преодолела свой основной источник, каким следует считать марксисткую философию.
Четвертая проблема связана с соотношением понятий «культура» и «цивилизация». Рассматривая данную проблему, можно сделать вывод о том, что цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
И, наконец, пятая проблема связана с рассмотрением глобальных проблем современности.
Глобальные проблемы представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире.
750 руб.
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В., Философия: Учебник для вузов/
П. В. Алексеев, А. В. Панин.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.- 608с.
2. Балашов, Л. Е., Философия/Л. Е. Балашов.- 3-е изд. с испр. и допол.- М.: Дашков и К0, 2009.- 664с.
3. Данильян, О. Г., Тараненко, В. М., Философия: Учебник/О.Г. Данильян, В. М. Тараненко.- М.: Эксмо, 2005.- 512с.
4. Крюков, В. В. Философия: Учебник/В. В. Крюков.- Новосибирск: Изд – во Новосибирского государственного университета, 2006.- 308с.
5. Мареев, С. Н., Мареева Е. В., История философии: (общий курс): Учебное пособие/С. Н. Мареев, Е. В. Мареева.- М.: Академический Проект, 2004.- 880с.
6. Философия. Учебник/Под общ. ред. Г. В. Андрейченко, В.Д. Грачева.- Ставрополь: Издательство СГУ, 2001.- 245с.
7. Философия/под ред. В. В. Миронова.- М.: Норма, 2005.- 928с.
8. Философия: Учебник/Под ред. О. А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2002.- 655с.
750 руб.