Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время можно выделить факторы, породившие экономический кризис в России, коррупцию, криминализацию экономики, и вывоз капитала. Эти явления напрямую взаимосвязаны друг с другом.
К сожалению, Россия за счёт переориентации некоторой части экономики на обеспечение интересов криминальных структур и вывоз капитала утрачивает инвестиционные ресурсы для развития экономики и испытывает трудности с обслуживанием внешнего и внутреннего долга. Возможности стабилизации экономики, устойчивость валютного курса, восстановление финансового рынка, обеспечение населения продовольствием оказываются в зависимости от привлечения кредитных ресурсов международных финансовых организаций и иностранных государств. Это представляет серьезную угрозу экономической безопасности России.
Рост доходов преступных организаций, проникновение в органы государственной власти и управления, развитие новых видов преступной деятельности создают угрозы безопасности России в других важнейших сферах: внутри- и внешнеполитической, военной, экологической.
Термин «отмывание капитала» подразумевает внедрение капитала в финансовую систему, добытого преступным путем, таким образом, чтобы он мог быть признан легитимным.
Основной целью деятельности преступных организаций, как и легальных экономических субъектов, является извлечение прибыли. Это отмечается большинством исследователей. Следовательно, для достижения реальных результатов в борьбе с организованной преступностью необходим подрыв финансовой основы ее воспроизводства, то есть изъятие доходов от преступной деятельности.
Исследования на тему отмывания капиталов и финансирования международного терроризма сейчас представляют особую актуальность: в условиях улучшения макроэкономической ситуации, появления устойчивых признаков макроэкономического роста, политической стабильности и усиления в связи с этим процессов вовлечения российской экономики и финансовой системы в мировую неизбежно возникает потребность в совершенствовании инструментов борьбы с легализацией капиталов применительно к новым экономическим реалиям.
Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что в настоящее время мировое сообщество столкнулось с проявлениями международного терроризма во всех его формах. Принятие мер по противодействию финансированию терроризма стало одним из приоритетных направлений международной уголовной политики.
Отмывание денег представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя следует сказать, что на практике они не всегда четко прослеживаются. Наиболее распространенной является трехфазовая модель, принятая в частности ФАТФ. В первой фазе (Placement) происходит введение "грязных", обычно наличных денег, в легальный хозяйственный оборот. Во второй фазе (Layering) в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения, теряют следы. В третьей фазе (Integration) деньги обретают новый - "легальный" источник происхождения.
Легализация преступных доходов, позволяя преступным организациям проникать в легальную экономику, в то же время является, по выражению немецких ученых, "ахиллесовой пятой" их финансовой деятельности. В процессе легализации денежные средства выходят из тени, оставляя за собой "бумажный след" от совершаемых финансовых операций.
В большинстве развитых стран мира в 90-е годы было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику.
Представляется, что сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны. Так или иначе, она будет способствовать решению следующих задач:
• недопущение криминальных инвестиций в экономику;
• расшатывание финансовой деятельности преступных организаций;
• пополнение доходной части бюджета;
Задача борьбы с "отмыванием" денег в России представляется достаточно сложной в силу имеющейся специфики, обусловленной рядом факторов.
К моменту начала рыночных реформ в России, имелись значительные теневые капиталы. В условиях отсутствия контроля за происхождением денежных средств эти капиталы были инвестированы в создаваемые коммерческие структуры и приватизируемые государственные предприятия. В итоге большое количество экономических субъектов оказалось «под крышей» криминальных структур.
В России в отличие от США и Европы существует огромный теневой наличный оборот в легальной экономике, которой во многом обусловлен повышанными налоговыми ставками.
Цель дипломной работы – рассмотреть методы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать теоретические и организационно-правовые основы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма;
- проанализировать организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, в российской банковской системе;
- рассмотреть перспективы совершенствования российской системы противодействия отмыванию капиталов и финансирования международного терроризма
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические и организационно-правовые основы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма 6
1.1. Сущность, основные модели и формы отмывания капиталов и финансирования международного терроризма 6
1.2. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием капиталов 28
1.3. Роль и политика ФАТФ, её воплощение в российской системе противодействию отмыванию капиталов 37
2. Анализ организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, в российской банковской системе 52
2.1. Российская банковская система: состояние, её возможности в борьбе с отмыванием капиталов 52
2.2. Действия Банка России по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём 58
2.3. Основные требования к организации работы банков по противодействию легализации преступных доходов 62
3. Перспективы совершенствования российской системы противодействия отмыванию капиталов и финансирования международного терроризма 65
3.1. Практика создания и функционирования эффективной системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию международного терроризма 65
3.2. Поиск приемлемого баланса между обеспечением банковской тайны и повышением прозрачности финансовых операций 87
3.3. Развитие существующих норм по противодействию отмыванию капиталов, реализуемых международным банковским и финансовым сообществом 92
Заключение 101
Список литературы 103
Приложение
3,000 руб.
Заключение
Вступая в третье тысячелетие, мировое сообщество столкнулось с проявлениями международного терроризма во всех его формах. Террористические акты, происшедшие в США, России, Испании и других странах, показали международному сообществу опасность, которую представляет данное явление. Принятие мер по противодействию финансированию терроризма стало одним из приоритетных направлений международной уголовной политики.
В настоящее время получаемые от преступной деятельности доходы, как правило, используются в следующих целях: для оплаты расходов, связанных с преступлениями, для покрытия затрат на потребление, для инвестиционных вложений в сфере деятельности преступных организаций, развития криминального бизнеса, для проникновения в другие сферы криминального бизнеса, для инвестирования в легальную экономику. Соответственно некоторая часть доходов, подлежащая инвестированию в легальные предприятия и размещению на международных финансовых рынках, нуждается в отмывании (легализации).
В начале 80-х годов в США появился термин "отмывание денег", который обозначал процесс преобразования «черных» денег во внешне "белые" деньги, то есть те, которые имеют законное объяснение своего происхождения. Поэтому некоторые криминологические определения апеллируют к определению Президентской комиссией США по организованной преступности, которое гласит, что "отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются так, что кажется имеют легальный источник".
Специалистам хорошо известны принципы построения государственного финансового контроля, который обычно он включает следующие три уровня:
- сбор и обработка информации обо всех финансовых операциях, требующих повышенного внимания (новейшие информационные технологии это позволяют);
- накапливание сведений в специальном банке данных для последующего анализа и распределения информации между надзорными и правоохранительными органами;
- задержка исполнения финансовой операции для более глубокого изучения ее правомерности и лиц, стоящих за этой операцией.
Сегодня как борьба с отмыванием денег, так с уклонением от налогов, то есть с основными, связанными между собой финансовыми злоупотреблениями ведётся в рамках единого государственного финансового контроля.
Если Россия пойдет по пути создания цивилизованной системы единого государственного финансового контроля, то очевидно будут существовать некоторые преимущества, такие как, например, возможность отобрать все лучшее, что было накоплено в этой сфере международным сообществом. Основное на данном этапе, что нужно сделать так это разработать разумную законодательную базу, приемлемую для специфических условий России.
Успех в борьбе с международным терроризмом может быть достигнут только реализуя действенную систему мероприятий по разрушению финансовой основы группировок террористической направленности. Поэтому воспрепятствование проникновению ”грязного” капитала в легальную экономическую систему - важный фактор, который оказывает содействие снижению активности террористических организаций.
3,000 руб.
Список литературы
1. Федеральный закон от 07.08.2002 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2. Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3. Указ Президента РФ от 01.11.2002 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти".
5. Указание Банка России № 1485-У от 09 августа 2004 «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях»
6. Положение центральный банк РФ «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 19 августа 2004 г. N 262-П
7. Положения Банка России №262-П от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
8. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 186 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу".
9. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. № 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу".
10. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13.04.2005 г. № 54 "Об утверждении Положения о межрегиональных управлениях Федеральной службы по финансовому мониторингу"
11. Сердинов ,Э. М. Борьба с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма. Банк. дело. 2003 . N 7. - С. 45-47
12. ”Борьба с отмыванием денег: международный опыт и уроки для России”, материал Фонда "Бюро экономического анализа". сентябрь 2000 г.
13. Interpol, Money Laundering Inte
ational situation. 1994.
14. The Banker. L., 1990. Apr.; 10 UNO-Woche 5, 1994. 23 Febr.
15. Контроль над легализацией преступных доходов в США, Российская Торговая группа. 2002г. Веб Сайт: http://www.russia-trade.ru/t.asp?cont=russianlaws/off_shore/usa/knlp.htm
16. Бекряшев А. К., Белозеров И. П., Бекряшева Н. С., Леонов И. В., ”Теневая экономика и экономическая преступность” [Электронный учебник], Гл.4.4.,Омский государственный университет, 2002г. Веб Сайт: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/
17. ”Борьба с отмыванием денег: международный опыт и уроки для России”, материал Фонда "Бюро экономического анализа". сентябрь 2000г.
18. Материалы Совета Европы по борьбе с отмыванием денег, 1990г. Веб Сайт: http://www.gloffs.com/dangers.htm
19. Скобликов П.А. Взыскание долгов и криминал. М., 1999.
20. Организованная преступность – 2. М., 1996, С. 29.
21. Одинцов А.А. Криминальная конкуренция в России. -Бизнес и политика. 1997, №6, С.16-25.
22. Директива Совета ЕС N 91/308/СЕЕ, от 14 февраля 1991г.
23. Седьмой Конгресс Организации Объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан, 21 августа-6 сентября 1985 года: доклад, подготовленный секретариатом, глава IV, раздел А.
24. На подобии ФАТФ были созданы еще много региональных организаций: (Азиатско-Тихоокеанская группа (APG), Группа стран Карибского бассейна (CFATF), Группа стран Южной и Восточной Африки (ESAAMLG), Комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег (PC-R-EV).
25. http://www.fsfmcfo.ru/
26. http://www.omamvd.ru/Data/Obuch/Docs/ch77177/ch88888/uch/ch1p11.htm#5
3,000 руб.