Введение
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие “развивающее обучение” существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.
В основе теории развивающего образования лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления.
Таким образом, развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, теоретическим мышлением и развитию творческого потенциала личности.
Представляется, что анализ тематики Социально-педагогическое сопровождение детей младших школьников в условиях развивающего обучения достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Данный проект заинтересовал автора настоящего исследования, в период прохождения практики на 3-4 курсах. Все перечисленные выше факторы обусловили выбор темы нашего исследования. В соответствии с темой был определён:
объект исследования – социально-педагогическое сопровождение детей младших школьников в условиях развивающего обучения;
предмет исследования – система социально-педагогического сопровождения детей младших школьников в условиях развивающего обучения.
Объект и предмет обусловили:
Цель исследования: исследовать сущность развивающего обучения и проанализировать особенности социально-педагогического сопровождения детей младших школьников в условиях развивающего обучения МОУ “средней общеобразовательной школы №2”.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать сущность развивающего обучения;
2. проанализировать систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова;
3. проанализировать дидактическую систему развивающего обучения Л.В.Занкова;
4. проанализировать и описать опыт социально-педагогической работы в МОУ “средней общеобразовательной школе №2” с детьми младшими школьниками 2001 года рождения в условиях развивающего обучения.
Для реализации цели и задач исследования применяются следующие методы:
• теоретические – анализ и синтез психологической, социологической, педагогической, психологической, медицинской литературы, выявляющей научное состояние проблемы; а также основных направлений деятельности с данной категорией детей;
• эмпирические – проведение комплекса диагностических методик, анкетирование, включённое наблюдение.
Эмпирическая база – МОУ “средняя общеобразовательная школа №*”
г. Орла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была осуществлена попытка системно описать опыт социально-педагогического сопровождения детей младших школьников в условиях развивающего обучения.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….........................2
ГЛАВА 1. Психологические основы развивающего обучения…………………………..…….5
1.1 Сущность развивающего обучения …………………………………………..…………...5
1.1.1 Содержание понятия развивающего обучения ………….……………..……………….5
1.1.2. Проблема отношения обучения и развития …………………………………………....8
1.1.3. Основные характеристики развивающего обучения …………………………......…..10
1.2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова…………...….….15
1.2.1. Предпосылки создания системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова………………………………………………...……………………………...…….15
1.2.2. Эмпирическое и теоретическое мышление …………………………………………...17
1.2.3. Некоторые особенности системы развивающего обученияД.Б.Эльконина — В.В.Давыдова ……………………..………………………………………………….……………22
1.3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова……………………..…26
1.3.1. Предпосылки создания дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова …………………………………………………………………………………...…...26
1.3.2. Принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова .…..….….27
1.3.3. Некоторые особенности внедрения системы развивающего обучения Л.В.Занкова в практику……………………………………………………………………..….….31
ГЛАВА 2. Система работы социального педагога по адаптации первоклассников к обучению в школе, в рамках программы развивающего обучения……………………………………….33
2.1 Психолого–педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению…………………….….……………………………………………………….……...…40
2.2 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения………………………………………………………...…….53
2.3 Оценка уровня школьной мотивации …………………………………………….....…….59
Заключение………………………………………………………………………………….….....67
Литература…………………………………………………………………………….……..……71
Приложение………………………………………………………………………………..……...76
3,000 руб.
Заключение
В традиционном толкований развивающее обучение направлено на формирование гностических, когнитивных сторон личности. В исследованиях Д.Н.Богоявленской, Н. А.Менчинской, А. А.Люблинской, Е.Н.Кабановой - Миллер, С.М.Бондаренко, Г.Д.Кирилловой, Н.Н.Поспеловой, И.Ломпшера развивающее обучение рассматривается как средство формирования мыслительных операций(5). Авторы рассматривают приемы формирования у учащихся операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, связывая их с развитием их творческого мышления. Необходимыми условиями развивающего обучения, формирования творческого мышления учащихся в этих исследованиях выступают: развитие абстрактно - теоретического и конкретного компонентов мышления, индивидуализация и дифференциация, проблемность обучения, З.И.Калмыкова к приемам формирования продуктивного мышления, относит эвристические приемы, направленные на развитие у детей умений конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии. Позитивным, на наш взгляд, в концепции З.И.Калмыковой является стремление автора технологизировать процесс развития творческого мышления учащихся.
Деятельностный подход в развивающем обучении, опирающийся на положения Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Х.Й.Лийметс, развивает в своем исследовании Л.М.Фридман. Им сформированы принципы, особенно значимые для личностно - развивающего образования. Среди них: принцип самодеятельности как свободное и творческое достижение принятых целей обучения; принцип самоорганизации как высший уровень самостоятельной деятельности, поиск учащимися новых знаний, способов решения; принцип развития, при котором в организации учебного процесса учитель ориентируется на индивидуальные особенности, \"зону ближайшего развития\" детей. Особое внимание в своей концепции Л.М.Фридман отводит диагностическому контролю формирования у учащихся учебных умений и психических процессов, способностей, интересов и склонностей, личностных качеств.
Приоритетным в методической системе Л.В.Занкова (20) является развитие психических функций личности в начальной школе. Реализация принципа целенаправленной и систематической работы над развитием всех учащихся младших классов, включая и наиболее слабых, имеет выход на индивидуализацию обучения школьников. Важным положением для личностно - развивающего образования является диагностика развития у учащихся наблюдения, мыслительной и практической деятельностей. Л.В. Занков указывает на гуманистический характер обучения, необходимость перевода отрицательных эмоций (недовольства, разочарования, сомнения) в положительные (радость, удивление, удовлетворение).
В концепции Л.В. Занкова нами выделены позитивные положения, создающие научные предпосылки личностно развивающего образования: организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру и опыта творческой деятельности в процессе обучения; опора на самодеятельность учащихся в процессе достижения детей обучения; стимулирование самоорганизации в поиске учащимися новых знаний, способов их усвоения; ориентация на \"зону ближайшего развития\" и индивидуальные особенности детей; обеспечение успеха и положительных эмоций детей в процессе обучения, гуманистический характер педагогического взаимодействия и др.
...
3,000 руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001
3. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996
4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М., 1998, - стр.14, 74, 80, 329, 339, 361,373-375, 384
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с.: ил. - (Б-ка школьного психолога)
6. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М., 2004
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского. / Вступ. ст. А.И. Подольского - М.: Издательство \"Институт практической психологию), Воронеж: НПО \"МОДЭК\", 1998. - 480 с.
9. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998
10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. – М., 1998
11. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 4. – стр.55
12. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28
13. Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. – 1997 - № 1
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2002
15. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999
16. Диагностика школьной дезадапиации: Науч. – метод. пос. для учителей начальных классов и школьных психологов/Под ред. С.А. Беличевой. М., 1993. – 126 с.
17. Днепров Э.Д четвертая школьная реформа в России. М., 1994
18. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М.,1996, стр.16
19. Занков Л.В. Краевский В.В. Лернер И.Я. Проблемы школьного учебника: XX век: Итоги: Сборник (под ред. Зуева Д.Д.) // Просвещение – 2004
20. Занков Л.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в четырехлетней начальной школе: Примерное тематическое планирование: 2-4 классы (система Занкова Л.В.) // СМИО Пресс — 2004
21. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000
22. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Психология учителя — 2000
23. К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. – с.156-157
24. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2000, с. 205
25. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед. агентство. - 1996. - № 5. - С.356
26. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа, 2000, № 29
27. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., - с. 151
28. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО \"МО-ДЭК\", 1999. - 416 с. (Серия \"Психологи Отечества\")
29. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. - 1996. - № 5. - С.35-38
30. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М. 4 Гардарики, 2005
31. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под редакцией Е.Д. Божович. - М.: Издательство \"Институт практической психологии\"
32. Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - с. 5-18
33. Миллер Дж., Притчер К. Об образовании и ценностях. Похвала париям и странникам // Народное образование. 1999. № 9
34. Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2
35. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. –171-175; 210, 272 с.
36. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, стр.34, 36
37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000
38. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / P. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец и др. - М.: Просвещение, 1994. - 255 с
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений /Под ред. С.А.Смирнвоа. – М.; 1998
40. Развивающее обучение в начальной школе. Специфика учебной деятельности, проекты уроков. Шакина Г.В. Учитель, 2009
41. Развивающее образование. Том 1. Диалог с В.В. Давыдовым. – М., 2002
42. Развивающее обучение на пути к подростковой школе / Составители Б.Д. Эльконин, А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Эврика, 2004. (Библиотека культурно-образовательных инициатив. Книга 29)
43. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск: \"Пеленг\", 1997. - 288 с. - (Б-ка Развивающего Обучения; Выпуск 19)
44. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. - М.: Издательство \"Институт практической психологи\", Воронеж: НПО \"МОДЭК\", 1996. - 384 с
45. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников – М. - № 6, 1999
46. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение – Ярославль: ИПК, 1996
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
48. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. – 2002. - №4. С. 140-142
49. Соц. работа: теория и практика \\\\ Уч. Пособ.\\\\ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М. 2001
50. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г., с. 144-145
51. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
52. Технологии социальной работы. \\\\ Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА - М. 2001
53. Учитель - социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 - 113с. - стр.42
54. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999
55. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) / М.: АО \"СТОЛЕТИЕ\", 1994. - 192 с
56. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996
57. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр \"Академия\", 2001 - 144 с
58. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
59. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 2001
60. Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т.1-3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994
61. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: “внешние” и “внутренние” формы // Директор школы – 1995 - № 3
62. http://news.tut.by/147224.html;
63. http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/1j-klass-Adaptaciya-k-shkole.html;
64. http://science.ncstu.ru/articles/hs/10/25.pdf
65. http://nsc.1september.ru/2003/30/5.htm
66. http://paidagogos.com/?p=105
67. http://experiment.lv/rus/biblio/el_biblio/repkin_ro_ud.htm
68. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/otchet/vvedenie.html
69. http://paidagogos.com/?p=105
3,000 руб.