Каждый наш день – начальная точка будущего.
Так есть и было. День и эпоха – не одноплановы: они соединяют про-шлое, будущее, объективное и субъективное, высокое и низкое, духовность и быт. Об этом свойстве времени мало задумываешься ежедневно, но бурные эпохи исторических потрясений остро высвечивают многомерность происходящего. Впрочем, и она остается очевидной только потомкам. «Лицо к лицу лица не увидать…» Свидетельства участников и очевидцев событий звучат согласно и противоречиво, выявляют рельефы времени и событий. Документы, конденсируя в себе достоверность, наполняются удивительной энергией убеждения, и давно прошедшие события оживают и обретают смысл, значение, необходимость для живых. От документа к документу, от события к событию мы возвращаемся в прошлое…
Двести девятнадцать лет назад, 14 июля 1789 года, восставшие парижане взяли Бастилию – крепость-тюрьму на окраине Парижа. Это событие принято считать началом Великой французской революции. Двести девятнадцать лет – большой срок. Попробуем же разобраться, чем сегодня интересны эти далеко ушедшие от нас события…
Мировая экономика формировалась в основном под влиянием британ-ской промышленной революции, его политика и идеология формировалась под влиянием Франции. Британия дала как образец свои железные дороги и фабрики, экономический взрыв, который разрушил традиционную экономику и социальные структуры неевропейского мира. Однако Франция совершила свою революцию и дала ему свои идеи, вот почему трехцветный флаг стал эмблемой практически каждой рождающейся нации, а европейская и мировая политика между 1789 и 1917 годами представляла собой борьбу за или против принципов 1789 года или более радикальных принципов 1793 года. Франция создала словарь и дала примеры радикально-демократической и либеральной политики для всего мира. Франция стала первым великим примером, концепцией и словарем национализма. Франция создала свод законов, модель научной и технической организации, метрическую систему мер для большинства стан. Идеология современного мира впервые проникла в древние цивилизации, которые до тех пор сопротивлялись принятию европейских идей. Вот что сделала французская революция.
Конец XVIII века был эрой кризисов старых режимов Европы и их экономических систем, и его последние десятилетия изобиловали политиче-скими катаклизмами, которые доходили до восстания; колониальными дви-жениями за автономию, которые добивались отделения: не только в США (1776-1783), но также в Ирландии (1782-1784), в Бельгии и Льеже (1787-1790), в Голландии (1783-1787), в Женеве даже в Англии (1779). Все кипение этого политического беспокойства настолько потрясает, что некоторые современные историки говорили об «эре демократической революции, на пути к которой французы находились одни, хотя и будучи наиболее решительными и более всех удачливыми».
Французская революция была куда более значительной, чем любая со-временная ей революция, и ее последствия из-за этого были гораздо глубже.
Она — едва ли не самое мощное потрясение XVIII столетия — изменила облик Франции, придав ему современные черты. Революция глубочайшим образом повлияла на судьбу многих государств: и тех, которые были ею реально затронуты, и тех, что лишь издали наблюдали за происходящим. Она создала целый пласт новой политической культуры, преподала уроки, важные и по сей день, но которые мы, как водится, не умеем извлекать из истории.
300 руб.
1. Введение
2. Причины Великой Французской революции
3. Ход Великой Французской революции
4. Заключение
5. Приложение
6. Список использованной литературы
300 руб.
Заключение.
Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех юнцах мира то и делал, что проводил, осу-ществлял по частям, доделывал то, что сделали великие французские революцио-неры буржуазии…
В.И. Ленин.
Великая Французская Революция была грандиозной борьбой нового и старого. Эта эпоха дала ярких, интересных людей, ее события складывались в неожиданные «сюжеты», развитие действия приобретало чуть ли не детективный характер с непредсказуемым финалом. Вместе с тем французская революция имела свою логику. Как писал Ф. Энгельс, «Франция разгромила во время революции феодализм и основала чистое господство буржуазии такой классической ясностью, как ни одна европейская страна».
С июля 1789 года до июля 1794 года революция шла по восходящей линии, на каждом новом этапе к власти приходила более левая группировка. «В первой французской революции, - писал К. Маркс, - за господством кон-ституционалистов следует господство жирондистов, за господством жирон-дистов следует господство якобинцев… Как только данная партия продвинула революцию настолько далеко, что уже не в состоянии ни следовать за ней, ни тем более возглавить ее,- эту парию отстраняет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзник». Маркс сумел кратко и точно определить суть происходящего. По мере углубления революции, когда происходил качественный скачок (классовый сдвиг), те люди, группы и клубы, которые ранее были «на коне», пользовались властью и популярностью, теряли революционность. Политические группы («партии», как их называл Маркс) превращались из революционных в умеренных или даже в контрреволюционеров, не в результате перерождения, а из-за сохранения старых позиций в новых условиях, когда требовалось уже нечто более ради-кальное.
Французская революция не даром считается великой. Прежде всего, она произошла на территории самого могущественного и густонаселенного государства Европы (не считая России). В 1789 году один европеец из пяти был французом. Она была на первом месте всех революций до и после нее, как массовая социальна революция и гораздо более радикальная, во Франции. Томас Пейн (просветитель радикального направления) был экстремистом в Британии и в Америке, но в Париже он оказался среди наиболее умеренных жирондистов.
Революция изменила систему международных отношений. Буржуазные преобразования во Франции были встречены с интересом и симпатией пере-довыми людьми Европы и Америки. Поэты европейских стран посвящали революции оды. Лидер английских вигов – оппозиционной революционной партии – Ч.Д. Фокс назвал взятие Бастилии «самым великим и благотворным событием, когда-либо проходившим в мире». Русские, находившиеся в Париже, приняли участие в революционных событиях. Граф Строганов, вос-питателем которого был будущий депутат Конвента Жильбер Ромм, вступил в якобинский клуб. В самой России многие также приветствовали революцию, а А.Н.Радищев предсказывал, что примеру Франции последуют другие страны.
Французская революция стала органическим элементом российской и советской политической культуры, ее понятия - своеобразным кодом (как Ветхий завет - в Английской, Римская история - во Французской революциях). Еще в предоктябрьские годы большевики и меньшевики в ходе ожесточенных споров о путях русской революции постоянно обращались к по-разному толкуемому опыту Франции конца ХVIII в. В ситуации второй половины 20-х годов: когда в большевистской партии развернулась острая борьба по вопросам дальнейшего развития страны, вновь Французская революция (прежде всего проблема термидора) оказалась на острие политической полемики. Постоянная апелляция к революционному опыту Франции конца ХVIII в. в предоктябрьский, а затем и в послеоктябрьский период привела к тому, что после разгрома \\\"уклонов\\\" в партии потребовалось создании в нашей историографии единой, официально признанной концепции не только Октябрьской, но также и Французской революции. Таким образом, советские власти не раз обращались к ней, досконально изучали ее, чтобы не допустить подобных ошибок.
Воздействие французской революции достигло даже далекой Бенгалии, где Рам Мохан Рой был воодушевлен ею и основал первое движение хинди за реформы, положившее начало современному индийскому национализму. Как справедливо отмечали, это было первое значительное идейное движение в западном христианском мире, которое оказало реальное и почти немедленное воздействие на исламский мир. К середине XIX века турецкое слово «ватан», до того буквально означавшее «положение человека по рождению и местожительства», начало под воздействием французской революции изменяться по значению в «партию»; термин «liberty», до 1800 года означавшее нечто «противоположное рабству», начал приобретать новый политический смысл.
Великая французская революция – событие всемирного масштаба, привела не только к социальным преобразованиям в самой Франции, не только всколыхнула современников, она стала – и уже навсегда – темой изучения и осмысления для потомков, которые находят в ее истории вдохновляющие примеры и горькие уроки.
В последние годы Великая французская революция оказалась в центре острейшей идеологической борьбы, и это несмотря на то, что к началу XX века уже была сформулирована «классическая» концепция французской революции как революции буржуазно-демократической.
Стоит запомнить слова одного из самых первых и реакционных крити-ков революции – Жозефа Де Мэсьра, который в конце жизни вынужден был сказать : «Долго мы принимали революцию за событие, мы заблуждались – это целая эпоха». И действительно, Великая французская революция затронула все сферы жизни: политику – в первую очередь, культуру, производство, науку, быт, армию, дипломатию. Она не всегда умела воплотить идеи, которые выдвигала, но во многом стала пророческой. Жажда свободы, равенства и братства вдохновляла французов в дни великих побед революции и ее трагедий.
300 руб.
1. Эрик Хобсбаум «Век революций», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999г.
2. А.Н.Бадак «Всемирная история. Европа под влиянием Франции», Минск, «Современный литератор», 1999г.
3. Н.В.Загладин «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века», Москва, «Русское слово», 2006г.
4. А.М.Прохоров «Большая советская энциклопедия», Москва, «Советская энциклопедия», 1971г.
5. А.М.Прохоров «Советский энциклопедический словарь», Москва, «Со-ветская энциклопедия», 1979г.
6. Энциклопедия для детей «Всемирная история», Том1, Москва, «Аванта +», 1993г.
7. О.Кустова «Свобода. Равенство. Братство. Великая Французская револю-ция», Москва, «Детская литература», 1989г
300 руб.