Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимая как и других процессов. Существуют различные способы развития внимания в учебной деятельности.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными, только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации школьников в школе. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание в жизни человека играет определённую роль.
Изучение литературы по проблеме позволило узнать, что вопросы адаптации детей в школе и проблемы изучения и формирования внимания младших школьников достаточно тесно взаимосвязаны.
Однако на пересечении этих двух сторон проблемы остаётся ещё много нерешённых вопросов. К ним относится и вопрос о зависимости уровня адаптации от уровня развития основных свойств внимания младших школьников и от способности учителя правильно организовать внимание. Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной адаптации детей к школе.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания) Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания) Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).
Основная гипотеза формируется мною следующим образом: система приёмов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию и развитию внимания и успешной адаптации детей в школе.
Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы.
2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.
3. Описать специфические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания и процессу адаптации детей в школе.
Цель исследования: разработать и описать систему приёмов организации и развития внимания детей 1-4 классов.
1,200 руб.
Введение
1. Внимание и его физиологические основы
2. Основные свойства внимания
3. Возрастные особенности внимания школьников
3.1. Внимание в дошкольном и школьном возрасте
3.2. Причины неустойчивости внимания
3.3. Психологическая адаптация ребенка к школе
4. Условия успешного развития внимания
5. Организация внимания школьников
5.1. Методические требования организации начала урока
5.2. Мобилизации внимания
Заключение
Список литературы
Приложения
1,200 руб.
Целью данной курсовой работы выступал анализ развития внимания в учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Провести теоретическое исследование развития внимания развития внимания в учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование развития внимания развития внимания в учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
По итогам проанализированного материала можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка.
Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.
Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания.
По итогам всех методик эмпирической части наша гипотеза о том, что в ходе учебной деятельности внимание младших школьников в значительной степени претерпевает изменения, поступательно развиваясь, может считаться доказанной, так как результаты, показанные группами по всем методикам, существенно различаются.
1,200 руб.
1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. - Обнинск, 1993.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 1998.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. - М., 1991.
5. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1993.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - Ростов н/Д., 1999.
8. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - 1991. - № 6.
9. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 1975.
10. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. - М., 1999.
11. Павлов И.А. Психология высшей нервной деятельности. М. 1972
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.
13. Страхов В.И. Психология внимания. - М., 1987.
14. Самоукина Н.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.
16. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 1998.
17. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
18. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
19. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
1,200 руб.