Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы организации и функционирования власти в условиях перехода от тоталитарного к демократическому обществу в России привлекают внимание многих исследователей. Большинство из них считают, что в России сложилась сильная авторитарная власть. В тоже время ряд исследователей стремятся доказать, что в России «демократия пока слаба, но это – демократия. Разные ученые дают свое определение российской демократии: «авторитарная демократия», «делегативная демократия», «фасадная демократия, «незавершенная демократия» и т.д. Их теоретическую сущность выразил Г. Г. Дилигенский: «Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть – в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима».
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Анатитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
750 руб.
Введение 3
1. Политический режим современной России 4
2. Тенденции политического режима современной России 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17
750 руб.
Таким образом, мы выяснили, что современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Российский политолог Ю.Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».
Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны А.Яковлева, проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России».
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Для гибридного режима присуще переплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности. Как отмечает российский политолог Лилия Шевцова, с одной стороны, мы видим персонификацию и нерасчлененность власти, которую она ассоциирует с исторически сложившейся «русской системой». С другой стороны, персонифицированная власть формируется и легитимируется демократическим способом, так как все остальные способы ее легитимации оказались исторически исчерпаны. Такая власть, разрываемая изнутри несовместимыми началами, генетически нестабильна и в целях выживания должна постоянно перетекать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. Вместе с тем неразвитость демократических институтов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в обществе тяги к «сильной руке» и к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок.
750 руб.
1. Баранов Н. А., Исаев Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб.: Питер, 2008. – 395 с.
2. Красин Ю. А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. - 2004. - № 6. - с. 125
3. Бунин И., Караганов С., Никонов В., Рыжков В., Салмин А., Сатаров Г. Современная российская политика. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 224 с.
4. Соловьев А. И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. - 2004. - № 6. с. 105
5. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005.
6. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. - 2004. - № 1. -с. 47
7. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. - 2005. - № 2. - с. 8
750 руб.