Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
На предприятии ТОО «Каскад+» ведутся работы по внедрению в эксплуатацию различных высокотехнологичных систем автоматизированного производства. Во время работы возникает необходимость собирать статистические данные и оформлять отчеты по результатам сбора. Так как статистические данные на работающем оборудовании получают в виде набора данных, переданных через какой либо интерфейс, возникает необходимость создавать отдельные программы сбора данных, обрабатывать их и оформлять какие либо отчеты. Привлечение разработчиков программного обеспечения со стороны руководством ТОО «Каскад+» считается необоснованным в плане затрат, поэтому разработкой программного обеспечения занимаются сотрудники предприятия.
Для разработки программного обеспечения выделено 2 компьютера Pentium 4 со следующим программным обеспечением операционная система Windows ХР, прикладные программы фирмы Microsoft Office, пакет разработки программного обеспечения Delphi 7. Компьютеры включены в единую, локальную сеть предприятия.
Локальная сеть предприятия организована на основе коммутатора Cisco Catalyst 3550, с организацией выхода в Интернет посредством ADSL-соединения.
Основным инструментарием разработки программного обеспечения является среда разработки Delphi 7. При разработке каких либо программ связанных с работой базы данных, у персонала уходит много рабочего времени на поиск необходимой информации, в связи с чем разработка электронного учебника по базам данных в среде Delphi 7 является актуальной для персонала ТОО «Каскад+»
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,
• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
В своей дипломной работе я рассмотрел одну из сторон процесса информатизации – создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ) – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (базы данных).
Работа состоит из трех глав: в первой кратко рассматриваются современные реалии информатизации общества, аспекты применения СНИТ в образовании и классификация ППС; вторая глава посвящена этапам разработки и создания электронного учебника, также, в нее входит анализ наиболее популярных авторских систем традиционно используемых для разработки электронных приложений; третья глава содержит заключение.
3,000 руб.
Содержание
Введение ……………………………………………………………..………. 4
Глава 1: Информационные технологии в обществе и образовании
1.1 Информатизация общества: современные реалии ………………..……8
1.2 Аспекты применения СНИТ в образовании……………………………10
1.3 Типология педагогических программных средств……………….......16
1.4 Необходимые условия успешного применения ППС…………………20
Глава 2: Этапы создания электронного учебника
2.1 Порядок разработки обучающих систем…………….........................24
2.2 Принципы изложения материала…………………………………..….32
2.3 LinkWay………………………………………………………………….37
2.4 Action…………………………………………………………………….39
2.5 ТoolBook………………………………………………………………...42
2.6 Delphi…………………………………………………………………….45
2.7 Реализованные и потенциальные возможности учебника…………...51
Глава 3: Содержание электронного учебника
3.1 Главы электронного учебника………………………………………...53
3.2 Экранные формы……………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЕ А …………………………………………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………….71
Список использованной литературы…………………………………….106
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой дипломной работе рассматривалась тема разработки электронных обучающих систем на примере электронного учебника по базам данных. Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. В этих условиях тема моей дипломной работы, предмет ее исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, заложенный в СНИТ. Поэтому разработку компьютерного учебного пособия по базам данных, которое могло бы применятся в обучении пользователей, считаю своей первостепенной задачей.
В данной дипломной работе передо мной были поставлены следующие цели:
– предоставить пользователям, изучающим программирование эффективное и легкодоступное средство обучения, которое включало бы в себя теоретический материал, вопросы, и выполняло бы не только обучающую, но и оценивающую функции;
– провести анализ теоретического материала предлагаемого к компьютерной реализации с целью определения его пригодности к подобной реализации и степень ее эффективности;
– продолжить, и в чем то оживить, процесс внедрения средств новых информационных технологий, ускорить интеграцию математических и информационных дисциплин;
– предоставить полноценное программное обеспечение, которое сможет применяться при обучении программированию, и которым смогут пользоваться сотни пользователей;
Для достижения поставленных целей и решения предложенной задачи мною, была проделана следующая работа:
– рассмотрено современная ситуация в процессе компьютеризации нашего общества и конкретно процесса образования;
– проведена классификация существующих на данный момент компьютерных обучающих систем по их назначению и целям применения в образовании;
– выделены основные условия успешного применения средств НИТ в учебном процессе;
– детально изучена методика создания компьютерных обучающих систем, которая была в дальнейшем использована при разработке собственного компьютерного приложения;
– рассмотрены принципы изложения информации с точки зрения современных теорий психологии и дизайна;
– досконально изучены наиболее популярные инструментальные средства разработки мультимедиа приложений: IBM LinkWay, Action 2.5, Multimedia ToolBook и среда программирования Borland Delphi 7;
– проведен сравнительный анализ этих инструментальных сред с целью выявления системы, наиболее отвечающей требованиям, предъявляемым при разработке учебника;
– разработан и реализован действующий фрагмент электронного учебника по базам данных, который может применяться при обучении пользователей;
Практическую ценность своей работы вижу в том, что:
во-первых, мною был получен богатый опыт разработки электронного учебника, в том числе освоены инструментальные средства разработки подобных систем;
во-вторых, и это главное, получено и может использоватся в образовательном процессе новое электронное средство обучения – компьютерный учебник по базам данных.
В заключении хочется выразить свою благодарность моим руководителям Гуриновой Иоле Сергеевне и Домалевскому Станиславу Сигизмундовичу за практическую помощь в работе над электронным учебником и дипломным проектом.
3,000 руб.
Список использованной литературы:
Борк A \"История\" новых технологий в образовании / Российский открытый университет - М., 1990.
Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополь: СГПУ, 1995.
Выявление экспертных знаний / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс. - М.: Наука, 1989.
Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Институт проблем информатики АН CCCP; (Отв. ред.: Г.Л. Кулешова). - М., 1990.
Интеллектуализация ЭВМ / (E.C. Кузин, А.И. Ройтман, И.Б. Фоминых, Г.К. Хахалин). - М.: Высшая школа, 1989.
Информационная технология: Вопросы развития и применения. - Киев: Наук. думка, 1988.
Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.
Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Российский Центр информатизации образования - М., 1992.
Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - N 2.
Куликова М.Ф., Михалюк Э.В., Введение в математику: Методическое пособие. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1996.
Куприенко В.Д., Мещерин И.В. Педагогические программные средства: Методические рекомендации для разработчиков ППС. / Омский ГПИ им. А.М. Горького. - Омск, 1991.
Материалы IV Международной конференции \"Применение новых компьютерных технологий в образовании\" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г.) / - Троицк, 1993.
Методические рекомендации по проектированию обучающих программ / Институт психологии Министерства просвещения УССР; - Киев, 1986.
Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: (Сб. ст.) / НИИ средств обучения АПН CCCP - М., 1991.
Мирская А, Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. 1987. - 6.
Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1985.
Основы информатики н вычислительной техники: Методические рекомендации для слушателей / НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН CCCP - М., 1988.
Периферийное оборудование комплекта учебной вычислительной техники и демонстрационное оборудование кабинета вычислительной техники / НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР - М., 1989.
Положение о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта (ППП): Методические рекомендации / Российский центр информатизации образования. - M., 1992.
Представление и использование знаний / Под редакцией Х. Уэно, М. Исидзука. - М.: Мир, 1989.
Рубенкинг Нейл Дж. Delphi 3 для «чайников». - Киев, Диалектика, 1997.
Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.
Словарь по кибернетике / Под редакцией В.С. Михалевича. - Киев, 1989.
Соломатин Н.М. Информационные семантические системы. - М.: Высшая школа, 1989.
Сопряжение датчиков и устройств ввода данных с компьютерами IBM РС / Под редакцией У. Томпкинса, Дж. Уэбстера. - М.: Мир, 1992.
Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А.П. Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско. - М.: Просвещение, 1991.
Технология сертификации программных средств учебного назначения (ПС УН) / Рос. центр информатизации образования (РОСЦИО) / Под редакцией А.И. Галкина, В.К. Мороз. - М., 1993.
Тодд Миллер, Дэвид Пауэл. Использование Delphi 3 / специальное издание. - М.-Киев, Диалектика, 1997.
Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика. - 1993. - № 1.
Хейес-Рот Ф., Уотермен Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. - М.: Мир, 1987.
Цивенков Ю.М., Семенов Е.Ю. Компьютеризация в образовании развитых капиталистических стран: (Средства обучения в высшей школе) НИИ Высшая школа - М., 1989.
Экспертные системы: Принципы работы и примеры / Под редакцией Р. Форсайта. - М.: Радио и связь, 1987.
3,000 руб.