Введение
Содержание
Заключение
Литература
Определяющую роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита. В связи с этим можно говорить о высокой актуальности рассматриваемой темы.
Целью работы является анализ экономической природы дефицита и методов его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность дефицита бюджета;
- изучить роль и значение дефицита бюджета;
- проанализировать методы регулирования дефицита бюджета;
- выявить основные направления совершенствования прогнозирования бюджета.
Объектом исследования является дефицит бюджета.
Предметом исследования является экономическая составляющая дефицита бюджета.
Информационную базу работы составили труды таких авторов, как Григорьев М., Бликанов А.В., Бабич А.М., Лебеда Г., Христенко В.Б. и др.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования была разработана структура работы. Она состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка литературы.
1,200 руб.
Введение 3
1. Экономическая природа дефицита бюджета 5
1.1. Понятие и сущность дефицита 5
1.2. Роль дефицита бюджета в современной экономике 7
2. Анализ методов регулирования дефицита бюджета 10
2.1. Финансирование дефицита бюджета 10
2.2. Моделирование и прогнозирования как методы регулирования
дефицита бюджета 13
3. Основные направления совершенствования прогнозирования
дефицита бюджета 16
Заключение 23
Список литературы 25
1,200 руб.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Бюджетный дефицит - это экономическое явление, которое неоднозначно и по-разному трактуется и оценивается в экономической теории. Так, представители кейнсианской школы считают, что умеренный бюджетный дефицит - это положительный фактор экономического развития, поскольку именно бюджетный дефицит дает возможность увеличить совокупный спрос через дефицитное финансирование государственных расходов. Однако, с другой стороны, бюджетный дефицит может рассматриваться как неудовлетворение общественных потребностей, которое порождает различного рода отрицательные экономические явления.
2. Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году.
3. Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка. По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ/
4. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. При прогнозировании бюджетного дефицита могут быть выделены следующие блоки: блок доходов государственного бюджета, блок расходов государственного бюджета (с определением дефицита), блок государственного долга (государственные заимствования, обслуживание и погашение долгов), блок макроэкономического развития.
5. Анализ показывает, что основными проблемными вопросами в процессе планирования расходной части бюджета является отсутствие механизмов обеспечения преемственности бюджетной политики и результативности бюджетных расходов.
6. Для повышения качества среднесрочного прогноза в части, которая касается государственных целевых программ, необходимо составить план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.
Таким образом, можно утверждать, что применение вышеупомянутых мер по усовершенствованию процесса прогнозирования и среднесрочного планирования бюджетных показателей позволит повысить качество и надежность бюджетного прогноза дефицита.
1,200 руб.
1. Бюджетный Кодекс РФ // Консультант плюс. – 2009. – CD-ROM.
2. Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и территориальные финансы. – М.: Юнити, 2007. – 703 с.
3. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. - М.:Перспектива, 2007.
4. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. – 2008. - №5.
5. Григорьев М. Судьба бюджета-2002 не будет безоблачной // Финансовая Россия. - 2001. - № 34.
6. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, 2001.
7. Лившиц А: Бюджетный дефицит — не беда. Обычное явление экономической природы // Финансовые известия. - 28.01.2009.
8. Лебеда Г. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования // Теория и практика управления. - 2005. - N4.
9. Макконел Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. В 2 т. Т.1 - М.:Республика, 2006.
10. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист. - 2006. - №7, с.69-78.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД, 2006.
12. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управления региональными финансами. – М.: Финансы и статистика, 20025 – 616 с.
13. Шиллер М., Брэдли С. Макроэкономика сегодня. - М.: Дело ЛТД, 2007.
1,200 руб.