Введение
Содержание
Заключение
Литература
Межбюджетные отношения являются одним из основных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом. В России наблюдается все более углубляющаяся дифференциация по уровню социально-экономического развития регионов, что является реакцией на создавшееся экономическое положение в стране, когда более половины из них являются дотационными. Подобная поляризация в развитии субъектов Федерации имеет критический характер и свидетельствует о необходимости пересмотра государственной политики регулирования межбюджетных отношений в направлении совершенствования (разработки) эффективного механизма их организации и регулирования, адекватного задачам бюджетной политики.
Исследование разных аспектов формирования и реализации государственной политики регулирования межбюджетных отношений дают существенно различающиеся выводы и результаты. Нередко эти исследования не учитывают их глубинные связи с сущностью и особенностями развития российской модели бюджетного федерализма. В силу этих обстоятельств необходимо комплексное изучение российской системы межбюджетных отношений, принципов её построения, направленное на выработку единых подходов в трактовке сущности, экономического содержания и механизма регулирования. При этом следует провести последовательную работу по успешному завершению начатой реформы бюджетной системы, нацеленной на позитивные сдвиги в области управления государственными расходами. Научно-прикладная значимость данного направления исследования представляется достаточно обоснованной.
Теоретические и практические аспекты формирования и регулирования межбюджетных отношений в условиях развития российской модели бюджетного федерализма исследовались широким кругом авторов. В периодической печати неоднократно затрагивались темы существующих диспропорций социально-экономического развития регионов и путей преодоления экономической симметрии и асимметрии, присущих на современном этапе развития Российской Федерации, перераспределения полномочий и предметов ведения, а также совершенствования бюджетного процесса.
Вместе с тем следует отметить, что остался целый ряд недостаточно проработанных и освещенных вопросов, касающихся, в первую очередь, методологических подходов взаимодействия разных уровней власти.
Цель работы состоит в исследовании современных межбюджетных отношений в России. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие межбюджетных отношений;
- проанализировать современные межбюджетные отношения в России;
- рассмотреть межбюджетное регулирование в России: общие принципы и инструменты.
1,200 руб.
Глава 1. Понятие межбюджетных отношений 3
1.1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве 5
1.2. Понятие и принципы межбюджетных отношений 7
1.3. Значимость межбюджетных отношений 10
Глава 2. Современные межбюджетные отношения в России 12
2.1. Особенности межбюджетных отношений в России 12
2.2. Проблемы и перспективы развития 14
Глава 3. Регулирование межбюджетных отношений в России 18
2.1. Межбюджетное регулирование в России: общие принципы и инструменты 18
2.2. Регулирование денежных ресурсов между бюджетами Российской Федерации 20
2.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетного регулирования в РФ в условиях становления рыночной экономики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
1,200 руб.
Таким образом, межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Существующий механизм бюджетного федерализма в России ближе к комбинированному типу бюджетного устройства. Однако межбюджетные отношения в РФ находятся в стадии развития и пока далеки по эффективности от развитых стран мира.
Главная проблема в системе межбюджетных отношений регионов и центра в РФ является проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней. Подавляющее большинство регионов РФ - дотационные. Очевидно, что эта проблема может быть решена только при стабильном и высоком росте ВВП России в целом и регионов, в частности. Бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений и должны быть направлены на рост ВРП регионов и экономического потенциала муниципальных образований и поселений.
Общегосударственное регулирование строится на основе общих принципов и целей межбюджетной политики государства. Главная цель — обеспечение стабильности политического устройства и экономической безопасности страны, предотвращение внутренних и внешних негативных факторов.
Регулирование денежных ресурсов между бюджетами РФ — главное направление реализации политики бюджетного федерализма и важнейшая функция бюджетной системы. Оно необходимо для обеспечения финансовой самостоятельности территорий в широком смысле и минимальной обеспеченности — в узком.
1,200 руб.
1. «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 30.12.2008). Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
3. Литовченко В.П., Соловьев В.И. Финансы и кредит – Государственные финансы – М., - 2006
4. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
5. Финансы / Под. ред. В.В. Ковалева. -М.: - Проспект, 2004, с.344.
6. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—636 с.
7. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
8. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с
9. МинФин РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru, свободный.
10. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru, свободный
1,200 руб.