Актуальность исследования. Межбюджетные отношения являются одним из основных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом. В России наблюдается все более углубляющаяся дифференциация по уровню социально-экономического развития регионов, что является реакцией на создавшееся экономическое положение в стране, когда более половины из них являются дотационными. Подобная поляризация в развитии субъектов Федерации имеет критический характер и свидетельствует о необходимости пересмотра государственной политики регулирования межбюджетных отношений в направлении совершенствования (разработки) эффективного механизма их организации и регулирования, адекватного задачам бюджетной политики.
Значимость исследования. Исследование разных аспектов формирования и реализации государственной политики регулирования межбюджетных отношений дают существенно различающиеся выводы и результаты. Нередко эти исследования не учитывают их глубинные связи с сущностью и особенностями развития российской модели бюджетного федерализма. В силу этих обстоятельств необходимо комплексное изучение российской системы межбюджетных отношений, принципов её построения, направленное на выработку единых подходов в трактовке сущности, экономического содержания и механизма регулирования. При этом следует провести последовательную работу по успешному завершению начатой реформы бюджетной системы, нацеленной на позитивные сдвиги в области управления государственными расходами. Научно-прикладная значимость данного направления исследования представляется достаточно обоснованной.
Степень разработанности. Теоретические и практические аспекты формирования и регулирования межбюджетных отношений в условиях развития российской модели бюджетного федерализма исследовались широким кругом авторов. В периодической печати неоднократно затрагивались темы существующих диспропорций социально-экономического развития регионов и путей преодоления экономической симметрии и асимметрии, присущих на современном этапе развития Российской Федерации, перераспределения полномочий и предметов ведения, а также совершенствования бюджетного процесса.
Вместе с тем следует отметить, что остался целый ряд недостаточно проработанных и освещенных вопросов, касающихся, в первую очередь, методологических подходов взаимодействия разных уровней власти.
Цель исследования состоит в исследовании современных межбюджетных отношений в России. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
- рассмотреть место межбюджетных отношения в федеративном государстве;
- раскрыть понятие и принципы межбюджетных отношений;
- определить значимость межбюджетных отношений;
- выявить особенности межбюджетных отношений в России;
- сформулировать основные проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в России
- рассмотреть особенности межбюджетного регулирование в России;
- раскрыть регулирование денежных ресурсов между бюджетами Российской Федерации ;
- определить проблемы и пути совершенствования межбюджетного регулирования в РФ в условиях становления рыночной экономики.
Объектом исследования являются межбюджетные отношения.
Предметом исследования является современное состояние межбюджетных отношений в России.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие межбюджетных отношений 5
1.1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве 5
1.2. Понятие и принципы межбюджетных отношений 7
1.3. Значимость межбюджетных отношений 10
Глава 2. Современные межбюджетные отношения в России 15
2.1. Особенности межбюджетных отношений в России 15
2.2. Проблемы и перспективы развития 17
Глава 3. Регулирование межбюджетных отношений в России 21
3.1. Межбюджетное регулирование в России: общие принципы и инструменты 21
3.2. Регулирование денежных ресурсов между бюджетами Российской Федерации 23
3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетного регулирования в РФ в условиях становления рыночной экономики 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
1,200 руб.
Таким образом, межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Существующий механизм бюджетного федерализма в России ближе к комбинированному типу бюджетного устройства. Однако межбюджетные отношения в РФ находятся в стадии развития и пока далеки по эффективности от развитых стран мира.
Главная проблема в системе межбюджетных отношений регионов и центра в РФ является проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней. Подавляющее большинство регионов РФ - дотационные. Очевидно, что эта проблема может быть решена только при стабильном и высоком росте ВВП России в целом и регионов, в частности. Бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений и должны быть направлены на рост ВРП регионов и экономического потенциала муниципальных образований и поселений.
Общегосударственное регулирование строится на основе общих принципов и целей межбюджетной политики государства. Главная цель — обеспечение стабильности политического устройства и экономической безопасности страны, предотвращение внутренних и внешних негативных факторов.
Регулирование денежных ресурсов между бюджетами РФ — главное направление реализации политики бюджетного федерализма и важнейшая функция бюджетной системы. Оно необходимо для обеспечения финансовой самостоятельности территорий в широком смысле и минимальной обеспеченности — в узком.
1,200 руб.
1. «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 30.12.2008).
2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансы. –2008. - №7. - С. 3-5.
4. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 243с.
5. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2009.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Вруб-левская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838с.
7. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения. Теория и практика реформирования. М., 2001.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
9. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 340 с.
10. Иванов А.И. Формирование органов местного самоуправления и построение межбюджетных отношений // Финансы. 2008. N 12. С. 16.
11. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С. Хворостухина // Финансы. – 2008. - №4. - С. 7-9.
12. Крохина Ю.А. Бюджетный кодекс и российский федерализм: антиподы или союзники? // Финансовое право. 2008. N 1.
13. Литовченко В.П., Соловьев В.И. Финансы и кредит – Государственные финансы – М., - 2006.
14. Маркелов В.В. К вопросу о финансовой помощи субъектам РФ и проблемах выравнивания бюджетной обеспеченности регионов // Финансовое право. 2008. N 4.
15. Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах // Финансы. – 2008. - №6. - С. 3-6.
16. Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. – 2008. - № 4. - С. 3-6.
17. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
18. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Даш-ков и К», 2006. – 308с.
19. Преображенский Б.Г. Межбюджетные отношения в мировой и рос-сийской практике: Монография / Б.Г. Преображенский, И.Е. Рисин, Ю.И Трещевский; Совет Федерации Федерального Собрания, Воро-неж.гос.ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж.го.ун-та, 2003. – 160с.
20. Рекомендации семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ «Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 гг.» // Финансы. –2008. - №6. - С. 7-8.
21. Финансы / Под. ред. В.В. Ковалева. -М.: - Проспект, 2004, с.344.
22. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—636 с.
23. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
24. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с.
25. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. – 2008. - № 6. - С. 9-10.
26. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. Учебник для ВУЗов – М.: Аспект-Пресс, 1997.
27. МинФин РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru, свободный.
28. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru, свободный.
1,200 руб.