В России в последнее время все чаще поднимается вопрос о банкротстве физических лиц. Необходимость принятия нормативных актов, регулирующих данную процедуру, объясняется, в первую очередь, значительным ростом потребительских кредитов, величина которых составляет в масштабах страны очень значительную сумму, что создает опасность для стабильности банковской системы.
Участие гражданина в имущественных отношениях нередко связано с риском оказаться без средств и без реальной надежды иметь их. Это влечет неспособность гражданина уплатить долги своим кредиторам, а также исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Такая ситуация квалифицируется как несостоятельность должника, которая при наличии предусмотренных законом условий может повлечь признание его банкротом.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Сейчас банкротами можно признать только организацию или индивидуального предпринимателя. С 2009 года должны заработать подготовленные МЭРТовскими специалистами поправки (которые разрабатываются уже не первый год), устанавливающие механизм банкротства для физических лиц. Проект уже внесен в правительство, однако о сроках его рассмотрения в Белом доме пока говорить рано.
Законопроект касается исключительно граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и устанавливает в отношении них так называемые реабилитационные и восстановительные процедуры.
Сегодня получить долги с неплатежеспособного заемщика можно только через исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами. В результате должник остается практически ни с чем.
Наличие или отсутствие в законодательстве возможности банкротства физических лиц является одним из критериев определения степени эффективности конкурсного законодательства - с этим мнением М.В. Телюкиной следует согласиться .
Целесообразность включения физических лиц в число потенциальных должников, к которым применяется законодательство о банкротстве, представляется очевидной. На это обращают внимание многие ученые . Т.М. Суслова отмечает, что рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии в законодательстве института банкротства граждан . При этом в науке высказывается мнение, в соответствии с которым банкротство физических лиц для экономики имеет скорее условное значение .
С принятием закона о банкротстве физических лиц, гражданин, который оказался в сложном финансовом положении, получит шанс реабилитироваться: ему предоставят возможность реструктуризировать долг и погасить его с рассрочкой платежа. И только потом, если восстановительные процедуры не помогли, имущество должника распродается. При этом проект предусматривает расширенный по сравнению с действующим перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание.
Наша работа посвящена банкротству физических лиц (граждан и индивидуальных предпринимателей).
Объектом в работе является институт банкротства граждан.
Предметом является гражданское законодательство несостоятельности (банкротстве), судебная практика, научная и учебная литература по данной тематике.
Целью работы является определение правовой процедуры признания гражданина банкротом и последствия этого признания, перспектив ее развития и проблемы првоприменения.
Задачи работы:
- изучить историю формирования института банкротства физического лица в российском и зарубежном законодательстве.
- определить правовую природу и понятийный аппарат банкротства гражданина.
- оценить социально-экономические и психологические аспекты банкротства
- определить правовой режим банкротства физического лица в Российской Федерации
- изучить критерии банкротства граждан и иных физических лиц,
их гражданско-правовой статус как несостоятельных субъектов
- изучить досудебное принятие решения о способах удовлетворения кредиторов по договорённости сторон
- определить стадии судопроизводства и подсудность по делам о банкротстве
- рассмотреть способы удовлетворения требований кредиторов к должнику
- изучить особенности принятия к производству и рассмотрения дел о банкротстве физического лица
- рассмотреть особенности арбитражного управления процедурами банкротства гражданина РФ: функции арбитражного управляющего в процедурах несостоятельности
- проанализировать перспективы финансового оздоровления и мирового соглашения при банкротстве физических лиц
- изучить проблемы исполнения судебных актов по делам о несостоятельности граждан и иных физических лиц
Структура работы: введение, три главы, десять параграфов, заключение, список литературы и приложения.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Правовые основы банкротства физических лиц 7
1. 1. К истории формирования института банкротства физического лица в российском и зарубежном законодательстве. 7
1.2. Правовая природа и понятийный аппарат банкротства гражданина. 20
1.3. Социально-экономические и психологические аспекты банкротства 25
Глава 2. Правовой режим банкротства физического лица в Российской Федерации 33
2.1. Критерии банкротства граждан и иных физических лиц,
их гражданско-правовой статус как несостоятельных субъектов 33
2.2. Досудебное принятие решения о способах удовлетворения кредиторов по договорённости сторон 38
2.3. Стадии судопроизводства и подсудность по делам о банкротстве 43
2.4. Способы удовлетворения требований кредиторов к должнику 53
Глава 3. Правовые средства совершенствования механизма банкротства физического лица в Российской Федерации 65
3.1. Особенности принятия к производству и рассмотрения дел о банкротстве физического лица 65
3.2. Арбитражное управление процедурами банкротства гражданина РФ: функции арбитражного управляющего в процедурах несостоятельности 71
3.3. Перспективы финансового оздоровления и мирового соглашения при банкротстве физических лиц 79
3.4. Проблемы исполнения судебных актов по делам о несостоятельности граждан и иных физических лиц 84
Заключение 96
Список литературы 100
3,000 руб.
С развитием рыночной экономики возрастает уровень потребления, граждане-потребители являются участниками самых различных правоотношений и нередко имеют значительный объем обязательств и кредиторов. Поэтому в настоящее время для урегулирования таких долгов законодательством ряда стран, в том числе России, предусмотрено применение по отношению к гражданам, не являющимся предпринимателями, процедур несостоятельности. Рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический оборот от негативных последствий действий некоторых его участников, проявляющихся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, в их неплатежеспособности. Поэтому введение института банкротства граждан крайне необходимо для стабильного экономического развития, так как в настоящее время большинство экономических программ развитых государств основывается на стабильном росте уровня потребления, который, в свою очередь, обеспечивается развитием потребительского кредитования, включением в число субъектов несостоятельности граждан, не являющихся предпринимателями. Институт банкротства может и должен стать важным инструментом снятия социальной напряженности для гражданина, обремененного чрезмерными долгами, путем предоставления ему частичного освобождения от обязательств в предусмотренной законом форме.
Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц впервые сформировался еще в период общинного права, и лишь затем его положения были перенесены на правовое регулирование банкротства юридических лиц. В некоторых европейских странах и в США существуют нормы, регламентирующие банкротство физического лица. В России на сегодняшний день не сформировано законодательство о банкротстве физического лица, хотя в науке и в дореволюционном праве этому институту уделялось пристальное внимание.
На сегодняшний день действует только законодательные нормы, регулирующие процедуру банкротства предпринимателя. Процедура банкротства граждан требует согласования различных правовых актов и норм, проверки принятых норм в действии на практике.
В Российской Федерации процедура банкротства физического лица на сегодняшний день закреплена в законе. В соответствии с ч.3 ст.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются данным федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон. Очевидно, при этом имеются в виду только те нормы, которые Закону противоречат (соответственно их применение в настоящее время заблокировано).
Следует обратить внимание, что нормы, регулирующие потребительское банкротство (несостоятельность граждан, не являющихся предпринимателями), не вступили в действие с 3 декабря 2002 г. (вместе со всем Законом). Пункт 2 ст. 231 Закона определяет, что это произойдет после вступления в силу изменений в федеральные законы, цель которых - установить возможность банкротства непредпринимателей. Поскольку аналогичные нормы содержались и в Законе 1998 г., и более чем за четыре с половиной года его применения потребительское банкротство так и не возникло, мы можем сделать вывод о том, что едва ли это произойдет в ближайшем будущем.
План погашения долгов - особый документ, характерный только для банкротства гражданина. Этот план составляется самим гражданином и может прилагаться к заявлению, подаваемому гражданином, о собственном банкротстве (при этом копии данного документа направляются лицам, участвующим в деле о банкротстве, - они названы в ст. 34 Закона - включая каждого из кредиторов).
План погашения долгов - по сути обещание должника в течение определенного (весьма непродолжительного) периода времени расплатиться со всеми кредиторами, с тем чтобы избежать признания банкротом, распродажи имущества и применения других последствий банкротства.
Представляется необходимым внести в Закон о банкротстве изменения, направленные на создание механизмов введения финансового оздоровления в отношении физических лиц, имеющих в собственности имущественные комплексы.
На сегодняшний день разработан правовой механизм повторного банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. При повторном банкротстве гражданина необходимо установить четкие временные рамки ограничений для повторного банкротства.
Во-первых, ограничения должны вводиться, если гражданин признан банкротом повторно в течение 7 - 10 лет после вынесения судом первого решения о его банкротстве. Во-вторых, эти ограничения (в виде невозможности подачи заявления о своем банкротстве и о неприменении такого последствия, как освобождение от долгов) должны применяться в течение 5 - 7 лет. Данная проблема вызвана крайне неудачной формулировкой абз. 1 п. 2 ст. 213 Закона о банкротстве, позволяющей дать два толкования, каждое из которых не соответствует общему принципу гражданского права, в силу которого ограничения, налагаемые на субъекта, не должны его ограничивать бесконечно.
Признание гражданина несостоятельным (банкротом) влечет наступление определенных последствий.
Во-первых, последствием является наступление срока исполнения всех обязательств должника. Это означает, что кредиторов с требованиями, не являющимися действительными, в конкурсном производстве не будет (данное последствие эквивалентно применяемому при банкротстве юридических лиц).
Во-вторых, после признания должника банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пений), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина.
Наиболее важным процессом в любом конкурсном производстве является формирование конкурсной массы.
При банкротстве гражданина на имущество должника налагается арест; решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю.
Конкурсную массу составляет все имущество гражданина, за исключением того, которое прямо указано в Законе о банкротстве. Представляется, что речь идет о двух категориях изъятий. Первая - общие правила, применяемые в любом конкурсном производстве, вторая - правила, установленные для банкротства гражданина.
3,000 руб.
Список литературы
Нормативные акты
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
Судебная практика
1. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 ноября 2006 г. N Ф03-А16/06-1/4053; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 августа 2006 г. N Ф08-4039/2006 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 мая 2006 г. N Ф04-2569/2006(22237-А27-5), Ф04-2569/2006(22238-А27-5); Постановление ФАС Уральского округа от 28 февраля 2001 г. N Ф09-219/2001-ГК // СПС "КонсультантПлюс".
3. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 ноября 2006 г. N Ф03-А16/06-1/4053 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Постановление ФАС Поволжского округа от 13 июля 2004 г. N А49-488/04-ОТКБ-3 // СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 мая 2006 г. N Ф04-2569/2006(22237-А27-5), Ф04-2569/2006(22238-А27-5);
6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 августа 2006 г. N Ф08-4039/2006;
7. Постановление ФАС Уральского округа от 22 сентября 2005 г. N Ф09-2836/05-С4 // СПС "КонсультантПлюс".
8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2003 г. N Ф04/6155-712/А81-2003 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Вестник ВАС РФ. 2005. N 12. Специальное приложение. Декабрь. С. 204.
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 ноября 2005 г. N 12142/05 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.
11. Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июня 2006 г. N 837/06 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.
12. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2001 г. N А29-4117/01-3Б // СПС "КонсультантПлюс".
Научная и учебная литература
13. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 114.
14. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право (правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей). СПб., 1995. С. 268 - 274;
15. Телюкина М.В. Несостоятельность (банкротство) гражданина // Законодательство. 2001. N 1. С. 41 - 44.
16. Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2001. С. 7.
17. Малыхин Д.Н. Корпоративное банкротство как системный институт экономики ресурсов: Дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2005. С. 34 - 35.
18. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности.-М.: Волтерс Клувер, 2008.
19. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000 (серия "Классика цивилистики"). С. 27.
20. Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса. СПб., 1871. С. 1. / Цит.по: Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности.-М.: Волтерс Клувер, 2008.
21. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности.-М.: Волтерс Клувер, 2008.
22. Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 17.
23. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. С. 158.
24. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. С. 28.
25. Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 28;
26. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А. Томсинов. М., 2000. С. 15 - 17, 19, 22, 45 - 46.
27. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Торговый процесс. Конкурсный процесс: В 4 т. 4-е изд. М., 1912. Т. 4. С. 8.
28. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М., 2002. С. 572.
29. Покровский И.А. История римского права (Классика российской цивилистики). М., 2004. С. 195.
30. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997. С. 218.
31. Телюкина М.В. Проблемы опровержения сделок должника, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности: (Теоретический и практический аспекты) // Юридический мир. 1998. N 6. С. 29 - 40
32. Чупрова А.Ю. Ответственность физических лиц за нарушение английского законодательства о банкротстве // Международное публичное и частное право, 2007, N 1.
33. Ткачев В.Н. Английское конкурсное право. В кн.: Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. М.: Приор, 2004. С. 15 - 17.
34. Масевич М.Г., Орловский Ю.П. Комментарий к Закону РФ "О несостоятельности (банкротстве)". М.: Экономика, 1998. С. 34 - 37.
35. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. М.В.Телюкиной // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003.
36. Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2001. С. 14
37. Витрянский В.В. Постатейный комментарий. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". М., 1998. С. 15.
38. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Т.1. - Кн.1-3. - М.: Наука, 1993. - С.481, 482.
39. Социально-экономические факторы, требующие введения норм о банкротстве граждан /Т. М. Суслова. //Адвокат. -2004. - № 1. - С. 62 - 65
40. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 2). 1998. С. 86.
41. Макарова О.А. Макарова О.А. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 445.
42. Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2001. С. 14.
43. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие.-М.: Волтерс Клувер, 2006.
44. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования.-М.:2007.
45. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. В.В. Яркова.-М.: Волтерс Клувер, 2005.
46. Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Законодательство и экономика. 2003. N 3.
47. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2006.
48. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. В.В. Яркова.-М.: Волтерс Клувер, 2005.
49. Анохин В.С. Правовое регулирование процедуры по делам о несостоятельности (банкротств). Воронеж, 2003.
50. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004.
51. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. В.В. Яркова.-М.: Волтерс Клувер, 2005.
52. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова.-М.: Статут, 2007.
53. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. М.К. Треушникова.-М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2007.
54. Торкановский Е. Антикризисное управление // Хозяйство и право. 2000. N 1. С. 6.
55. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 370 - 371 (автор главы - И.В. Ершова).
56. Гражданское право России. Общая часть. Учебник / Под общ. ред. О.Н. Садикова. М., 2001. С. 156 (автор главы - В.А. Рахмилович).
57. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001. С. 16.
58. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс (Серия "Классика российской цивилистики"). С. 87.
59. Генкин Д.М. Конкурсный процесс // Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат": В 58 т. / Под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского и др. М., 1910 - 1948. Т. 25. С. 22 - 34.
60. Гражданское право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 206 (автор главы - Е.А. Суханов).
61. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1993. С. 450.
62. Хозяйственное право / Отв. ред. В.К. Мамутов. Киев, 2002. С. 524.
63. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". М., 1999. С. 2.
64. Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: (Вопросы теории и практики): Дис... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 89.
65. Колиниченко Е.А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве: сравнительно-правовой анализ. М., 2001. С. 13.
66. Каширин А. Банкротные страсти // ЭЖ-Юрист, 2008, N 44.
67. Наумов О.А. Постатейный комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. С. 819.
68. Совершенствовать законодательство по банкротству // Всероссийский форум о банкротстве / http://au.paucfo.ru/jou
al/2_33/2_33art5.shtml
69. Ткачев В.Н. Особенности правового регулирования конкурсного производства в отношении должника-гражданина // Предпринимательское право, 2008, N 1.
70. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003. С. 434.
71. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Залесского. М.: Юринформцентр, 2004. С. 551.
72. Ткачев В.Н. Особенности правового регулирования конкурсного производства в отношении должника-гражданина // Предпринимательское право, 2008, N 1.
73. Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2001. С. 14.
3,000 руб.