Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Материально-правовые нормы семейного и гражданского права различных государств имеют большое разнообразие, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов правоотношений с иностранным элементом. Наряду с особенностями экономического строя существенное влияние на регулирование семейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции. Говоря об этом, необходимо, прежде всего, отметить особенности нашего законодательства в этой области. Согласно Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и свободы. Для семейных отношений характерно полное равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Нормы нашего семейного права направлены на всемерную охрану интересов матери и ребенка. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и отношения к религии. Правовое положение ребенка определяется его гражданством. В отношении защиты прав детей для России действует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Взаимоотношения родителей и детей, находящихся в РФ, независимо от того, является ли ребенок гражданином РФ или иностранцем, регулируются в полном объеме российским правом. В отношении родителей-иностранцев или детей-иностранцев никаких изъятий из общего порядка не делается. Родители обязаны заботиться о воспитании детей, а дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Родительские права должны осуществляться исключительно в интересах детей. Однако на практике, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок лишен родительской заботы, такому ребенку государство гарантирует возможность его усыновления.
Усыновление является одним из важнейших отношений, подлежащих регулированию семейным законодательством. Особенно остро проблема усыновления стоит в современной России, когда без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост внебрачной рождаемости, рост количества \"неблагополучных\" родителей, ведущих асоциальный образ жизни, и др.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой среди всех возможных видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и среди всех существующих форм воспитания в условиях семьи. Это положение соответствует требованиям международно-правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ (п.1 ст.124). Все это говорит об актуальности настоящего исследования.
Законодательство различных государств регламентирует порядок установления опеки и попечительства. Уделено место институту опеки и попечительства и в российском праве. В современном законодательстве РФ институт опеки и попечительства регламентируется нормами, в первую очередь, гражданского права, опека и попечительство, устанавливаемые над несовершеннолетними детьми, регулируется и нормами семейного права. С введением в действие части 3 Гражданского кодекса РФ, отношения по установлению опеки и попечительства, осложненные иностранным элементом, устанавливаются также в соответствии с личным законом физического лица. Все это говорит о комплексном характере института опеки и попечительства.
Предметом нашего исследования стали нормы Конституции РФ, международным договоров и конвенций, гражданского и семейного законодательства.
Цель исследования – анализ институтов усыновления, опеки и попечительства в международном частном праве.
Задачи исследования:
1) Проследить историю становления и развития института усыновления в международном частном праве, для чего необходимо: а) рассмотреть особенности усыновления детей иностранцами в Российской Империи, б) раскрыть основные вехи развития института усыновления в годы советской власти, в) дать общую характеристику усыновления по Кодексу РСФСР о браке и семье.
2) Проанализировать особенности правового регулирования усыновления на современном этапе, для чего: а) раскрыть принципы усыновления в международном частном праве, б) дать общую характеристику усыновления по Семейному кодексу РФ, в) раскрыть особенности и порядок усыновления иностранцами детей – российских граждан,
3) Дать общую характеристику института опеки и попечительства в международном частном праве, для чего: а) дать общую характеристику института опеки и попечительства, б) раскрыть особенности правового регулирования опеки и попечительства в международном частном праве.
Проблемами правового статуса иностранцев в России занимались многие специалисты в области международного частного права, например, Л.В. Лазарев, Л.Н. Галенская, А.Л.Маковский, М.И. Брагинский и др. Работы в данной области, как правило, отличаются тем, что все элементы, составляющие структуру правового статуса иностранного гражданина, рассматриваются в комплексе (а именно: вопросы гражданства, правосубъектность в отношениях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе трудовых, семейных), предпринимательская правосубъектность). Непосредственно проблемам усыновления посвятили свои работы Кустова В.В., Нечаева А., Паршуткин В., Львова Е. и др.
В процессе исследования были использованы различные нормативно-правовые источники, содержащие как нормы международного права, так и нормы гражданского права, монографии, публикации в периодических изданиях, материалы судебной практики и др.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6
§ 1. УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 6
§ 2. ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 13
§ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЫНОВЛЕНИЯ ПО КОБС РСФСР 26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
§ 1. ПРИНЦИПЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ (ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 ГОДА) 31
§ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ПО СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РФ 32
§ 3. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦАМИ ДЕТЕЙ – РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН 43
1. Особенности усыновления российских детей иностранными гражданами, учет усыновляемых и усыновителей 43
2. Порядок усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами 50
3. Некоторые проблемы в практике усыновления российских детей иностранцами 57
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 65
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 65
§ 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 108
3,000 руб.
Заключение
В заключение дипломного исследования сделаем следующие выводы.
В Российской империи, особенно в конце XIX века, вопрос о праве иностранцев усыновлять российских детей относился к числу принципиальных. Для иностранцев, прибывающих в Россию или живущих в ней, но не принявших российского подданства, не существовало каких-либо особых правил, затруднявших усыновление. Они подчинялись законам Российской империи и пользовались \"всеми правами, этими законами установленными\". В качестве главного условия усыновления иностранным подданным российского ребенка фигурировало прежде всего неукоснительное соблюдение российского законодательства. В то же время, существовал ряд условий усыновления детей иностранцами, главное из которых православной России: \"Усыновление лиц христианского вероисповедания не христианами и сих последних лицами христианского вероисповедания воспрещается\". Характерной особенностью Российской империи было неукоснительное соблюдение принципа сословности, который действовал и при усыновлении.
В 1917-1926 гг. в России был осуществлен социальный эксперимент, попытка претворения в жизнь теоретических посылок о преимуществе воспитания общественного перед семейным, попытка кардинального изменения правовых, идеологических, моральных основ отношения общества к детям, лишенным родительского попечения, т.к. институт усыновления был полностью ликвидирован. Но увеличение числа беспризорных детей, многочисленные случаи фактического принятия детей в семьи без надлежащего юридического оформления, попытки использовать хотя бы отдаленно схожие правовые институты для закрепления фактически возникших отношений усыновления, ярко показали искусственность такого подхода, и власть вынуждена была это признать.
Основы воссозданного правового института усыновления были схожи с правовыми основами усыновления в дореволюционной России: допускалось усыновление только несовершеннолетних и в их интересах. Связь с родителями не прекращалась полностью. В частности, была сохранена обязанность родителей предоставлять усыновленному содержание, если усыновители не в состоянии были материально его обеспечить. Как и в дореволюционном праве, было закреплено условие о необходимости получения согласия усыновляемого на усыновление, а также на его отмену, если ребенок достиг определенного возраста (в дореволюционном праве - 14 лет, в советском - десяти лет).
Несмотря на преемственность в ряде вопросов, многое было решено по-новому. Изменился порядок установления усыновления - вместо судебной процедуры была предусмотрена административная. Повысилась роль общества в контроле за отношениями усыновления - требовать отмены усыновления могли любое физическое лицо, любой государственный орган.
И хотя первоначально в Кодексе не была закреплена возможность усыновления советских детей иностранными гражданами, 3 сентября 1928 года ст.139 Кодекса законов о браке, семье и опеке была дополнена соответствующим примечанием. Для усыновления детей иностранцами требовалось разрешение исполнительного комитета по месту жительства усыновляемого. Допускалось усыновления гражданами СССР на территории других государства детей – граждан СССР, такое усыновление осуществлялось консулами. Однако недостатком законодательства того времени являлось отсутствие нормы, устанавливающей возможность усыновления иностранных граждан и подданных советскими людьми.
В работе подчеркнуто, что факт возрождения института усыновления в России в 1926 г., безусловно, явился важным событием, своего рода вехой на пути развития семейного законодательства.
С принятием Кодекса о браке и семье 1969 года институт усыновления существенных изменений не претерпел. По-прежнему допускалось усыновление советских детей иностранными гражданами на территории РФ по советским законам, а в республиках СССР – по законам республик. Допускалось усыновление детей за границей, которое также как и ранее осуществлялось консулами. Появилась норма, разрешающая усыновление иностранных детей, проживающих на территории РФ. Во всех случаях для усыновления, как на территории РФ, так и за границей, требовалось разрешение уполномоченных органов исполнительной власти. Установление усыновления осуществлялось в административном порядке. В связи с допускавшимися злоупотреблениями, нарушением интересов детей, в 1993 году усыновление иностранцами российских детей было существенным образом ограничено.
Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка закрепляет основополагающие принципы усыновления в современном международном частном праве. Принятый Семейный кодекс РФ 1995 года во многом воспринимает закрепленные в Конвенции принципы.
Семейный кодекс РФ существенным образом изменил правовое регулирование отношений по усыновлению. Самой главной новеллой является судебный, а не административный порядок установления усыновления и отмены усыновления. СК РФ закрепляет, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. СК предъявляет ряд требований к усыновителям. Преимущество в усыновлении российских детей отдается гражданам РФ, однако СК не исключает возможности усыновления российских детей иностранными гражданами.
Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом с соблюдением как норм гл.19 СК РФ, устанавливающей общие правила усыновления, так и ст.165 СК, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком усыновлении праве.
Новеллой СК РФ является норма о том, что усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей теперь производится согласно ст.165 СК в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель - будущий глава семьи, как правило, увозящий ребенка в свою страну. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (о требованиях к усыновлению в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. В этом проявляется существенное отличие от порядка усыновления по ранее действовавшему КоБС РСФСР, предусматривавшему применение законодательства СССР и законодательства республик в составе СССР.
При усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, усыновление согласно п.1 ст.165 СК производится в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Отсылая к законодательству страны усыновителя, ст.165 СК в то же время предписывает соблюдение одновременно и требований российского законодательства (ст.124-126 и 129-132 СК), касающихся обеспечения при усыновлении интересов детей. Если требования соответствующего иностранного законодательства либо указанные требования российского законодательства не соблюдены, усыновление не должно производиться.
При усыновлении на территории России детей - иностранных граждан российскими гражданами применяется, исходя из общей коллизионной нормы п.1 ст.165 СК, российское законодательство (гл.19).
В работе раскрыто, что в практике усыновления детей иностранцами встречается много вопросов, требующих своего разрешения. Ответы на поставленные вопросы позволили бы судьям принимать более правильные решения, исключили бы случаи передачи детей лицам, не отвечающим предъявляемым к усыновителям требованиям.
При анализе институтов опеки и попечительства сделаны следующие выводы. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом (постановление, решение и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом.
Особенности правового регулирования опеки и попечительства заключается в том, что при установлении опеки и попечительства следует руководствоваться личным законом физического лица.
Личным законом лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство, регулируется порядок установления опеки и попечительства, включая определение органов опеки и попечительства, правомочные решать подобные вопросы, основания установления опеки и попечительства, требования к личным качествам опекуна (попечителя), основания и порядок отмены или прекращения опеки и попечительства.
При анализе нормы, содержащейся в статье 1199 ГК РФ, регулирующей вопросы опеки и попечительства в международном частном праве, сделаны следующие выводы.
Сложность применения предусмотренной в статье 1199 ГК коллизионной нормы связана с тем, что российское право обусловливает установление опеки и попечительства вынесением решения суда о признании физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. ст. 32 и 33 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 1197 ГК РФ признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Проблема несоответствия двух коллизионных норм: п. 3 ст. 1197 ГК РФ и п. 1 ст. 1199 ГК РФ не возникает в случае установления или отмены опеки и попечительства над лицом, имеющим российское гражданство или постоянно или преимущественно проживающее на территории Российской Федерации. Однако эта проблема возникает в случае постановки вопроса об установлении опеки или попечительства в отношении иностранного гражданина, не имеющего места жительства в России. В случае признания его в Российской Федерации недееспособным или ограниченно дееспособным по российскому праву возникает обязанность суда сообщить о принятом решении органу опеки и попечительства по месту жительства такого лица (ст. 34 ГК РФ). Однако орган опеки и попечительства иностранного государства может не рассматривать основания признания этого лица недееспособным или ограниченно дееспособным в качестве оснований для установления опеки и попечительства.
Итак, сделаем общий вывод о том, что институты усыновления, опеки и попечительства являются важнейшими институтами современного гражданского общества. Нормы, регулирующие вопросы усыновления, опеки и попечительства, закрепленные в российском законодательстве сегодня полностью соответствуют нормам и принципам международного права.
3,000 руб.
Список использованных нормативных актов и литературы
Нормативные акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // РГ. 1993. 25 декабря
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995. - N 2. - С. 3
3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. // ВВС СССР, 1990, N 45, ст.955
4. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1993. - N 6
5. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) // СЗ РФ. – 1998. - N 2. - Ст. 229 (договор вступил в силу 20 марта 1995 г.)
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // СЗ РФ. – 1995. - N 20. - Ст. 1766
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.) // СЗ РФ. – 1994. - N 32. - Ст. 3301, СЗ РФ. – 1996. - N 5. - Ст. 410, СЗ РФ. – 2001. - N 49. - Ст. 4552
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года № 137-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - N 46. - Ст. 4532
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ. - Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 16
10. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (действующая редакция). - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1983 г., N 26, ст. 883
11. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. на 22 декабря 1994 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1969. - N 32. - Ст. 1085 (утратил силу)
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ \"О гражданстве Российской Федерации\" // СЗ РФ. – 2002. - N 22. - Ст. 2031
13. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\" // СЗ РФ. – 2001. - N 17. - Ст. 1643
14. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ \"Об актах гражданского состояния\" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г.) // СЗ РФ. – 1997. - N 47. - Ст. 5340
15. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ \"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей\". - Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880
16. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ \"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации\". - Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506
17. Федеральный закон от 7 марта 1995 г. N 28-ФЗ \"О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях\" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 18 октября 1997 г., 18, 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. – 1995. - N 11. - Ст. 939
18. Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ \"О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам\". - \"Российская газета\" от 18 августа 1994 г.
19. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 \"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан\". - Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117
20. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием\" // СЗ РФ. – 2002. - N 15. - Ст. 1434
21. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 \"Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства\" (с изм. от 4 апреля 2002 года) // СЗ РФ. – 2000. - N 15. - Ст. 1590
22. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 \"О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением\" // СЗ РФ. – 2000. - N 14. - Ст. 1501
23. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 267 \"О Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации\" (с изменениями от 15 февраля, 20 ноября 2002 г.) // СЗ РФ. – 2000. - N 14. - Ст. 1500
24. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 \"Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью\" // СЗ РФ. – 1996. - N 19. - Ст. 2304
25. Указ Президиума ВС СССР от 25 июня 1976 г. \"Об утверждении Консульского устава СССР\" (утв. Законом СССР от 29 октября 1976 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - N 27. - Ст. 404
26. Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 \"Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)\". - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 марта 2000 г., N 10
27. Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 \"О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями\" // \"Российские вести\". – 1996. - N 197
28. Указания Минюста РФ от 7 августа 1992 г. \"О некоторых вопросах проставления апостиля\" (извлечение) // Текст указаний официально опубликован не был
Литература
1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996. С.316.
2. Антокольская М.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М.: БЕК. 1996. С. 439
3. Анисимов В. \"Организационная подготовка к рассмотрению дел об усыновлении детей иностранцами\" // \"Российская юстиция\", 1999, N 7
4. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Международные отношения. 1994. С. 301
5. Гражданское право. Часть 1 / под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. – М.: Проспект. 1997. С. 101
6. Генкин А., Кишкин С., Роднянский А. Кодекс законов о браке, семье и опеке с постатейно систематизированными материалами. М., 1929. С.118.
7. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 60
8. Домбровский Е.И. Усыновление и опека по действующему закону и проекту Кодекса законов о браке, семье и опеке // Сборник статей и материалов по брачному и семейному праву. М., 1926. С.82.
9. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // \"Российская юстиция\", N 7, июль 2001 г.
10. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под общ. ред. П.В. Крашенниникова и П.И. Седугина. М., 1997. С.260
11. Комментарии к Закону от 12 марта 1891 г. \"О детях усыновленных и узаконенных\" // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1897. N 3. С. 226
12. Комментарий к ГК РФ / под ред. Садикова О.Н. – М. Юриинформцентр. 1998.
13. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. Кузнецовой И.М. – М.: БЕК. 1996.
14. Кустова В.В. Усыновление по законодательству первых лет советской власти // \"Журнал российского права\", N 2, февраль 2002 г.
15. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // \"Журнал российского права\", N 7, июль 2002 г.
16. Люблинский П.И., Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью. Л., 1924. С.8-9.
17. Нечаева А. Усыновление детей иностранцами в Российской империи // \"Российская юстиция\", N 10, октябрь 2002 г.
18. Паршуткин В., Львова Е. \"Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами\" // \"Российская юстиция\", 1998, N 11
19. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С.539.
20. Пятков Д. Договорная практика доверительного управления недвижимостью. - \"Хозяйство и право\", 1998, N 12
21. Ткаченко Т.В. Усыновление по российскому семейному праву. Дис. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 1999. С.42.
22. Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации. – М.: Библиотечка РГ. 2001.
23. Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского Кодекса РФ, Агентство (ЗАО) \"Библиотечка РГ\", М., 2001. С. 56
Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 9 \"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления\" // РГ. – 1997. – 19 июля.
2. Решение Гражданского кассационного департамента по делу № 456 // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1896. N 5. С. 204
3,000 руб.