Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Деятельность социального работника накладывает специфические особенности не только на профессиональную деятельность, но и на педагогическое общение. Умение правильно выбрать стиль педагогического общения, подходящий не только для коллектива, но и каждого, отдельно взятого ребенка – это актуальная задача на все времена.
Цель работы – раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогического общения.
Задачи работы:
Раскрыть понятие педагогической деятельности и ее структуры.
Определить функции педагогической деятельности.
Раскрыть понятие и особенности педагогического общения.
Рассмотреть особенности педагогического общения в деятельности социального педагога.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1 Педагогическая деятельность 4
1.1 Понятие «педагогическая деятельность» в современной психолого-педагогической литературе. Структура педагогической деятельности 4
1.2 Функции педагогической деятельности 12
1.3 Особенности социально-педагогической деятельности 13
Глава 2 Педагогическое общение 17
2.1 Сущность понятия «педагогическое общение» 17
2.2 Стили педагогического общения 21
2.3 Роль общения в педагогической деятельности 25
Глава 3 Педагогическое общение в деятельности социального педагога 30
Заключение 34
Список литературы 36
1,200 руб.
Подведем итоги курсовой работы. В ходе исследования были решены следующие задачи:
Раскрыты понятия «педагогическая деятельность», «педагогическое общение».
Приведены описание подходов к выделению структуры, функций педагогической деятельности и педагогического общения
Раскрыт вопрос относительно роли общения в педагогическом процессе.
Приведены особенности педагогического общения в деятельности социального педагога.
Педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.
Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
В структуре педагогической деятельности выделяют три компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
И.А. Зимняя предлагает следующую структуру деятельности педагога: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности.
Педагогические функции разделяются на две группы – целеполагающие и организационно – структурные.
В группу целеполагающих функций входят ориентационная, развивающая, мобилизирующая Группа организационно-структурных функций включает в себя: конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические функций.
По мнению В.И. Гинецинского, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.
Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.
Основные направления деятельности социального педагога: постановка социального диагноза; помощь семье и детям; профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий; индивидуальное и групповое консультирование и др.
Педагогическое общение – есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Специфика педагогического общения обуславливается его обучающей, воспитывающей и развивающей функцией.
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Существует множество оснований для классификации стилей педагогического общения.
Роль общения в педагогической деятельности велика. Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия. Для профессии учителя общение выступает основной формой его деятельности, целью которой является прямое решение задач воспитания. Успех в выполнении этой задачи во многом зависит от умения учителя организовать свою деятельность и деятельность учащихся, от умения установить с ними правильные взаимоотношения.
Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению.
Специфика педагогического общения определяется особенностями деятельности социального педагога, кругом решаемых задач.
1,200 руб.
1. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Логос, 2002.
2. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Дело, 2001.
3. Буева Л.Б. Социальная среда и сознание личности учителя. - М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 316 с.
5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. – М., 2002
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. – 480 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. – С. 456 с.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Слово, 2001.
9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Дрофа, 2001. – С. 70
10. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: БЕК, 2002.
11. Митина А.К. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 2002.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.
13. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.
14. Педагогика./Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
15. Петровская Л. А. Компетентность учителя. – М.: ЮНИТИ, 2002.
16. Петровская Л.А. Психология и педагогика. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.
17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогическая психология. – М.: Феникс, - 2008. – 544 с.
18. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
19. Якобсон П.М. Психология учителя. – СПб.: Нева, 2002.
1,200 руб.