Введение
Содержание
Заключение
Литература
Исследование психического здоровья детей никогда не потеряет своей актуальности, хотя бы потому, что от здоровья детей, в конечном счете, зависит психологическое здоровье нации.
Проблема сохранения здоровья людей, и в частности детей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для ее решения. При решении задачи сохранения здоровья людей важно понять, как бороться с теми причинами, которые порождают болезни.
Изучая здоровье во многих странах мира, специалисты из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического здоровья в здоровье ребенка. Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем.
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина). Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается \"зона ближайшего развития\", где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Одними из распространенных проблем в психике ребенка являются страхи и тревожность.
По распространенному мнению психологов, большинство страхов и тревог обусловлены возрастными особенностями человека. Согласно Захарова А.И. детские страхи, если к ним правильно относиться, и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Ситуация усугубляется соматически, если ребенок подвержен простудным заболеваниям и относится к группе часто болеющих детей.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем обстоятельством, что именно в среднем дошкольном возрасте дети подвержены различным страхам и тревогам. Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковская). Рассмотрение причин появления и фиксации тревожности у детей в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды, представляется актуальным и соответствующим задачам теории и практики психологии развития.
Особое внимание необходимо уделять исследованию тревожности у часто болеющих детей. Это вызвано тем, что в последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития соматически больных детей. Особую категорию таких детей составляют часто болеющие дети дошкольного возраста. По данным диспансеризации, проведенной в Красноярском крае в 2006 - 2007 учебном году, около 80% дошкольников страдают различными хроническими заболеваниями. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, грипп, ОРЗ, ОРВИ, трахеиты и др. (63,23%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,38%), болезни органов пищеварения гастриты, панкреатиты, язвенные болезни желудка и пр. (23,23%) и др.).
В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Г.А. Арина, Д.Н. Исаев, Н.А. Коваленко, В.А. Ковалевский, В.В. Николаева), а также по специфике семейного воспитания (Д.Н. Исаев, В.Н. Касаткин, И.А. Коробейников, А.А. Михеева, В.В. Николаева, А.Б. Холмогорова). Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, что может перерасти в стойкие черты личности.
Основные страхи у детей среднего дошкольного возраста связаны с изменением социальной ситуации (начало посещения детского сада), с результатами первых попыток инициализации себя как личности (кризис «Я сам»), с развитием воображения и других психических механизмов, с особенностями взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Степень актуальности дипломной работы выражается еще и в том, что достаточно исследована область детско-родительских отношений, были также варианты изучения взаимосвязи появления тревожности и родительского отношения у детей различных возрастных групп. При этом, исследования взаимосвязей тревожности и страхов часто болеющих детей среднего дошкольного возраста и отношения родителей к ребенку – не было.
Исходя из актуальности проблемы целью исследования явилось изучение взаимосвязей отношения родителей на появлении и проявлении тревожности и страхов у часто болеющего ребенка среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
выявление специфики взаимосвязей родительского отношения на появлении и проявлении тревожности и страхов у часто болеющего ребенка среднего дошкольного возраста;
составление и апробация программы психолого-педагогической поддержки дошкольников среднего возраста, имеющих страх и тревожность.
Объект исследования – сфера детско-родительских отношений как фактор, влияющий на особенности проявления тревожности детей.
Предмет исследования – процесс совершенствования отношения родителей с целью профилактики и преодоления тревожности у часто болеющих детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что стиль семейного воспитания и детско-родительских отношений, в основу которого положена гиперопека, излишнее переживание родителей за здоровье ребенка, потакание прихотям ребенка, влияет на увеличение уровня тревожности у часто болеющих детей среднего дошкольного возраста. В ходе нашего исследования мы предположили также, что тревожность у часто болеющих дошкольников среднего возраста выше, чем у их здоровых сверстников.
В гипотезу входит также предположение того, что для снижения уровня тревожности у часто болеющих детей среднего дошкольного возраста необходима комплексная коррекционная программа, реализующая в себе несколько направлений работы:
психокоррекционная работа с родителями;
мероприятия по физическому оздоровлению детей;
доступность психопрофилактических занятий в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольников (игра);
психо-физиологическая релаксация, снятие зажимов и нервного напряжения;
повышение самооценки дошкольников;
развитие коммуникативных навыков детей.
В ходе решения поставленных задач нами были использованы следующие научные методы:
сравнение;
обобщение;
анализ;
психологическая диагностика;
эксперимент.
методы статистической обработки результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении степени взаимосвязей типа родительского отношения и уровня тревожности у часто болеющих дошкольников среднего возраста.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса мер по профилактике и преодолению тревожности у часто болеющих дошкольников среднего возраста в условиях ДОУ.
Структура работы определена двумя главами (теоретическая и экспериментальная), введением, заключением, списком литературы и приложениями. Основная часть (без приложений) дипломной работы содержит 90 листов.
3,000 руб.
Введение 3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязей родительского отношения и тревожности, страхов часто болеющего ребёнка среднего дошкольного возраста 8
1.1 Родительское отношение: понятие, типология 8
1.2 Тревожность и страхи детей среднего дошкольного возраста 14
1.3 Особенности личности и межличностных отношений часто болеющих детей дошкольного возраста 26
Выводы по 1 главе 31
Глава II Эмпирическое исследование 33
2.1 Описание экспериментальной работы и методики исследования 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Обоснование и проведение формирующего эксперимента 54
1 Направления и способы коррекции тревожного состояния у детей среднего дошкольного возраста 54
2 Психокоррекционная программа для ослабления или устранения тревожного состояния детей среднего дошкольного возраста. Пояснительная записка 65
3 Содержание программы 67
4 Календарно-тематический план групповых занятий по коррекции тревожности 70
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 78
Заключение 84
Библиографический список 87
Приложение 1 91
Приложение 2 96
Приложение 3 97
Приложение 4 99
Приложение 5 110
3,000 руб.
В заключении приведем краткий обзор результатов нашего исследования проблемы взаимосвязи родительского отношения на появление и проявление тревожности у часто болеющих дошкольников среднего возраста.
Теоретический обзор позволяет считать семью ключевым фактором в воспитании ребенка, который может иметь как положительное, так и отрицательное значение.
Отношение родителей к ребенку – это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с детьми, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Детско-родительские отношения могут быть самыми разными и носить разноплановый характер. Детско-родительские отношения зависят от типа семьи, позиции взрослых, стиля отношений и от роли детей в семье.
Проведя обзор различных подходов к определению тревожности, автор дипломной работы придерживается мнения В.В. Давыдова: тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Тип и направленность родительского отношения, безусловно, влияет на уровень тревожности у детей и у дошкольников, в частности. Строгое, жестокое отношение, непродуктивные стили воспитания, авторитарная позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша – все это составляет благоприятную почву для появления тревожности у дошкольника.
Ситуацию психологического развития дошкольника может усугубить фактор его физического здоровья. Часто болеющие дети, в большинстве своем, вызывают особую реакцию родителей, а общее ослабленное состояние организма влияет на появление тревожности и страхов.
Часто болеющие дети характеризуются замедлением темпов нервно-психического развития: повышенный уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций, неадекватная внутренняя картина заболевания, нарушение сна, аппетита, двигательная расторможенность.
Теоретический обзор проблемы исследования позволил нам разработать комплексную коррекционную программу для снижения тревожности у часто болеющих дошкольников среднего возраста.
Коррекционная программа была апробирована нами в рамках реализации формирующего этапа педагогического эксперимента на базе детского сада ДОУ д/с № 249 (г. Красноярск). Групповые занятия с дошкольниками проходили в период с 1 октября по 15 ноября 2009 года.
Содержание коррекционной работы включало в себя работу по нескольким направлениям:
психо-коррекционная работа с родителями;
мероприятия по физическому оздоровлению детей;
доступность психопрофилактических занятий в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольников (игра);
психо-физиологическая релаксация, снятие зажимов и нервного напряжения;
повышение самооценки дошкольников;
развитие коммуникативных навыков детей.
В ходе экспериментального исследования применялись следующие методики:
4. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСМ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.
5. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова
6. Опросник Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко для выявления уровня тревожности ребенка в группе сверстников.
Экспериментальное исследование показало что семьи с часто болеющими детьми отличаются наличием гиперопеки. Такие семьи первое место ставят потребности ребенка, предъявляют к ребенку недостаточно требований, применяют минимальные санкции. Для семей с часто болеющими детьми характерна боязнь утраты ребенка, в этом отношении проявляется тревожность родителей за состояние и здоровье ребенка, которая передается и детям.
В семьях со здоровыми детьми чаще проявляются такие отклонения семейного воспитания, как неразвитость родительских чувств и вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания.
Количественный и качественный анализ страхов, а также уровня тревожности здоровых и часто болеющих детей показал, что у часто болеющих дошкольников уровень тревожности выше, и количество «страшных» страхов больше.
Анализ результатов исследования на контрольном этапе и сравнение их с предыдущими результатами, подтвердили правомерность нашей гипотезы.
Родительское отношение и тревожность часто болеющих детей взаимозависимы. С одной стороны, статус часто болеющего ребенка вызывает у родителей иногда чрезмерную озабоченность их здоровьем, фобию утраты ребенка, вызывает такой стиль воспитания, как гиперопеку. С другой стороны, данные искажения в семейном воспитании, повышенная тревожность родителей за здоровье ребенка неизбежно влияют на увеличение уровня тревожности дошкольника. Данный факт подтверждает первую часть нашей гипотезы.
Снижение количества «страшных» страхов и уровня общей тревожности, согласно исследованиям на контрольном этапе, а также некоторая нормализация типов семейного воспитания доказали эффективность разработанной коррекционной программы. Полученные экспериментальные данные указывают на то, что гипотеза нашего исследования подтвердилась полностью.
3,000 руб.
1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? Школа здоровья. - 1995. -Т.2. - №3. - С. 116-124.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., АСТ1995. – 348 с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., Педагогика, 1995. – 181с.
4. Вард И. Фобия. – М., Проспект, 2002. – 78с.
5. Воеводин Д.А. с соавт. Дисбактериоз и иммунопатологический процесс // Журнал микробиол., 2005. - № 2. – С. 31-45.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М., Академ. Проспект, 2004. – 224с.
7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М., Феникс, 2006. – 106с.
8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – Т.4. – 336 с.
9. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М., Книголюб, 2004. – 216 с.
10. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.,УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
11. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.
12. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М., Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск, Университет, 1997. – 237 с.
14. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 1987. – 286 с.
15. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
16. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб., Респекс, 1995. – 192 с.
17. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., Издательство СОЮЗ, 2000. – 448 с.
18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., Проспект, 1999. – 308 с.
19. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М., Гайдарики, 2005. – 188 с.
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997. – 216 с.
21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997. – 312 с.
22. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М., Генезис, 2003. – 204с.
23. Леви В.Л. Приручение страха. – М., Метафора, 2006. – 192с.
24. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб., Питер Пресс, 1996. – 208 с.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., Генезис, 2000. – 202 с.
26. 25. Пазухина И.А. Давай познакомимся. – СПб., Детство-Пресс, 2004. – 238 с.
27. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., ИНФРА-М, 2001. – 116 с.
28. Профилактика и лечение респираторных инфекций: научный обзор. // Solvay Pharma. - 2000. – С. 11-15.
29. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. – М., Вече-ACT, 2000. – 428 с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
31. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М., изд-во «Плэйт», 2003. – 58 с.
32. Сайт психологического центра «Адалин». Коррекция повышенной тревожности у детей http://adalin.mospsy.ru/l_02_02.shtml
33. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988. – 274 с.
34. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание. – 1997. - №5. – с. 65-68.
35. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду. – 2003. - №4. – с.46-60.
36. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. – М., АСТ- Пресс, 1998. – 314с.
37. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
38. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером. - СПб., Питер, 2004. – 272 с.
39. Фазылова А.А. с соавт. Клинико-иммунологическая характеристика детей раннего возраста с дисбактериозом кишечника // Российский педиатрический журнал. – 2005. - №5. – С. 14-21.
40. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская. – М., Институт практической психологии, 1996. – 264 с.
41. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростовна- Дону, Феникс, 2003. – 384 с.
42. Шишова Т.В. Страхи – это серьёзно. – М., Издат. дом. «Искатель», 1997. – 94 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
3,000 руб.