Актуальность темы настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. В настоящее время государства успешно осуществляют разные виды коммерческой деятельности, в том числе активно ведется заключение различных договоров частноправового характера с участниками гражданского оборота, юридическими и физическими лицами, в том числе и иностранными. Таким образом, государство участвует в коммерческом обороте практически на равных с другими лицами условиях.
Однако осуществление активной деятельности государством в международном коммерческом обороте имеет определенную специфику, что можно объяснить тем, что государство является особенным субъектом права, так как, принимая участие в международном коммерческом обороте, государство не перестает быть субъектом властных полномочий, обладает суверенитетом и является независимым от других государств. Это особое положение государства как субъекта международного частного права является основой для принципа иммунитета иностранного государства, который означает, что одно государство не подчиняется власти другого государства против своей воли.
Принцип иммунитета государства необходимо всегда учитывать при совершении государством внешнеэкономических сделок, так как государство также осуществляет публичные, суверенные функции, при этом обладает определенным имуществом и может свободно им пользоваться и распоряжаться в случае необходимости.
Поэтому вопросы участия государства в имущественном коммерческом обороте при заключении внешнеэкономических сделок актуальны, так как исследователи до сих пор выдвигают часто диаметрально разные точки зрения по поводу правосубъектности государства как участника гражданского оборота, от предложений по кардинальному сокращению участия государства во внешнеэкономической коммерческой деятельности, до возрастания роли государства в международном коммерческом обороте.
Решение данного вопроса имеет важное значение для отечественного права, так как в настоящее время проблема участия государства как субъекта внешнеэкономических сделок в международном коммерческом обороте недостаточно глубоко проработана как юристами-практиками, так и учеными правоведами, и требует к себе комплексного внимания и, возможно, даже пересмотра некоторых моментов, что связано с постоянным изменением нашего общества и роли государства в его деятельности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся при участии государства в международных частноправовых отношениях при заключении внешнеэкономических сделок, правовые основы и нормативно-правовое регулирование международных частноправовых отношений с участием Российской Федерации в таких отношениях.
Предметом исследования в курсовой работе является государство как особый субъект международных частноправовых отношений, а также совокупность механизмов и особенностей участия государства в заключении внешнеэкономических сделок.
Целью исследования в курсовой работе является выявление комплекса проблем, возникающих при участии государства как особого субъекта в международных частноправовых отношениях при заключении внешнеэкономических сделок.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- определить и исследовать правовое положение государства как особого субъекта международного частного права;
- выявить и провести анализ особенностей государства как участника международного коммерческого гражданского оборота;
- определить круг лиц и органов, имеющих право заключать внешнеэкономические сделки от имени государства и проанализировать их правовой статус и деятельность;
- провести анализ понятия, видов и теорий иммунитета государства и его собственности.
Теоретическую основу исследования в курсовой работе составили положения, выводы, теории, позиции, точки зрения, содержащиеся в трудах как советских, так и российских ученых, исследовавших особенности положения государства как субъекта международных частноправовых отношений и правового регулирования внешнеэкономических сделок с участием государства, которые были изучении и проанализированы в процессе подготовки настоящей работы.
В качестве методологической основы исследования в курсовой работе используются сравнительно-правовой и формально-правовой методы в сочетании с методами комплексного анализа исследуемых правоотношений и доктринального толкования правовых норм. В исследовании отдельных проблем использовался историко - правовой метод, позволяющий определить современное содержание различных правовых понятий.
Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи исследования, основной части, состоящей из двух глав, разделенных на параграфы. В первой главе рассматриваются особенности правосубъектности государства при его участии в международных частноправовых отношениях при заключении внешнеэкономических сделок. Во второй главе исследуются правовые и теоретические положения об иммунитете государства и его собственности при участии международном коммерческом обороте. В заключении делаются общие выводы о проделанном исследовании и предложения. К работе прилагается библиографический список использованных источников и литературы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Теоретико-правовые аспекты участия государства в международном гражданском обороте 6
1.2. Особенности правового статуса государства как участника внешнеэкономических сделок 11
1.3. Органы государства, имеющие право заключать от его имени внешнеэкономические сделки и участвовать в международных частноправовых отношениях 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОБСТВЕННОСТИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 23
2.1. Понятие иммунитета государства в международных частноправовых отношениях 23
2.2. Виды иммунитета государства и его собственности 28
2.3. Основные доктрины (теории, концепции) иммунитета государства и его собственности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе мы можем сделать следующие выводы:
Государство является особым субъектом международных частноправовых отношений. Для международного частного права имеют значение только те отношения с участием государств, которые имеют частноправовой характер. Отношения по реализации государством своей власти международным частными правом не регулируются и не затрагиваются.
Государство участвует в международном коммерческом обороте наравне с другими участниками внешнеэкономических отношений и в общем не имеет ограничений заключение от своего имени внешнеэкономических сделок. В мировой практике сложилось правило, по которому государство отвечает только по своим сделкам.
В новом российском законодательстве в области международного частного права учтены современные тенденции в вопросе об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. Как правило, при заключении внешнеэкономических контрактов Российской Федерации или субъектов РФ с иностранными юридическими лицами и гражданами должно применяться российское право. Если же предусматривается выбор иного права, то такое условие должно быть тщательно проработано с учетом всех последствий, вытекающих из установления возможности применения иностранного права, а не российского.
Особенность участия государства в заключении внешнеэкономических сделок заключается в определенных органах и лицах, уполномоченных выступать в таких отношениях от имени государства. Если граждане приобретают и осуществляют гражданские права своими собственными действиями (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), то от имени Российской Федерации согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти. За границей от имени государства заключать внешнеэкономические сделки могут его торговые представительства в иностранных государствах, а также дипломатические и консульские ведомства.
Внешнеэкономические отношения с участием государств осложняются наличием института иммунитета государства. Государство имеет особый статус, поскольку обладает суверенитетом. На суверенитете основан иммунитет государства. Существуют две теории иммунитета: теория абсолютного иммунитета и теория ограниченного иммунитета.
Сущность теории абсолютного иммунитета заключается в том, что государство при вступлении в любые правовые отношения обладает иммунитетом, если само от него добровольно не откажется, включая: 1) иммунитет от привлечения к суду в качестве ответчика или третьего лица; 2) иммунитет от принятия по отношению к государству мер по обеспечению иска; 3) иммунитет от обращения взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного и (или) арбитражного решения – иммунитет собственности государства.
Иммунитет государства в осуществлении внешнеэкономической деятельности является его правом, а не обязанностью, и государство может отказаться от иммунитета полностью либо от отдельных его видов для улучшения партнерских отношений с иностранными партнерами. Например, государство может согласиться на привлечение его к суду в другом государстве (отказаться от первого вида иммунитета), но не согласиться на принятие по отношению к нему мер по обеспечению иска и на обращение взыскания на его имущество в порядке принудительного исполнения решения суда другого государства (не отказаться от второго и третьего видов иммунитета). Государство вправе отказаться от первого и второго видов иммунитета, но не отказаться от третьего. В таком случае, несмотря на вынесенное против него решение, последнее не подлежит исполнению без согласия государства.
В отличие от теории абсолютного иммунитета теория ограниченного иммунитета признает за государством иммунитет только в случае, когда государство выполняет властные функции. Поэтому при вступлении государства в гражданско-правовые отношения, в том числе при совершении внешнеэкономических сделок, характеризующихся признаком равенства субъектов гражданских прав (контрагентов по сделке), государство лишается иммунитета. Иными словами, когда государство действует на международном рынке наравне с физическими и юридическими лицами, оно теряет иммунитет (в целях соблюдения равенства всех участников рынка и, в конечном итоге, для обеспечения действия закона конкуренции). Теории ограниченного иммунитета придерживаются многие западные страны.
В завершение мы можем сказать, что в XXI веке для мирового сообщества стала очевидной и общепризнанной тенденция к интернационализации (глобализации) хозяйственной жизни государств, так как национальные экономики связаны между собой многообразными отношениями, в рамках которых происходит трансграничное движение материальных и интеллектуальных ресурсов. В изменившихся условиях функционирования хозяйствующих структур всех уровней в Российская Федерация в максимально сжатые сроки создала новую нормативно-правовую базу, регулирующую внешнеэкономические отношения и отладила организационно-экономический механизм внешнеэкономической деятельности государства, найшла взаимовыгодные формы внешнеэкономического сотрудничества, способствующие вхождению России в систему международных экономических отношений в качестве равноправного партнера, обеспечивая национальные интересы России правовыми, политическими, экономическими средствами, защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.
1,200 руб.
Международные акты
1. \"Венская конвенция о дипломатических сношениях\" (Вместе с \"Факультативным протоколом о приобретении гражданства\", \"Факультативным протоколом об обязательном разрешении споров\") (Заключена в г. Вене 18.04.1961) // Международное публичное право. Сборник документов. Том 1 / Сост. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. - М.: БЕК, 1996. - С. 185 - 187.
2. \"Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств\" (Представлена на рассмотрение правительств руководством Международного банка реконструкции и развития, Вашингтон, 18 марта 1965 г., вступила в силу 14 октября 1966 года ) // http://arbitrationlaw.narod.ru/laws/Washington_Convention_1965.htm
3. \"Европейская конвенция об иммунитете государств\" (ETS N 74) (Заключена в г. Базеле 16.05.1972) // Международное частное право. Сборник документов / Сост. Ерпылева Н.Ю. - М.: БЕК, 1997. С. 41 - 51.
4. \"Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности\" (Принята в г. Нью-Йорке 02.12.2004 Резолюцией 59/38 на 65-ом пленарном заседании 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // http://projects.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow.asp?DocumID=108912&DocumType=0
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
5. \"Конституция Российской Федерации\" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
6. Закон СССР от 08.12.1961 \"Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик\" // Свод законов СССР. Т. 10. 1990. С. 133.
7. \"Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик\" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР. 26.06.1991. N 26. Ст. 733.
8. \"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)\" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
9. \"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 05.05.1995 N 70-ФЗ (ред. от 24.07.2002) // Собрание законодательства РФ. 08.05.1995. N 19. Ст. 1709.
10. \"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4532.
11. \"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)\" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. N 49. Ст. 4552.
12. \"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3012.
13. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) \"О международных договорах Российской Федерации\" // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2757.
14. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) \"О соглашениях о разделе продукции\" // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 18.
15. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) \"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности\" // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4850.
16. Указ Президиума ВС СССР от 30.03.1989 N 10245-XI \"Об утверждении Положения о торговых представительствах СССР за границей\" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. N 14. Ст. 95.
17. Постановление Правительства РФ от 27.06.2005 N 401 (ред. от 02.10.2009) \"Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах\" // Собрание законодательства РФ. 04.07.2005. N 27. Ст. 2761.
18. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 30.04.2009) \"О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом\" // Собрание законодательства РФ. 09.06.2008. N 23. Ст. 2721.
19. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 02.10.2009) \"О Министерстве экономического развития Российской Федерации\" // Собрание законодательства РФ. 16.06.2008. N 24. Ст. 2867.
20. Протокол заседания Совета ГД ФС РФ от 08.02.2005 N 73 \"О проекте Федерального закона N 120091-4 \"О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности\" // СПС \"КонсультантПлюс\"
21. Проект Федерального закона N 120091-4 \"О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности\" (об установлении пределов юрисдикционного иммунитета иностранных граждан в Российской Федерации) // СПС \"КонсультантПлюс\"
Специальная научная и учебная литература
22. Алексеев С.С. Частное право. Научно-публицистический очерк. - М.: Статут, 1999. - 160 c.
23. Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.
24. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 606 с.
25. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. Вып. 12. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. - 364 c.
26. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 704 с.
27. Гражданское право: учебник / Под ред. Алексеева С.С. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
28. Гражданское право: учебник для ВУЗов. В 3 т. Том 1 / Под ред. Ю. Толстого. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 784 с.
29. Демидов И.А. Государство как субъект международного частного права: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - Саратов, 2005. - 172 c.
30. Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России: учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2006. – 280 с.
31. Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки. Материально-правовое и коллизионное регулирование. – М.: ВолтерсКлувер, 2008. – 608 с.
32. Курганова Л.Б. Правосубъектность Российской Федерации во внешнеэкономических отношениях: гражданско-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2002. – 207 с.
33. Моисеев А.А. Суверенитет государства в международном праве: учебное пособие. – М.: Восток-Запад, 2009. – 384 с.
34. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Экономистъ, 2009. – 672 с.
35. Прокопьев Е.В. Международное частное право. Общая часть: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2008. - 272 c.
36. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. – М.: Институт государства и права РАН, 1997. – 62 с.
37. Ушаков Н.А. Международное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 304 с.
38. Хлестова О.И. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных торговых судов // Журнал российского права. 2008. N 3. С. 117-123.
Материалы судебной практики
39. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.1998 N 29 \"Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц\" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4.
1,200 руб.