Актуальность темы исследования в настоящей работе определили следующие обстоятельства. Исторический опыт свидетельствует, что главным направлением развития современного общества является интернационализация и глобализация общественных отношений. Это касается всех сфер жизни современного общества: политической, экономической, научно-технической, духовной. С точки зрения развития сначала обозначился процесс интернационализации на основе двусторонних, а затем и многосторонних отношений. Интернационализация стимулировала экономический прогресс. Она привела к расширению обмена материальными и интеллектуальными ценностями, благотворно сказалась на контактах между государствами.
В современных условиях внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) играет большую роль в развитии национальной экономики России. В годы реформ проводилась политика ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности и расширения внешнеэкономических связей государства, которая в полной мере соответствовала политике «шоковой терапии», проводившейся в то время в стране. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
При этом нельзя ни отметить, что другие страны создавали национальные системы регулирования внешнеэкономическими отношениями в течение десятилетий, поэтому естественно скорость перехода России от системы монополии государства на внешнеэкономическую деятельность к системе регулирования, в целом соответствующая стандартам рыночной экономики, не могла ни отразиться на качестве этой системы. Так система государственного регулирования внешнеэкономических связей России имеет ряд недостатков, которые влияют (или могут повлиять при определенных обстоятельствах) не только на развитие внешнеэкономической деятельности, но и на развитие всей национальной экономики. В этой связи представляется необходимым провести анализ системы регулирования внешнеэкономических связей государства, выявить имеющиеся недоработки и, на основе этого, определить пути ее совершенствования. Сказанное выше и определило предмет, объект и цель данного исследования.
Предметом исследования являются внешнеэкономические связи государственных образований (Российской Федерации и субъектов РФ). Объектом исследования являются государственные инструменты регулирования внешнеэкономических связей.
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования внешнеэкономических связей в условиях предстоящего вступления России в ВТО и разработка предложений, связанных с совершенствованием внешнеэкономической деятельности России. Особое внимание, при этом, уделяется вопросам создания государственной системы поддержки и стимулирования развития внешнеэкономических связей с участием государства.
Цель исследования определяет постановку основных задач исследования, к которым относятся:
- охарактеризовать понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности как часть рыночных преобразований в России, выявить их взаимосвязь и отличия, определить степень необходимости государственного регулирования внешнеэкономических связей в условиях рыночной экономики;
- проанализировать субъектов и инструменты государственного регулирования внешнеэкономических связей России в условиях ее либерализации;
- охарактеризовать современное состояние внешнеэкономических связей государства;
- проанализировать особенности регулирования внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенствованию системы государственного регулирования внешнеэкономических связей России в условиях ее вступления в ВТО.
Структура курсовой работы определена в соответствии с ее целями и задачами и состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи исследования, основной части, состоящей из трех глав, в первой главе рассматриваются понятие и методы государственного регулирования внешнеэкономических связей государства, во второй главе дается правовая характеристика современного состояния внешнеэкономических связей Российской Федерации и субъектов РФ, в третьей главе делается анализ проблем в регулировании внешнеэкономических связей государства и разрабатываются предложения по их решению, заключения, в котором делаются общие выводы о проделанном исследовании. К работе прилагается список использованных при написании источников и литературы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (ВЭС) 6
1.1. Понятие внешнеэкономических связей (ВЭС) и соотношение с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) 6
1.2. Методы, применяемые государством, для регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ 16
2.1. Система и механизм правового регулирования внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 16
2.2. Особенности правового регулирования ВЭС с участием субъектов РФ 22
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (ВЭС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в настоящей работе можно сделать следующие выводы и заключения.
В России традиционно заботой государственных органов остаются вопросы внешней торговли, международных экономических связей, привлечение инвестиций, создание соответствующих банковских систем и др.
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) охватывает целый комплекс хозяйственных отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством. Внешнеэкономическую деятельность сегодня ведет практически любое предприятие независимо от формы собственности, характера и объемов производства.
В целом внешнеэкономическая деятельность представляет собой обособленный комплекс экономических отношений, характеризующийся самостоятельностью, целостностью, спецификой регулирования, имеющий собственный понятийный аппарат, а также специальный правовой методологический инструментарий, присущий только указанным отношениям.
После 1986 г. законодательство о внешнеэкономической деятельности последовательно реформировалось. Тем не менее, теоретические, единые концептуальные основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России пока не выработаны. В итоге оно представляет собой совокупность отдельных законодательных актов разной юридической силы (президентских, парламентских, ведомственных, локальных), регулирующих различные стороны ВЭД. В силу этого эффективность указанного законодательства невысока, совершенствование его затруднено, что, разумеется, негативно сказывается на макроэкономических результатах ВЭД.
Поскольку суть этих реформ сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, то в результате сформировались два самостоятельных экономико-правовых понятия – внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Целью внешнеэкономических связей (ВЭС) не является непосредственно получение прибыли. Их смысл состоит в разработке единой внешнеэкономической политики страны, координации деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования, обеспечении экспортных и импортных поставок для государственных нужд, а также в исполнении межгосударственных обязательств и торговых соглашений. Таким образом, под внешнеэкономическими связями следует понимать деятельность управомоченных субъектов (как правило, государства в лице компетентных органов) по обеспечению эффективного проведения внешнеэкономической политики.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле. Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и другие). К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.
Для наиболее эффективного развития ВЭС и ВЭД весь комплекс экономических и административных мер поддержки отечественных производителей (субсидии, тарифные и нетарифные меры, валютное регулирование и валютный контроль, налоговый режим, технические стандарты) должен быть в максимальной степени состыкован с разрешенными в мировой торговой системе мерами регулирования экспорта и импорта товаров и услуг.
Внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации - отличительная черта нового российского федерализма. На сегодня внешние связи ряда регионов превратились в весомый компонент отношений России с зарубежными странами. Процесс вхождения субъектов РФ в международное сотрудничество был непростым, сопровождался просчетами, ошибками и нарушениями, что объяснялось непроработанностью правовой базы, отсутствием опыта, склонностью руководителей отдельных регионов к несогласованным действиям. К настоящему времени совместными усилиями федерального центра и субъектов РФ ситуация упорядочилась. Накоплен определенный опыт, налажен механизм взаимодействия, сформирована в основном правовая база международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Что касается механизмов реализации целей региональной политики в области внешнеэкономических связей, то они включают в себя государственную поддержку программ регионального развития, предусматривающих укрепление экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств, совместную координацию внешнеэкономических связей субъектов РФ.
Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей в России неразрывно связано с необходимостью изменения места и роли торговой политики в системе государственных приоритетов. На наш взгляд, эффективное использование торгово-политических средств способно без существенных дополнительных затрат дать значительное увеличение экспортных поступлений.
Необходимо создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в российскую экономику, оказание содействия в подготовке квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей.
1,200 руб.
Международные акты и договоры
1. \"Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей\" (ETS N 106) (Заключена в г. Мадриде 21.05.1980) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2003. N 31. Ст. 3103.
2. \"Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству\" (OPRC) (Заключена в г. Лондоне 30.11.1990) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 185 - 193.
3. \"Протокол N 2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающийся межтерриториального сотрудничества\" (ETS N 169) (Подписан в г. Страсбурге 05.05.1998) // Собрание законодательства РФ. 13.04.2009. N 15. Ст. 1783.
4. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве\" (подписан в г. Москве 26.02.1999) // Собрание законодательства РФ. 15.10.2001. N 42. Ст. 3983.
5. \"Меморандум о взаимопонимании в области торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Администрацией города Санкт-Петербурга и Комитетом по содействию международной торговле КНДР\" (совершено 16.04.2002 в г. Пхеньяне) // СПС \"КонсультантПлюс\"
6. Соглашение между Правительством Финляндской Республики, Правительством Королевства Норвегия, Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о создании Международного Баренцева секретариата в целях развития сотрудничества в Баренцевом/евроарктическом регионе\" (Заключено в г. Рованиеми 15.11.2007) // Бюллетень международных договоров. 2008. N 9. С. 10 - 14.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
7. \"Конституция Российской Федерации\" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
8. \"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)\" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
9. Федеральный закон \"О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации\" от 04.01.1999 N 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 11.01.1999. N 2. Ст. 231.
10. Федеральный закон \"О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве\" от 22.05.2001 N 55-ФЗ (с изм. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. 28.05.2001. N 22. Ст. 2121.
11. Федеральный закон \"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
12. Федеральный закон \"О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей\" от 22.07.2002 N 91-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3008.
13. Федеральный закон \"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности\" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4850.
14. Указ Президента РСФСР \"О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР\" от 15.11.1991 N 213 (ред. от 27.10.1992) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 21.11.1991. N 47. Ст. 1612.
15. Постановление Правительства РФ \"О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств\" от 01.02.2000 N 91 // Собрание законодательства РФ. 07.02.2000. N 6. Ст. 771.
16. Постановление Правительства РФ \"О Министерстве финансов Российской Федерации\" от 30.06.2004 N 329 (ред. от 30.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. N 31. Ст. 3258.
17. Постановление Правительства РФ \"О Федеральной таможенной службе\" от 26.07.2006 N 459 (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2006. N 32. Ст. 3569.
18. Постановление Правительства РФ \"О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации\" от 05.06.2008 N 438 (ред. от 12.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 16.06.2008. N 24. Ст. 2868.
19. Постановление Правительства РФ \"О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года\" от 23.07.2009 N 607 // СПС \" \" \"КонсультантПлюс\"
20. Распоряжение Правительства РФ \"Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации\" от 09.02.2001 N 196-р // Собрание законодательства РФ. 19.02.2001. N 8. Ст. 764.
21. Распоряжение МИД Российской Федерации \"Об утверждении Положения о Совете глав субъектов Российской Федерации при МИД Российской Федерации\" № 17019/гс от 29.04.2003 // СПС \"КонсультантПлюс\"
22. Положение о Консультативном совете субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при Министерстве иностранных дел России (утв. Протоколом от 15.12.1994 г.) // Дипломатический вестник. 1995. № 1. С. 62-63.
23. Закон Санкт-Петербурга \"О международном сотрудничестве, международных и внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга\" от 08.07.2008 N 418-70 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 15.09.2008. N 27.
Специальная научная и учебная литература
24. Агапова В., Барковский А., Комисаров А. Долгосрочные сценарии внешнеэкономической стратегии России: Учебное пособие. – М.: Либроком, 2009. – 480 с.
25. Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Внешнеэкономическая деятельность. Сущность и основы организации ВЭД в России: Учебное пособие. – М.: Интерэксперт, 2008. – 272 с.
26. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 544 с.
27. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 448 с.
28. Гречков В.Ю., Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008. – 592 с.
29. Ерохин В.Л., Лякишева И.Н., Трухачев В.И. Международная торговля: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
30. Игнатенко Г.В., Кучин М.В., Лазутин Л.А. Международное право: Учебник для ВУЗов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 784 с.
31. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 432 с.
32. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Экономистъ, 2009. – 672 с.
33. Сумароков В.Н., Сумароков Н.В. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.
Статьи в периодических изданиях
34. Борисова И.А. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2008. № 9. С. 49-53.Воробьева О.В. Реформа внешнеэкономической деятельности и некоторые правовые вопросы передачи технологии при осуществлении советскими организациями международного сотрудничества // Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред.: Богуславский М.М., Маринич С.В., Славин М.М. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1991. – С.18-28.
1,200 руб.