Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и воз-можностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как со-циальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понима-ния самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Ко-нечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и по-литические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В Республике Беларусь некоторые из перечисленных факторов имеют яр-ко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значи-тельное распространение инвалидности в обществе.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом, в самом общем виде сводятся к сле-дующим. Правительство ответственно за внедрение системы, которая работа-ет на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности. Правительство должно обеспе-чить инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражда-нами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни. Комиссия социального раз-вития ООН в 1993 году определила, что нетрудоспособность создается обще-ством. Инвалиды имеют право жить в социуме, где они родились, – мировое сообщество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество должно стремиться сформировать условия для независимого проживания инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни). За инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа-лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества. Государство должно стремиться к равнодоступности мер в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид. При реали-зации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего забо-левания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов прово-дится свой комплекс мероприятий.
Объектом исследования является общественные отношения, склады-вающиеся в сфере правового регулирования труда инвалидов.
Предметом исследования в курсовой работе является объективная ре-альность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и ре-гулируют труд инвалидов в Республике Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе исследования знаний правильно, всесторонне и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состо-ят в том, чтобы:
- раскрыть понятие и рассмотреть содержание правового статуса инва-лидов;
- проанализировать реализацию инвалидами права на труд;
- охарактеризовать условия труда и отдыха инвалидов;
- сформулировать обязанность нанимателя по социальному обеспече-нию инвалидов;
- проанализировать защиту труда инвалидов.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В ос-нову работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Тру-довой кодекс Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая ли-тература.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследова-ния применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследова-ния. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рас-смотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структур-ные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительно-го анализа, который использовался при изучении практически каждого эле-мента исследуемого объекта.
Структура курсовой работы включает: реферат, введение, пять глав, заключение, список использованных источников.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………..4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНВАЛИДОВ……………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДАМИ ПРАВА НА ТРУД………...11
2.1. Правовые гарантии реализации инвалидами права на труд….11
2.2. Профессиональная ориентация инвалидов…………………...14
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА ИНВАЛИДОВ…………….21
ГЛАВА 4. ОБЯЗАННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ…………………………...…………….25
ГЛАВА 5. ЗАЩИТА ТРУДА ИНВАЛИДОВ …………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...39
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Особенности правового регулирования труда инвалидов», сделаем выводы.
В статье 2 Закона Республики Беларусь от 14 ноября 1991 года «О со-циальной защите инвалидов в Республике Беларусь» приведено определение понятия «инвалид». Таковым признается лицо, которое в связи с ограничени-ем жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных не-достатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизне-деятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способно-сти и возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Вместе с тем право на труд инвалидами должно реализовы-ваться с учетом индивидуальных программ реабилитации. Под реабилитаци-ей понимается процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оп-тимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средст-ва для изменения их жизни и расширения рамок независимости. Указанным Законом предусмотрены медицинская, медико-профессиональная, профес-сиональная, трудовая и социальная реабилитации.
Со стороны государства создаются условия для экономической деятельности общественных организаций инвалидов, в том числе: продукция предприятий, предназначенная для реабилитации инвалидов (технические средства и приспособления), входит в государственный заказ и обеспечивает-ся материально-техническими ресурсами в первоочередном порядке; строи-тельство объектов для инвалидов независимо от источников финансирования включается в перечень строек государственного заказа; для общественных организаций инвалидов, их предприятий и организаций устанавливается льготный уровень тарифа на государственное страхование. В силу статьи 4 Закона Республики Беларусь от14 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» прибыль предприятий, учреждений и ор-ганизаций, направляемая на производство товаров и оказание услуг для инва-лидов, а также на приобретение оборудования, содержание социально-культурных объектов и спортивных сооружений для инвалидов, освобожда-ется от всех видов отчислений в государственный бюджет. Организации неза-висимо от форм собственности и хозяйствования должны обеспечивать для всех работающих граждан безопасные условия труда и нести в установлен-ном законодательством порядке ответственность за снижение трудоспособ-ности и ущерб, причиненный их здоровью, возмещать расходы на лечение и реабилитацию. Работнику, получившему инвалидность по вине собственника предприятия, учреждения, организации, ущерб во всех случаях возмещается полностью, включая вред, выражающийся в причинении нравственных или физических страданий (статья 9 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»).
Согласно статье 283 ТК Республики Беларусь не допускается отказ ин-валиду в заключение трудового договора или в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод его на другую работу по мо-тивам инвалидности, за исключением случаев, когда в соответствии с меди-цинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей или угрожает его здоровью и безопасности труда. Это означает, что медицинское заключение МРЭК об установлении инвалидности может служить основанием для увольнения по инициативе нанимателя в со-ответствии с пунктом 2 статьи 42 ТК Республики Беларусь (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие со-стояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы) при со-блюдении следующих условий: - если в заключении МРЭК в обязательном порядке содержится ответ на вопрос: противопоказано ли работнику по со-стоянию его здоровья выполнение той работы, которую он выполнял до уста-новления инвалидности, - то есть когда отсутствует необходимая трудовая способность. При этом утрата трудоспособности должна быть стойкой и дли-тельной; - если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу, а также, если у нанимателя отсутствует работа, которую по состоянию здоровья может выполнять работник-инвалид. При приеме на работу для ин-валидов не устанавливается предварительное испытание (пункт 4 статьи 28 ТК Республики Беларусь).
Для того чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно в государ-стве, необходимо, во-первых, иметь государственно-правовую систему, в ко-торой обеспечивается оптимальный баланс интересов государства, общества и отдельного гражданина, а во-вторых, обеспечить строгое исполнение при-нятых в государстве нормативно-правовых актов. Особое внимание должно быть обращено на человека, его права, свободы и гарантии их реализации.
Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общест-венных интересов, так как именно эта категория граждан, неспособная на равных условиях конкурировать на рынке труда, больше всего нуждается в помощи и защите государства.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: практическое пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск: УП «Молодежное», 2003.
2 Гапоненко, В.Ф. Трудовое право / В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлов; под ред. В.Ф. Гапоненко. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 463 с.
3 Дмитрук, В.Н. Трудовое право: учебное пособие / В.Н. Дмитрук. – Минск: Амалфея, 2000.
4 Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Г.А. Васи-левич [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича. - Минск: Амалфея, 2003. – 1120с.
5 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и до-полнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2006. – 157 с.
6 Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь: краткое изложе-ние курса / В.А. Круглов. – Минск: Дикта, 2004. – 75 с.
7 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Бела-русь от 15 июня 2006 года №125-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 6 ян-варя 2009 года. – Минск: Амалфея, 2009. – 58 с.
8 О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Рес-публики Беларусь от 11 ноября 1991 года №1224-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 11 июля 2007 года. – Минск: Амалфея, 2007. – 42 с.
9 О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года №3317-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 5 декабря 2008 года. – Минск: Дикта, 2008. – 40с.
10 Пашков, А.С. Трудовое право России: учебник / А.С. Пашков. – Санкт-Петербург, 1999. – 432 с.
11 Семенков, В.И. Трудовое и социальное право: учебник / В.И. Семен-ков. – Минск: Амалфея, 1999. – 664 с.
12 Семенков, В.И. Трудовое право: учебник / В.И. Семенков. – Минск: Амалфея, 2002. – 672 с.
13 Смирнов, О.В. Трудовое право / О.В. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Про-спект, 2000. – 447 с.
14 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представи-телей 8 июня 1999 г. одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2009 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизиро-ванная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин-форм. Республики Беларусь. – Минск, 2009.
15 Трудовое право: учебник / В.И. Семенков и [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2001. – 592 с.
16 Трудовое право: учебник / В.И. Семенков и [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2006. – 250 с.
1,200 руб.