Социально-экономические изменения в жизни общества, происходящие на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям.
Сегодня, когда школа претерпевает различные изменения в области образования, необходимо принять за основу внимания психологические ориентиры развития личности в обучении. Совершенствование существующих методов обучения и воспитания, их преломление через естественные возможности психического развития требуют переосмысления основных позиций с точки зрения творчества.
Творческая личность, способная превращать любую совершаемую деятельность в творческий процесс, необходима современному обществу. Эта задача ложится прежде всего на начальную ступень образования. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в школьном возрасте чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что школьный возраст сензитивен для образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творческой деятельности – одна из главных задач школьного воспитания.
Вопросами творческой деятельности занимались такие ученые психологии и педагогики: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Стернберг Р., Э.Де Боно; среди советских ученых, такие как Богоявленская Д. Б., Пономарев Я.А., Выготский Л. С., Моляко В.А., Лейтес Н.С., Блонский П.Б., Смирнов С.А., Дружинин В. Н., Савенков А.И., Винокурова Н.К.
Сегодня существует противоречие между необходимостью развития творческой личности и реальным подходом к развитию творческой деятельности учащихся в школе. Решение этого противоречия составляет проблему нашего исследования. Возможное решение мы видим через применения системы творческих заданий на уроках русского языка. Таким образом, развитие творческой личности – одна из актуальных проблем в современном образовании.
В связи этим мы выбрали тему дипломного исследования «Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: обосновать необходимость развития творческой деятельности младшего школьника через систему творческих заданий на уроках русского языка.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования является развитие творческой деятельности на уроках русского языка.
Гипотеза: если использовать творческие задания на уроках русского языка, то создаются благоприятные условия для развития творческой деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обобщить и систематизировать литературу по проблеме развития творческой деятельности.
2. Изучить педагогический опыт по развитию творческой деятельности младших школьников.
3. Описание эксперимента по развитию творческой деятельности на уроках русского языка.
4. Разработать систему творческих заданий по русскому языку для 2 класса.
Методы исследования:
1. Анализ научно-педагогической и методической литературы по творческой деятельности младших школьников.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта.
3. Эксперимент.
4. Наблюдение.
5. Тестирование.
6. Анализ продуктов деятельности учащихся.
Теоретическая значимость: определение понятия творческая деятельность младших школьников.
Практическая значимость исследования, разработанные методические рекомендации по развитию творческой деятельности младшего школьника на уроках русского языка.
Методологическая основа: теория целостного педагогического процесса, теория личности, теория деятельности, труды авторов: Выготского Л.С., Пономарева Я.А., Дружинина В.Н., Савенкова А.И. и др.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложения.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ
1 Психолого-педагогические основы творчества
1. 1. Сущность творчества
1.2. Особенности творческой деятельности младшего школьника
1.3. Возможности уроков русского языка для развития творческой деятельности младших школьников
2 Развитие творческой деятельности на уроках русского языка
2.1. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Формирующий этап эксперимента
2.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3,000 руб.
Выполненная работа, позволила определить творческую деятельность младшего школьника как высшую степень познавательной деятельности, которая обеспечивает развитие личностного потенциала младшего школьника.
Уроки русского языка обладают несомненными возможностями для развития творческой деятельности. Одним из эффективных средств является использование творческих заданий. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию, содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими текстов рассказов, изложений, сочинений и т.п.
В процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Работа по развитию творческой деятельности позволила выделить следующие рекомендации по развитию творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка: соблюдать условия для развития творческой деятельности, такие как создание творческой атмосферы, доброжелательное отношения учителя, товарищей и родителей к фантазии детей; использовать творческие задания на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности.
Развивать творческую деятельность на основе сформированной репродуктивной к репродуктивно-творческой и творческой. Действие на уровне навыка может совершаться в обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным средством осуществления сложной творческой деятельности, решения более важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.
По результатам исследования творческой деятельности младших школьников можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что использование творческих заданий на уроках русского языка, создает благоприятные возможности для развития творческой деятельности младших школьников, подтвердилась.
3,000 руб.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4 С. 83
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством – М., 1986
3. Бердяев И.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1989. - С.234.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М., 1991
5. Борзова В.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей – Самара, 1994
6. Бушуева Л.С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. // Начальная школа – 2005, № 7
7. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности – М., 1990
8. Волков В.П. Приобщение школьников к творчеству – М., 1982
9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся – М., 1999
10. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1991
11. Государственный стандарт начального образования Республики Казахстан (Авторы: К.Жунусова, В.К.Павленко, Р.Мендикенова, Т.Оспанов, Ж-Адамбаева, Т.Оралбекова, З.Айдарова, М.Турыскелдина, С.Еламанова).
12. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От ученика – к творческому замыслу урока – М.: Просвещение, 1990
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб., 2002
14. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества – Смоленск. 1974
15. Казанцева Г.И. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана – 2003, № 6
16. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка. // Начальная школа – 1998, № 4. С. 40-46
17. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий – М., 1980
18. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа – 1995. № 6. С. 41-43
19. Лебедева В.П. Материалы для творческих работ учащихся. // Начальное образование – 2005, № 1
20. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М., 1971
21. Лук А.Н. Психология творчества – М.: Просвещение, 1978
22. Лук А.Н. Мышление и творчество – М.: Просвещение, 1976
23. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987
24. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
25. Немов Р.С. Кн. 3. Психология – М.: Просвещение, 1995
26. Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания. // Семья и школа – 1993, № 7
27. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
28. Новиков Б.В. Творчество и философия – Киев, 1989
29. Овчинникова Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников – Свердловск, 1990.
30. Падалко А.Е. задачи и упражнения по развитию творческой фантазии. М., 1985
31. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах – М., 1968
32. Педагогическое творчество. Под ред. Кан- Калика – М., 1990
33. Подласый К.Р. Педагогика – М., 2000
34. Пономарев Я.А. Психология творчества – М.: Наука, 1976
35. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика – М.: Педагогика, 1976
36. Продуктивность мышления как основа обучаемости. Под ред. З.И. Калмыкова – М.: Педагогика, 1981
37. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина – М., 1991
38. Развитие личности в обучении. Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова - М., 1999. -С.73.
39. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания – Ярославль Академия развития, 2002
40. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие творческого мышления для детей 6 – 7 лет – Ярославль Академия развития. 2004
41. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии – М., 1999
42. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ – М.: Просвещение, 1992
43. Уварина Н.В. Из опыта работы по формированию основ творческой деятельности младших школьников. // Начальная школа – 1995, № 9
44. Философский энциклопедический словарь – М., 1983
45. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе – М.: Просвещение, 1986
3,000 руб.