Введение
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. Одними из них мы до сих пор восторгаемся (например, государства Древней Греции, Рима, Египта), о других мы почти ничего не знаем, опыт государственного строительства многих государств человечеством не востребован. Реалистический взгляд на государство как особый аппарат управления делами общества выделяет особые, исторически присущие этой форме социальной организации свойства. Эти общие черты, присущие государствам всех времен и народов, не только отличают государство от догосударственных форм организации жизни общества, основанных на узах родства, общности собственности и иных интересов, но и показывают различие между государством и иными институтами общества.
Основополагающими характеристика современного государства являются его признаки и сущность, находящие внешнее проявление в функциях и задачах.
Понятие "функция" наряду с такими понятиями, как "механизм", "форма" государства, является одной из важнейших категорий, характеризующих сущность государства.
Слово "функция" произошло от латинского functio, что значит "осуществление, исполнение". Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития.
В юридической литературе нередко можно встретить термин "функционирование государства". Такое словосочетание не случайно. Государство "живет", действует как особый политический организм, при этом реализуя, выполняя те или иные функции, т.е. определенную социально значимую, целенаправленную деятельность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование российской государственности сегодня обуславливает изменение основных функций Российского государства, появление новых функций, что связано с изменением основных принципов организации деятельности государства на современном этапе.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с функциональной деятельностью государства, в связи с реализацией им отдельных функций.
Предмет работы – действующее законодательство и научные теории (научная доктрина), раскрывающие виды и содержание внутренних и внешних функций государства.
Цель работы – определить основные виды, а также содержание внутренних и внешних функций современного государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки государства.
2. Определить роль и сущность государства в современном обществе.
3. Определить понятие и виды функций государства, методы их осуществления.
4. Изучить внутренние функции государства.
5. Изучить внешние функции государства.
По структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
3,000 руб.
Заключение
Итак, социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.
Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствуют политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).
Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.
Государство воздействует на основные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.
1. Политическая - проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Содержание данной функции раскрывается через такие направления деятельности государства, как формирование органов государственной власти, правотворчество, защита государственного суверенитета и конституционного строя.
2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику.
3. Социальная. Эта функция проявляется в поддержании необходимого уровня жизни граждан, в заботе о слабозащищенных слоях населения. Государство осуществляет ее через организацию систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание учреждений социальной защиты (дома престарелых, интернаты, библиотеки для слепых и т.п.), содействие развитию науки, культуры и образования.
4. Культурно-воспитательная. Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Принимая нормативные правовые акты в сфере культуры, государство целенаправленно формирует морально-эстетическую и нравственную модель в обществе.
5. Экологическая функция обусловлена обязанностью государства по созданию экологически безопасных условий жизни своих граждан, обеспечивающих им право на благоприятную окружающую среду. Сюда входит деятельность государства по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
6. Правоохранительная. Проявляется в охране государством прав и законных интересов личности (в том числе в защите права собственности), в организации охраны правопорядка и обеспечении законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью созданной государством системы правоохранительных органов (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности).
К числу внешних функций современных государств относятся такие направления деятельности, которые осуществляются государством в отношениях с другими государствами либо связаны с участием государства в международных организациях. Это обеспечение безопасности и целостности страны, ее суверенитета (защита от нападения со стороны других государств, в том числе и противодействие иностранным разведкам); сотрудничество с другими государствами по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам и, прежде всего, по вопросам, которые затрагивают интересы многих государств и требуют коллективного реагирования мирового сообщества, организации совместных мероприятий. Речь идет об осуществлении совместных космических проектов, борьбе с наркобизнесом, с международным терроризмом, участии в предотвращении и ликвидации последствий крупных экологических катастроф, в обеспечении мирового правопорядка.
Содержание функций государства может изменяться под воздействием разных факторов, таких как международная обстановка (процессы разоружения, угроза межнациональных конфликтов и т.п.), реальная опасность техногенных и экологических катастроф, процессы глобализации, происходящие в современном мире.
Существует также определенная связь функций и формы государства. Вполне понятно, что у федеративного государства набор функций будет несколько иным, чем у государства унитарного, поскольку федеративному государству приходится решать еще и задачи федеративных отношений: во избежание распада федерации, государство должно выявлять и согласовывать интересы субъектов Федерации, учитывать национальный фактор в своей политике, использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем возникающих противоречий.
3,000 руб.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 03.06.2009) // СЗ РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 // "Российская газета", N 97, 11.05.2006.
4. Абдрашитова Н.К. Международное сотрудничество в борьбе с мировым терроризмом // Материалы научной сессии. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
5. Алексеев А. Народы отстают от своих лидеров в экономическом росте // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля.
6. Аникина Г.В., Филенков В.М. Оборона и безопасность // Национальная безопасность: правовые, социокультурные и экономические основы. – М.: Изд-во РГГУ, 2007.
7. Баскин Ю.Я. История государственно-правовых учений. Учебник. – М.: Спарк, 2006.
8. Бирюков Н.И. Генезис государственности в постсоветской России // История государства и права. № 5, 2006.
9. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. № 2, 2006.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега, 2008.
11. Военные расходы бьют все рекорды // Inopressa.ru
12. Гиззатуллин Р.Х. Состояние законодательства об окружающей среде как критерий эффективности экологической функции государства // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 1, 2008.
13. Гиззатуллин Р.Х. О параметрах экологической функции государства // Экологическое право. № 2, 2008.
14. Григонис Э.П., Харченко О.В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. Монография. – СПб.: Книжный дом, 2007.
15. Долбенько Т.Е., Шайнога И.Г. Гражданское общество и правовое государство: их соотношение // Правовая система России: история и перспективы развития. Материалы "круглого стола". – Брянск: БФ МосУ МВД России, 2006.
16. Дьяконов В.В. Функции государства: понятие, содержание, сущность // Закон и право. № 8, 2006.
17. Елков И. Миллион амазонок // Российская газета. 2005. 9 декабря.
18. Зайцева Т.Ю. Социальная функция современной России // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях. – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2008.
19. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
20. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993.
21. Кант И. Метафизические начала учения о праве. Критика практического разума. СПб., 1995.
22. Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения в сфере обороны государства // Вестник Московского университета МВД России. № 4, 2006.
23. Керимов А.Д. О культурно-просветительской функции современного государства // Право и образование. № 2, 2006.
24. Лантратов К., Бутрин Д. Гособоронприказ // Коммерсантъ. 2005. 29 декабря.
25. Лантратов К., Сафронов И. Танки не рвутся в холдинг // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.
26. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
27. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25.
28. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юридическая коллегия, 1995.
29. Медведев А. "Тор" защитит страну Индры // Российская газета. 2006. 16 марта.
30. Мелихова А.В. Функции советского и современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Казань, 2006.
31. Мирзоян Э.Р., Пожарский Д.В. Экономическая функция в системе функций современного Российского государства // Вестник Владимирского юридического института. № 2 (3), 2007.
32. Миронов В.С. К влпросу о понятии и содержании экологической функции государства // Юристъ-Правоведъ. № 1, 2007.
33. Морган Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1935.
34. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. № 6, 2006.
35. Невидимый халифат // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
36. Оцените соотношение сил // Комсомольская правда. 2006. 28 апреля.
37. Первые лица (Манмохан Сингх, премьер-министр Индии) // Коммерсантъ. 2005. 7 сентября.
38. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, 2008.
39. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008.
40. Радько Т.Н. Теория государства и права. Издание 2. – М.: Проспект, 2009.
41. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. № 8, 2006.
42. Родионова О.В. Проблема детерминированности социальной функции формами государства // Право и политика. № 11, 2006.
43. Сазонникова Е.В. Культурная функция Российского государства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 1, 2007.
44. Соловьев В. Иран пустят в расходы (Джордж Буш представил конгрессу военный бюджет) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
45. Сорокина Н. Военный откат (в мире возобновилась гонка вооружений) // Российская газета. 2005. 16 июня.
46. Таратута Ю., Воронов А. Явка с повинностью // Коммерсантъ. 2006. 18 апреля.
47. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002.
48. Тихомиров С.В. Государственное управление в области обороны // Административная реформа и наука административного права. – М.: Изд-во МГЮА, 2007.
49. Харченко О.В. Правоохранительная функция в системе функций государства // Полицейское право. Научно-практический журнал. № 1 (11), 2008.
50. Хуснетдинова А.Р. Понятие, структура и содержание экономической функции современного российского государства // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 2, 2007.
51. Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. № 4, 2007.
52. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.
53. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве: Лекции. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1911.
3,000 руб.