Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методов. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, является наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое «объективное», наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же, существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии, пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
В нашем исследовании мы постараемся систематизировать научные исследования и представить характеристику методов психологических исследований, что и стало целью нашей работы.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
2.охарактеризовать методы психологических исследований.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Волков Б.С., Волкова Н.В., Дмитриева М. А., Дружинин В.Н., Котелова Ю.В., Шадриков В.Д., Шевандрин Н.И. и др.
750 руб.
В результате проведенного исследования, мы смогли отметить, что в психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, а также методы качественного анализа.
В нашей работе мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и охарактеризовать методы психологических исследований. Тем самым, были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
750 руб.
1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.7-94
2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002
3.Дмитриева М. А. Цели профессиографии и структура профессиогаммы. // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова. В 24. Ч. 1., Л., 1974. С. 12 – 18
4.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 2007. - 254 с.
5.Климов Е. А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся ст. классов средн. шк. – 2-е изд., доп. и дораб., М., 1990.
6.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. -М., МГУ. 1986. - 120 с.
7.Методология психологических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. М., 2000
8.Методы психологических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. М., 2002
9.Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд. Изд.: ВЛАДОС, 2007г.
10.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
11.Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. М.: Наука, 1991. С. 11.
12.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999
750 руб.