2.1 Моделирование как метод политических исследований
Среди путей исследования политики особое место занимает моделирование. Его широкое распространение стало примечатель¬ным моментом современного прикладного анализа политических ситуаций и процессов различного уровня. Переход к моделирова¬нию как к одному из ведущих средств изучения политики был стимулирован не только успехами его применения в различных сферах общественной практики, прежде всего в экономической и военно-технической, но и ростом аналитико-прогностической ориентации научных проектов второй половины XX в.
Моделирование — одна из важнейших категорий теории по¬знания. На идее моделирования базируется, по существу, любой метод научного исследования как теоретического, при котором применяются различного рода знаковые и абстрактные модели, так и экспериментального, использующего предметные модели.
Особую роль в утверждении идей моделирования в качестве признанного способа познания действительности сыграли пред¬ставления Т. Куна о так называемой дисциплинарной матрице и составляющих ее компонентах: символических обобщениях, кон¬цептуальных схемах, научных ценностях и образцах решения на¬учных проблем.
Основываясь на дисциплинарной матрице Т. Куна, современ¬ная политическая наука широко использует метод моделирования для решения как теоретических, так и эмпирических задач, кото¬рые не могут быть разрешены в пределах традиционного когни¬тивного поля. В этой связи иногда можно встретить утверждение, что каждая научная гипотеза может рассматриваться не только как некая идея, но и как модель, основанная либо на рассуждении-допущении по формуле: «такое могло бы быть», либо на рассуж¬дении-упрощении: «допустим некоторые детали», либо на рассуж¬дении-аналогии: «сравним интересующее нас явление с другим».
Однако строгое понимание терминов модель и моделирование предполагает не только чисто гипотетическое, но и некое эмпи¬рическое отражение действительности, т.е. непосредственную связь концептуальных построений с фактологическими данными.
Как и в случае других исследовательских техник, применение моделей не является универсальным аналитическим инструмен¬том прикладных проектов. Моделирование может быть полезно, если необходимо объяснить конкретное явление в определенном контексте и если существует набор адекватных данных, характе¬ризующих это явление.
С точки зрения способов построения модели могут быть клас¬сифицированы на эмпирические (данные собираются на основе ги¬потезы) и нормативные (создаются на основе одной теории или сочетании теорий). По своим масштабам или логическим уровням модели подразделяются на макро- и микромодели. В первом случае обычно понимается абстрактное и всеобъемлющее представление реального политического явления, а во втором — внимание кон¬центрируется на его отдельных аспектах. Существуют и другие ва¬рианты классификации моделей, в частности в зависимости от степени квантификации включенных показателей, типов полити¬ческого поведения, динамического статуса и т.д.
Особое место в прикладном политическом моделировании за¬нимают математические модели, которые могут быть детермини¬рованными (представлены в форме уравнений и неравенств, опи¬сывающих поведение изучаемой системы); моделями оптимизации (содержащими выражение, которое следует максимизировать или минимизировать при определенных ограничениях), а также веро¬ятностными (выражающимися в форме уравнений и неравенств, где решение основано на стремлении к максимизации среднего значения полезности). Однако, как правило, работа с этими моде¬лями предполагает достаточно высокий уровень математической подготовки исполнителей проекта и обладает определенной спе¬цификой по сравнению с моделированием, в котором формализа¬ция и потенциальные количественные измерения допускаются лишь в пределах, необходимых для дополнения качественных характе¬ристик политических ситуаций и процессов.
Применительно к сфере политологического знания моделиро¬вание предполагает широкий набор конкретных методических средств, главным из которых является системный подход, позволя¬ющий проводить исследование не только самого объекта наблюдения, но и его среды. Системный подход стал широко применяться в моделировании благодаря введению в научный оборот Д. Исто¬ном графической схемы, представлявшей главные структурные характеристики комплекса политического взаимодействия. (Сис¬темная модель Истона обычно хорошо известна студентам-поли¬тологам из общего учебного курса.)
Достаточно часто системный подход заявляется и как методо¬логическая база различных гуманитарных исследований. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что, применяя системное моделирование, исследователь должен прежде всего выделить наи¬более важные проблемы наблюдаемого им явления (ситуации или процесса). Во-вторых, необходимо определить акторов (ведущих и второстепенных), оказывающих поддержку системе или выдвига¬ющих по отношению к ней определенные требования. В-третьих, провести анализ взаимодействий (процесс принятия решений). В-четвертых, следует проанализировать результаты политической деятельности, определяя их эффективность по сравнению с вызо¬вами, с которыми сталкивается вся система конкретного взаимо¬действия. В-пятых, в исследование необходимо включить анализ «ответной реакции» среды на изменения изучаемого явления (ком¬плекса взаимодействий).
При последовательном соблюдении пра¬вил системного подхода каждый из пяти этапов аналитической процедуры фактически сводится к построению специального бло¬ка единой интегрированной модели, которая постепенно оформ¬ляется как упорядоченное множество эмпирически обусловлен¬ных элементов.
2.2.Экспертные методы в политических исследованиях
Анализ различных аспектов политической практики прошлого и настоящего неизменно подтверждает ключевую роль специалис¬тов, обладающих неординарными профессиональными знаниями и опытом, необходимыми для принятия эффективных решений. Независимо от того, являются ли эти люди членами академиче¬ского сообщества, сотрудниками государственных или негосудар¬ственных структур или просто частными лицами, их принято на¬зывать экспертами, хотя они могут выполнять вполне рутинные функции и находиться на очень разных ступенях служебной иерар¬хии. Но общий смысл, в котором употребляется понятие «эксперт», достаточно однозначен. Эксперт — это человек, который знает нечто лучше, чем другие. Выражение «экспертное сообщество», часто встречающееся в наши дни, ни в коей мере не означает институ¬ционализированную форму экспертной деятельности и скорее упот¬ребляется как метафора.
В прикладных политических исследованиях по страновой и меж¬дународной проблематике экспертные оценки чаще всего исполь¬зуются в ситуациях, когда существует нехватка достоверной ин¬формации, необходимой для принятия решений, или когда эта информация является вероятностной и не верифицируемой тра¬диционными аналитическими средствами.
Вместе с тем идея опоры на индивидуальное мнение, часто возникающее интуитивно и не имеющее рационального обосно¬вания, всегда существенно ограничивала возможности примене¬ния экспертных заключений. В этой связи в русле происходившего во второй половине XX в. «методического взрыва» сложилось ори¬гинальное исследовательское направление, которое стремилось внедрить в практику научные процедуры, мобилизующие способ¬ности человеческой личности генерировать полезную информа¬цию в сложных обстоятельствах. Опираясь на разработки военных аналитиков и опыт применения системного анализа в гуманитар¬ных исследованиях, некоторые западные и отечественные специа¬листы разработали внушительный спектр междисциплинарных аналитических приемов, позволявших, во-первых, снизить субъек¬тивизм экспертных заключений, во-вторых, агрегировать мнения значительного числа экспертов, в-третьих, уменьшить риск воз¬можных ошибок при формулировании выводов.
Потребность придания научного статуса группе методик, обычно определяемых как «экспертные оценки», оказалась особенно вы¬сока в связи с общим усилением прогностической направленнос¬ти прикладных проектов и включения в проектные задания таких параметров, как вероятность оптимального и реально возможного развития событий.
Методики экспертных оценок как особый класс научного инстру¬ментария активно совершенствовались и были чрезвычайно популяр¬ны в 70—80-е годы XX в. В этот период на основе их применения было выполнено особенно большое количество прикладных полито¬логических проектов, втом числе и по международной проблематике.
В дальнейшем среди сторонников этого исследовательского на¬правления произошла дифференциация, вследствие которой зна¬чительная часть специалистов сделала выбор в пользу сугубо фор¬мализованных вариантов аналитических техник.
Однако отказ от последовательного сочетания математической и содержательной проработки информационного обеспечения и доминирование фор¬мальной логики на всех этапах прикладного проектирования при¬вели к снижению результативности соответствующих разработок и стали одной из причин, сдерживающих внедрение экспертных оценок в широкую практику.
В целом, разнообразные варианты методики экспертных оце¬нок применялись и продолжают применяться главным образом для формулирования прогнозов в отношении тенденций и перспектив развития ситуации, для оценки вероятностных характеристик си¬туации на определенном временном этапе будущего, а также для определения желаемого состояния ситуации.
750 руб.
Введение 2
I. Практические проблемы исследования политических процессов 3
1.1. Концептуальный контекст политических исследований 3
1.2. Прикладные политические исследования и их научный статус 8
1.3. Информационное обеспечение прикладных политических исследований 10
II. Методы политических исследования 14
2.1 Моделирование как метод политических исследований 14
2.2.Экспертные методы в политических исследованиях 17
2.3. Опыт междисциплинарных политических исследований 22
2.4. Математические методы политических исследований 25
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Актуальность темы. Политическая сфера жизни общества в ее страновом и между¬народном измерении начала третьего тысячелетия находится в пе¬реходном состоянии. На формирование политических ситуаций различного уровня влияют как традиционные, так и нетрадици¬онные моменты. В мировой политике утвердились новые акторы и развиваются новые процессы глобального масштаба: транснацио¬нальные корпорации (ТНК) и международные организации, сис¬тема глобальной коммуникации, мировая экономическая взаимо¬зависимость, трансформация роли военного фактора и понима¬ния государственного суверенитета, распространение массовой культуры, рождение крупных интеграционных объединений суще¬ственно изменили реальное состояние и оценки перспектив раз¬вития человечества.
Функционирование и развитие политической науки в общественной жизни сочетается с выполнением ею целого ряда определенных функций, связанных не только с познанием политики, но и с реальной практической деятельностью в сфере публичной власти. Это прежде всего дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требования к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний о политических изменениях, наличием профессиональных исполнителей и некоторых других условий
Объектом данного исследования является политика как предмет исследования
Предметом данного исследования выступают методы политических исследований.
I. Практические проблемы исследования политических процессов
1.1. Концептуальный контекст политических исследований
Известно, что существуют разные взгляды на природу полити¬ки, пути ее изучения и способы получения новых знаний о поли¬тической жизни общества. В сфере политических исследований сло¬жились различные научные школы, которые отличаются по ос¬новным объектам изучения, средствам, которые они для этого применяют, и по тем целям, которые они перед собой ставят. В по¬литологии начала третьего тысячелетия можно перечислить несколь¬ко десятков более или менее оригинальных стилей научного поис¬ка и их активных сторонников.
В качестве концептуальных оснований современной политиче¬ской науки обычно выделяют позитивизм, неопозитивизм, сциен-тизм и прагматизм, указывая, что наряду с традиционными нор¬мативно-ценностными и социологическими подходами к поли¬тике сформировались новые, которые во многом определяют содержание всего комплекса представлений о политической жиз¬ни общества. Новое концептуальное измерение политической на¬уке придали, в частности, принципы междисциплинарного и си¬стемного подхода к изучению политических процессов. Включе¬ние положений психологии, социологии, бихевиоризма, эконометрии, математики и кибернетики существенно расшири¬ло рамки политических исследований и спектра методических процедур, на которые они опираются. Однако научное содержа¬ние политологии существенно отличается от содержания естествен¬ных дисциплин, которые во многом остаются эталоном объектив¬ного знания об окружающем мире.
В политике (как внутренней, так и международной) не уста¬новлены универсальные закономерности, подобные физическим законам. В общественной жизни и политических отношениях постоянно существует возможность многовариантного развития ситуации. Но это не означает, что знание о политике не может быть научным. Если знания достоверны, систематизированы и внутренне не противоречивы, то это служит предпосылкой их адекватности реальным процессам, а следовательно, и объектив¬ности отражения политических ситуаций.
Описать в рамках одного учебника все этапы разработки средств и методов научного изучения политики не представляется воз¬можным.
В целом, как полагает в этой связи М. Хрусталев, развитие по¬литологии как науки испытывает воздействие общенаучной тео¬рии (группы теорий) и предметную дифференциацию, которые определяются влиянием последовательно сменявших друг друга общенаучных парадигм: механистической — энергетической — информационной — организационной .
Политическая наука состоит из нескольких субдисциплин, ко¬торые обычно определяются в соответствии со спецификой того главного предмета, который они изучают. Хотя существуют разные способы выделения этих компонентов, три из них являются ос¬новными: политическая теория, сравнительная политология, ми¬ровая политика.
■ Политическая теория сосредоточивает свое внимание на клю¬чевых идеях и дискуссиях, ведущихся по фундаментальным поли¬тическим вопросам, прежде всего по вопросу отношений между правителем и подвластным, государством и личностью. Большое внимание в ее рамках уделяется характеристике или интерпрета¬ции трудов мыслителей прошлого. Политическая теория является источником многих нормативных суждений о политике.
■ Сравнительная политология изучает сходства и различия поли¬тического процесса и политических структур. Сравнение может быть межстрановым (сравнения политических систем Ирана и Нигерии) или проводиться в программы партий, участвующих в парламентских вы¬борах). Сравнительная политология формирует значительную область политической науки и имеет много направлений, в частности го¬сударственное управление, политические системы, модернизация, политическое поведение, публичная политика и др.
Мировая политика изучает комплекс современных связей и взаимодействий на мировой арене, которые складываются как на основе политических и экономических отношений между традици¬онными акторами (государствами), так и на основе участия в них новых акторов (ТНК, международных организаций и др.). Объекта¬ми научного интереса мировой политики как дисциплины являются международные режимы и институты, международные конфлик¬ты и их разрешение, интеграционные объединения, международ¬ная политическая экономия, роль новых технологий в междуна¬родных отношениях, вызовы и угрозы человеческому развитию и некоторые другие.
Не будет преувеличением сказать, что большинство современ¬ных специалистов в области политической философии, сравни¬тельной политологии и мировой политики так или иначе стремят¬ся ответить на вопрос: каким образом происходит выбор альтерна¬тив общественного развития? При этом они используют самые разнообразные подходы к анализу различных ситуаций и процес¬сов, которые условно можно разделить на две большие группы: нормативные и эмпирические.
■ Нормативный подход имеет дело с ценностями и требует эти¬ческого или морального суждения об обществе.
В рамках этого под¬хода формулируются заключения о вариантах действий для дости¬жения оптимального состояния социума с учетом реальных воз¬можностей акторов.
■ Эмпирический подход предваряет любое конкретное суждение о политике сбором и обобщением больших объемов фактологической информации. Он ориентирован на то, чтобы, с одной стороны, кри¬тически оценить принимаемые решения, а с другой — расширить спектр альтернативных стратегий поведения акторов.
Как нормативный, так и эмпирический подход к изучению политики в ее страновом и международном измерении имеет дос¬таточно долгую предысторию, периоды жесткой конкуренции и неоспоримые заслуги в развитии научного знания об обществе. Одновременно необходимо подчеркнуть, что в сфере прикладных политологических исследований грань между подходами является относительно проницаемой, а общественный выбор, который сегодня в той или иной степени основывается на научных данных, интегрирует как элементы нормативного, так и эмпирического подхода к анализу конкретных ситуаций. Например, в основе ре¬шения о начале антитеррористической операции в Афганистане лежало нормативное предпочтение активної) военной кампании против Аль-Кайлы стратегии поэтапной ликвидации инфраструктуры этой организации в различных странах. Но в то же время оно имело и эмпирический аспект, поскольку опиралось на анализ и обобщение фактологических данных. Акторы, принимавшие по¬литическое решение, опирались, в том числе, и на конкретный прогноз, приведет ли избранный образ действий к необратимому подрыву боеспособности международной террористической сети или, напротив, к активизации новых «террористических фронтов». Подобную связь нормативного и эмпирического подхода можно наблюдать при анализе самых различных ситуаций.
Рассматривая концептуальный контекст политических иссле¬дований, целесообразно обратить внимание на общие характерис¬тики изучения международных аспектов мирового развития, кото¬рые во многом показательны и для других разделов политологии. В большинстве предметных областей научного знания, включая дисциплины, связанные с изучением международных отношений и мировой политики, существует две основные группы дискуссион¬ных проблем.
Одна из них включает дискуссии о сущностных вопросах, связан¬ных с характеристикой факта, лежащего в основании изучаемых явлений. Примерами сущностных вопросов в исследованиях по внут¬риполитической проблематике могут служить причины роста наци¬оналистических настроений среди населения или усиления соци¬альной напряженности в обществе. В контексте международной про¬блематики это могут быть вопросы об основных причинах Второй мировой войны, или о том, что следует считать началом «холодной войны», или действительно ли демократические государства пред¬почитают мирное разрешение конфликтов, а также блокирует или стимулирует глобализация развитие «мирового Юга». Все эти и мно¬гие подобные вопросы широко обсуждаются в научных публикациях и достаточно подробно освещены в современной учебной литературе.
Вторая группа дискуссионных проблем отражает спектр акаде¬мических дебатов о методологических подходах к изучению сущнос¬ти самих явлений, т.е. о концептуальных и философских вопросах проведения исследования и способах получения нового знания. Примерами современных методологических дискуссий в рамках международной проблематики являются споры о том, следует ли принять взгляды реалистов на международные отношения как на конкурентную борьбу, или, наоборот, согласиться с либералами, что современные международные отношения — это в основном отношения сотрудничества.
1.2. Прикладные политические исследования и их научный статус
научное знание о политике может рассматриваться как совокупность теоретических моделей, методологических прин¬ципов и процедур исследования, ориентированных на достиже¬ние реального политического эффекта. При этом нельзя забывать, что прикладные исследования значительно чаще, чем фундамен¬тальные, инициируются и проводятся в интересах «конкретного заказчика», что способно наложить отпечаток на их результаты.
Вместе с тем, работая над прикладными проектами, специа¬листы задают по существу те же вопросы, что и авторы фунда¬ментальных исследований. Например: Почему соседние государ¬ства начали военные действия? Почему одни граждане активно участвуют в политике, а другие остаются к ней абсолютно рав¬нодушными?
Как группы интересов воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику страны? Каким путем пойдет мировое раз¬витие? и т.д. Отвечая на эти вопросы в рамках прикладных проек¬тов, они также следуют общенаучным правилам получения ново¬го знания, которое должно отвечать следующим основным требо¬ваниям:
■ может быть проверено (верифицировано), в силу того что оно основывается на наблюдении и доказательствах;
■ свободно от ценностного аспекта, так как не включает в себя суждения о том, что хорошо или плохо, а констати¬рует некую реальность;
■ передаваемо, поскольку наука является видом социальной деятельности, а исследовательские методы создаются как объясняющие и позволяют повторять исследование широ¬кому кругу специалистов;
750 руб.