Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема развития воображения дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов воображения общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития воображения дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных воображения и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов воображения в подсистеме (умственные воображение, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественного воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования воображения, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдение педагогической практики в подготовительной группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.
Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
Цель работы: изучение процесса развития художественно-творческих воображения в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественного воображения детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественного воображения детей в технике живописи;
3. Разработка путей развития творческих воображения в области рисования живописными материалами;
4. Апробирование инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования живописными материалами.
Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно - творческого воображения.
Гипотеза: Занятия по рисованию в живописной технике способствуют развитию специальных художественно-творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, если:
1) знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами;
2) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в области рисования красками;
3) диагностировать и развивать художественно-творческое воображение детей старшего дошкольного возраста в технике рисования живописью.
Решению задач будут способствовать методы исследования:
1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественного воображения в процессе изобразительного творчества детей;
2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;
3. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты и проблематика развития воображения в психолого-педагогической науке………………………………………………...6
1.1. Воображение как свойство личности человека…………………………….6
1.2. Условия и средства развития воображения………………………………...8
Глава 2. Пути развития воображения у старших дошкольников……………12
2.1. Психологические особенности старших дошкольников…………………12
2.2. Этапы формирования воображения в изобразительной деятельности……………………………………………………………………..15
Глава 3. Опыт развития воображения старших дошкольников в процессе рисования……………………………………………………………………….. 24
3.1. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...24
3.2. Анализ полученных результатов работы………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
1,200 руб.
Проблема развития воображения дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов воображения общей и специальной направленности.
Проблема общих и специальных воображения неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание воображения, проявляющегося и формирующегося в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику воображения к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческого воображения необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческого воображения у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня воображения, иначе эти воображение могут угаснуть.
Задачи, намеченные в начале работы, полностью реализованы.
Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий повысился уровень воображения.
Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя и руководителя изодеятельности, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих воображения в рисовании.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
1,200 руб.
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 2007. – 209 c.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2008. – 311 с.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 2008. – 177 с.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. – 212 с.
5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 2008. – 390 с.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 2008. – 159 с.
8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006. – 278 с.
9. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005. – 322 с.
10. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 2006. – 344 с.
11. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 2007. – 249 с.
12. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 2005. – 386 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005. – 130 с.
14. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 508 с.
15. Романова Е. С, Потемкина О. - Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дело, 2008. – 342 с.
16. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2008. – 266 с.
17. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 2006. – 377 с.
18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – М.: ТИТУЛ, 2006. – 389 с.
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- М.: ТИТУЛ, 2006. – 412 с.
20. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 2008. – 155 с.
21. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 2005. – 218 с.
22. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 2008. – 289 с.
23. Теплов Б.М. Воображение и одаренность. – М., 2007. – 327 с.
24. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2007. – 313 с.
25. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 452 с.
1,200 руб.