Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Экономика страны складывается из региональных комплексов, но глав-ные ресурсы, как природные, так и человеческие, расположены на периферии.
В последнее время большое значение приобретает региональная состав-ляющая экономических преобразований в России. Субъекты Российской Феде-рации различаются по темпам развития, природно-географическим и социаль-но-демографическим условиям, национальным и историческим особенностям, структуре и специализации производственного потенциала. Поэтому игнориро-вание территориальной специфики может снизить эффективность антикризис-ных мер для всего народного хозяйства страны.
Региональная экономика имеет огромный потенциал и, главное, способна развиваться ускоренными темпами, для чего предусмотрены меры, направлен-ные на дальнейшее расширение и модернизацию производства, техническое перевооружение и выпуск инновационной, конкурентоспособной продукции.
Путем разработки и реализации промышленной политики осуществляется государственное воздействие на промышленную сферу. Цели федеральной го-сударственной промышленной политики определяются задачами экономиче-ского развития, а также задачами обеспечения макроэкономических приорите-тов и стратегической конкурентоспособности, создающими базу для высокого уровня рыночного (обменного) потенциала страны.
Эти цели трансформируются на региональном уровне с учетом целей и задач развития соответствующих территорий, а также исторически сложившей-ся в результате разделения труда специализации регионального хозяйства. В современных условиях особенно ярко проявилось влияние на развитие регио-нального хозяйства таких факторов, как факторы информационные, институ-циональные и организационные. В результате комбинация факторов развития каждого региона имеет своеобразный рисунок, что требует выбора методов и системы мер региональной промышленной политики с учетом не только при-родно-ресурсных, географических региональных особенностей, но и детального учета социокультурного контекста, исторически сформировавшихся традиций и особенностей жизнедеятельности соответствующего регионального сообщест-ва.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности региональной промышленной политики в условиях современного экономического кризиса на примере Рязанской области.
Соответственно цели в ходе работы будут решены следующие задачи:
• изучить сущность, причины экономического кризиса 2008 г. в Рос-сии;
• определить его влияние на реальный сектор экономики;
• отразить положение регионов в кризисных условиях;
• раскрыть антикризисные механизмы промышленной политики;
• рассмотреть социально-экономическое состояние Рязанской облас-ти и влияние на него кризиса;
• изучить антикризисные меры, предпринимаемые руководством рас-сматриваемого субъекта;
• отразить основные составляющие промышленной политики Рязан-ской области.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
При подготовке к написанию работы изучены научные труды следующих авторов: Коротков Э.М., Гончарук А. Ю., Точеная Т. И. и др. Информация для исследования почерпнута из материалов периодических изданий: «ЭКО. Эко-номика и организация промышленного производства», «Экономика и управле-ние», «Вопросы экономики», «Экономист». Оперативные данные о социально-экономическом состоянии рассматриваемого субъекта получены из интернет-источников: http://www.rzn.info (Рязанский городской сайт),
http://www.ryazanreg.ru (Правительство Рязанской области).
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Региональная промышленная политика как государственная мера противодействия кризису 5
1.1 Экономический кризис 2008 года и его влияние на реальный сектор экономики 5
1.2 Кризис и положение регионов 9
1.3 Антикризисные механизмы промышленной политики 11
Глава 2 Антикризисные меры стабилизации промышленности Рязанской области 14
2.1 Социально-экономическая характеристика субъекта 14
2.2 Влияние кризиса на развитие региона 16
2.3 Меры, предпринятые руководством субъекта в целях смягчения кризисных тенденций 19
2.4 Составляющие региональной промышленной политики 21
Заключение 24
Список используемых источников 26
Приложение 1. Требования, предъявляемые к региональной промышленной политике и основные направления обеспечения ее реализации 28
1,200 руб.
Заключение
Итак, наблюдаемый в России финансовый кризис имеет ряд особенно-стей:
1. Накопленный за ряд лет значительным финансовым и банковским ре-зервам противостоят огромные дисбалансы на товарных рынках. В условиях кризиса уязвимым становится импорт – это один из каналов поставки на внут-ренний рынок продовольствия, машин и оборудования, осложняется поддержа-ние баланса между спросом и предложением. Для сохранения объемов поставок зарубежных товаров требуются огромные финансовые и кредитные ресурсы, а кредит становится все более дорогим.
2. Во второй половине 2008 г. была нарушена банковская ликвидность. Быстрые действия ЦБ РФ как кредитора в последней инстанции, предоставле-ние кредитов ряду коммерческих банков смягчили ситуацию, но ненадолго.
3. Объемы отечественного производства потребительских товаров на-много меньше покупательского спроса, и их дефицит восполняется импортом и повышением цен.
Выделяют три группы причин нынешнего финансового кризиса: фунда-ментальные, инструментальные, поведенческие. Другие причины связаны с ме-ханизмом нахождения объема предложения денег, т.е. эмитированием долларов в соответствии с дефицитом бюджета и увеличением государственных расхо-дов США.
В современных условиях экономического кризиса необходима регио-нальная промышленная политика, которая позволила бы концентрировать со-вместные усилия на решении приоритетных задач, обеспечивающих развитие региона. Промышленная политика – это ограниченное системой права (законо-дательством) взаимодействие соответствующих субъектов (органы власти раз-ного уровня, компании, общественные объединения) по вопросам направлений, способов и средств развития промышленно-энергетического сектора экономи-ки.
Главная цель региональной промышленной политики состоит в создании условий для формирования и развития регионального промышленного ком-плекса, способного в условиях рыночных отношений адекватно отвечать требо-ваниям внутреннего и внешнего рынка.
Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения, ухудшения демо-графической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсный и производст-венно-технический потенциал региона, его конкурентные преимущества, воз-можности регионального и международного сотрудничества.
Последствия финансово-экономического кризиса 2008 года оказали влия-ние на развитие региона в текущем году. Промышленность в большей степени подверглась негативному влиянию кризиса, который затронул такие значимые для области производства, как машиностроение и производство строительных материалов.
Снижение индекса промышленного производства Рязанской области обу-словлено значительным снижением индексов в обрабатывающих производст-вах, имеющих большой удельный вес в общем объеме промышленного произ-водства.
Промышленная политика, проводимая администрацией Рязанской облас-ти, направлена на выполнение основной задачи на ближайшую перспективу: создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных и конку-рентоспособных предприятий промышленного комплекса, закрепление уже достигнутых позитивных результатов, запуска на территории области совре-менных производств.
1,200 руб.
Список используемых источников
Учебная литература
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Гончарук А. Ю. Антикризисное управление и трансформация произ-водственных систем: методология и практика – М.: Экономика, 2006.
3. Львов Д.С. Экономика развития. – М.: Экзамен, 2002.
4. Точеная Т. И. Основы и современные формы региональной промыш-ленной политики: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
5. Чепалыга А.Л., Чепалыга Г.И. Регионы России: Справочник. – М.: Дашков и Ко, 2003.
Периодическая литература
6. Бекарев А. А. Финансовая эпидемия // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2009. - № 1. – с. 14-19.
7. Веселовский М. Я. Организационно-экономический механизм про-мышленной политики региона // Экономика и управление. – 2009. - № 2. – с. 57-60.
8. Гонтмахер Е. Ш. Институт современного развития. Экономический кризис в России: экспертный взгляд: [доклад] / И. Ю. Юргенс [и др.] // Вопросы экономики. – 2009. - № 4. – с. 4-30.
9. Данильцев А. В. Государственный университет – Высшая школа эко-номики, Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики: [доклад] / Ю. В. Симачев [и др.] // Вопросы экономики. – 2009. - № 5. – с. 21-46.
10. Евстегнеева Л., Евстегнеев Р. Стратегия выхода России из кризиса // Вопросы экономики. – 2009. - №4. – с. 47-50.
11. Зверев А. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей си-туации // Экономист. – 2009. - № 1. – с. 19-26.
12. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. Экономика и организация промышленного производст-ва. – 2009. – №1. – с. 2-13.
13. Сенчагов В. К. Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2009. - № 1. – с. 49-60.
14. Холодков А. Оценка возможных вариантов регионального развития // Экономист. – 2008. - № 9. – с. 80-84.
Интернет-источники
15. http://www.rzn.info (Рязанский городской сайт).
16. Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги соци-ально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»
http://www.ryazanreg.ru (Правительство Рязанской области).
17. Проект «Комплексной программы социально-экономического разви-тия Рязанской области на период 2008-2010 гг.»
http://www.ryazanreg.ru (Правительство Рязанской области).
1,200 руб.