Актуальность. Роли и месту государства и государственной собственности в экономике стали уделять серьезное внимание с момента возникновения экономической науки. Причем разные школы по-своему трактуют эту проблему. Одни выступают с позиций необходимости и плодотворности государственного вмешательства в экономический процесс. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Третьи стоят на позиции разумного сочетания государственного и рыночного сектора экономики.
Вопросу, почему государственная форма собственности в принципе не может быть эффективной, посвящена обширная научная литература. Изначально поход против государства и государственной собственности начинает классическая политическая экономия с идеей А. Смита — «государство — ночной сторож». Прошло много лет, принципиально изменилось общество. Даже неоклассики в своих теоретических построениях допускают возможность участия государства в экономических процессах, правда, по допустимому минимуму. Но по-прежнему ряд ученых стоит на неприятии государственного вмешательства в экономический процесс.
Управление государственной собственностью – это одна из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем, имеющих две трактовки ее понимания: процесс организации представления интересов государства в органах управления акционерных обществ и назначение руководителей унитарных предприятий; комплексный процесс инвентаризации и учета государственной собственности, организации хозяйственной деятельности, мониторинга финансово-экономического состояния и оценки стоимости бизнеса, анализа бизнес-планов и выбора направлений развития производства, а также организации процесса приватизации.
Актуальность исследования проблем управления собственностью на региональном и муниципальном уровне вызвана тем, что она имеет определенные отличия от других видов собственности. Наличие упомянутых отличий требует применения особых приемов управления. В этом плане муниципальная собственность может послужить основой экономического развития.
Целью работы состоит в исследовании региональных и местных структур управления имуществом. Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления государственной собственности. В этих целях определить понятие «государственная собственность» и рассмотреть процесс его развития.
2. Провести анализ региональных и местных структур управления имущества.
3. Разработать предложения, направленные на совершенствование управления имуществом на муниципальном уровне.
Степень исследований в данной сфере можно оцепить как глубокую. Основой для рассмотрения проблем управления собственностью явились работы зарубежных и отечественных э. Однако применительно к российской действительности количество научных работ, готовых к практической реализации в сфере управления собственностью на региональном и муниципальном уровне, можно оценить как ограниченное.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью 5
1.1 Развитие и сущность понятия государственной собственности 5
1.2 Принципы управления государственной собственностью 10
Глава 2. Анализ управления имуществом на примере Волгоградской области 14
2.1 Управление государственным имуществом 14
2.2 Управление муниципальным имуществом 25
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию системы управления государственной собственностью на муниципальном уровне 30
3.1 Пути повышения эффективности управления муниципальным имущественным комплексом 30
3.2 Совершенствование структуры управления собственностью на муниципальном уровне 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
1,200 руб.
Исследования, проведенные в данной работе, позволили сформулировать следующие теоретические и практические выводы.
Государственная собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения объектов собственности, в первую очередь, средств и результатов производства, в целях осуществления важнейших функций государства для обеспечения потребностей населения страны и ее территорий. Управление государственной собственностью – это управление ее воспроизводством, использованием и трансформацией, что особенно важно для переходной экономики России. Поскольку оно является одной из форм общего менеджмента, то при его осуществлении нужно учитывать «родовые» признаки последнего.
Значение муниципального имущественного комплекса определяется его составом и структурой, степенью адаптации в экономическую систему территории и зависит от экономической ситуации в регионе и стране. При определенных условиях муниципальный имущественный комплекс может оказывать ощутимое влияние на экономику муниципального образования и способствовать позитивному развитию экономической ситуации. Очевидно влияние показателей функционирования муниципального имущественного комплекса на доходы местного бюджета, на удовлетворение социальных потребностей местного сообщества, включая обеспечение трудоустройства населения.
Исследование эффективности использования имущественного комплекса г.Волгограда показывает, что он обеспечивает вклад в формирование доходной части бюджета, значительно превышающий арендные поступления и доходы от приватизации, продажи муниципального имущества и может рассматриваться в качестве весомой составляющей при разработке и реализации экономической политики органов местного самоуправления Волгограда. В основном данные поступления в бюджет города формируются за счет налоговых доходов от использования муниципального имущественного комплекса в хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Неналоговые доходы в 5 – 6 раз ниже налоговых доходов.
Объективное решение вопроса об эффективности использования объектов, находящихся в областной и муниципальной собственности, может быть обеспечено только при рассмотрении альтернативной возможности ее повышения путем изменения формы собственности. При этом индикативное планирование, как составная часть стратегического управления, является основой повышения эффективности управления областными и муниципальными ресурсами.
Муниципальная собственность является основой реализации экономической политики муниципального образования. Чтобы управление собственностью было эффективным, необходим комплекс административных, экономических и законотворческих действий, которые должны быть объединены единой политикой и нацелены на сбалансированное развитие муниципального хозяйства.
Подводя итоги необходимо сказать, что к числу актуальных проблем государственной собственности относятся: создание эффективной региональной системы управления государственной собственностью, формирование механизмов управления собственностью, расширение способов и механизмов процесса управления государственной собственности через разнообразие форм ее вовлечения в региональный воспроизводственный процесс, ведение информационно - аналитической базы о составе и состоянии объектов краевой государственной собственности, разработка и принятие критериев оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности управления государственной собственностью и ее вклада в развитие региона.
1,200 руб.
1. Гражданский кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2009. Ч. 1-3.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от ред. от 16.10.2006.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Правовая система КонсультантПлюс.
3. Анимица Е.Г., Тернышный А.Г. Основы местного самоуправления: учебник. – М.: ИНФРА, 2000. –208c.
4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. –687c.
5. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. - М.: Изд. дом “Восточный рубеж”, 2000.
6. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. — Новосибирск: ЮКЭА, НПК «Модус», 1996. — 416 с.
7. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. - М.: "Наука и экономика". 1999. - 151 с.
8. Государственное и муниципальное управление. Справочник. Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. М., 2003.
9. Государственное и муниципальное управление. Уч. пособие под ред. Профессора Коваленко Е.Г. М:ИНФРА-М, 2008
10. Клинова С.П. Проблемы эволюции государственной собственности в рыночной экономической системе // Актуальные проблемы в транзитивной экономике. Сборник статей научно-практической конференции. — ВГУ.
11. Макаров В.Л., Глазырин М.В. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований // Экономист. 2003. № 4.
12. Муниципальное управление: Учебн. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов и др. – М.: Муниципальный мир, 2002.
13. Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной собственностью. - М.: ГАУ, 1998.
14. Пикулькин А.В. Система государственного управления. – М., 2004.
15. Политическая экономия: Учеб.-метод. пособие для высш. парт. школ / Ред. кол. : Г.Я.Кузнецов (отв. ред.) и др. — 2-е изд., до-раб. — М.: Мысль, 1985. — 412 с.
16. Половинкин, П.Д., Савченко, А.В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. — М. : Экономика, 2000. — 221 с.
17. Решение коллегии администрации Волгоградской области от 25.06.2002г. № 5/16 “О результатах работы балансовой комиссии по установлению основных экономических показателей и определению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Волгоградской области и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Волгоградской области, на 2009 год”. - Волгоград, 2009
18. Россия - 2015: оптимистический сценарий / под ред. Л.И. Абалкина. М, 1999.
19. Талапина Э.В. Управление государственной собственностью. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
20. Управление государственной собственностью. / Под ред. В.И.Кошкина. – М.: ЭКМОС, 2002.
21. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований // под ред. Н.Г. Сычева, К.И. Таксира. М, 2002.
22. Широков А.Н., Юркова С.Н. Основы управления муниципальной собственностью. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2002.
1,200 руб.