Новое время находится в ином отношении к средним векам, чем средние века к античному миру. Обосновать это можно по разному. Изначально, когда мировая цивилизация разделилась на три части, происходит объединение истории в начале нового времени в широких масштабах. В древности главным культурным морем было Средиземное, а в средние века к нему прибавились еще два новых «средиземных» моря - Немецкое и Балтийское. Но древность и средние века одинаково находятся еще в морском периоде всемирной истории. С того момента, как в 1492 году открыли Америку, а в 1498 году - морской путь в Индию, начался океанический период всемирной истории. Этот период, последние четыре столетия с XVI по XIX век, ознаменовал новое время.
Средние века положили начало истории новых европейских народов, пришедших на смену грекам и римлянам, которым суждено было потом играть главную роль во всемирной истории. С их приходом закончила свое существование целая цивилизация, закончился античный мир: переход от античного мира к средним векам это и есть в известном смысле перерыв всемирной истории, такой же перерыв, какой существует при переходе от Востока к Греции и Риму. Только в этом случае переход осуществляется из одной части света в другую, а в первом - от одних народов к другим.
Средние века и новое время - это главным образом история не разных миров, а история одних и тех же народов, одного и того же культурно-исторического типа. Здесь не было никакого перерыва, ни конца одного развития, ни начала другого, что наблюдается при переходе от античного мира к средним векам. Наоборот, это два периода в одном и том же развитии. Даже если принять, что перерыв истории при переходе от античности к средневековью имеет лишь условный и относительный смысл, и что средние века все-таки вышли из античного мира, то и здесь большая разница между обеими рассматриваемыми переходными эпохами.
По своей сути переход классической древности в католико-феодальное средневековье был регрессом, т.е. упадком и в экономическом, и в культурном, и в политическом отношении. Совсем другое можно наблюдать в переходе от средних веков к новому времени. Здесь совсем наоборот, просматривается историческое развитие прогрессивного характера. То, что было уже один раз совершено античным миром, в особенности Грецией, опять повторилось в истории Западной Европы как в области экономического, так и в областях культурного и политического развития и именно в новое время. Логично, что в новой истории все это получило и более широкие размеры, и более глубокое значение, но суть дела одна и та же, т.е. развитие промышленности и торговли, развитие светской культуры и развитие общественной самодеятельности.[4]
750 руб.
Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Периодизация эпохи средневековья в Европе……………………………………... 4
2. Новый этап развития экономики Европы…..…………………………………........ 6
Заключение…………………………………………………………………………… 10
Список используемой литературы………………………………………………….. 12
750 руб.
У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VIвв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западнославянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры. Восточными соседями средневековых европейцев были жители древнерусских княжеств, позднее - Московского государства, юго-восточными – византийцы вместе с болгарами и сербами. Северную Африку, а затем и большую часть Пиренейского полуострова завоевали в VII-VIIIвв. арабы-мусульмане. Со второй половины XVв., после захвата Османской империей Византии, Сербии, Болгарии, Европа подверглась нападениям турок. Со всеми окрестными народами европейцы поддерживали различного рода контакты. Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме.
Изучение европейского средневековья началось в конце XVIII – начале XIXв., с формированием современной исторической науки. Историки Франции (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ж. Мишле, А. Сэ), Германии (Ф. Шлоссер, Г. Маурер, К. Лампрехт), Англии (Т. Роджерс, Ф. Сибом), России (Т.Н. Грановский, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев) всесторонне исследовали феодализм как экономическую и политическую систему. С начала XX в. растет интерес к культуре средних веков, складывается культурологическая медиевистика. В качестве примеров можно привести работы Й. Хейзинги (знаменитая книга «Осень средневековья»), историков религии и философии Э. Жильсона и Ж. Маритена, историка искусства Э. Панофского, труды русских ученых И.М. Гревса, Л.П. Карсавина, О.А. Добиаш-Рождественской, П.М. Бицилли. Во второй половине нашего столетия многие медиевисты пытаются дать целостную картину цивилизации средневекового Запада, обобщая самые разные исторические и культурологические материалы (французы М. Блок, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, российский ученый А.Я. Гуревич).
В современной науке о средних веках много спорных вопросов и нерешенных проблем. Одной из них является деление средних веков на периоды. Как и ранее, примем наиболее распространенную среди историков схему, согласно которой выделяются: раннее (V-середина XIв.), развитое, зрелое или «высокое» (конец XI-XVв.) и позднее (XVI-начало XVIIв.) средневековье.
Относительный консерватизм и устойчивость средневековой экономики во многом определялись господством «духа традиционализма» в обществе. Это проявлялось в унаследованном от более ранних аграрных обществ стремлении поддерживать лишь получение жизненного минимума в рамках простого воспроизводства. Традиционный тип потребления в условиях сохранения самообеспечивающегося хозяйства определял достаточно узкий спрос.
К середине XI века сложилась национальная, экономическая, политическая и культурная система средневековой Европы, ее самостоятельность была закреплена в 1054г. разрывом между западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) ветвями христианства. Культура этого периода, сочетавшая варварские и римские элементы, сильно отставала в своем развитии от культур Византии и арабского Востока.......
750 руб.
1. Вебер М. «История хозяйства. Город» // М.:Канон, 2001г.
2. Кулишер И.М. «История экономического быта Западной Европы» // М.: Социум, 2004г.
3. Гуревич А.Я. «Начало феодализма в Европе» // С-Пб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999г.
4. Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового Запада» // М.: Прогресс, 2003г.
5. Карпов С.П. «История средних веков» // М.: Анонс, 2003г.
750 руб.