Одним из популярных в России писателей XX – XXI вв. является А.А. Кабаков. Писать прозаик начал еще при советской власти в основном, в стол. Читал друзьям вслух. Некоторые его рассказы печатались в «Литературной газете», «Московском комсомольце», журнале «Крокодил». Но по-настоящему А. Кабаков прославился после публикации повести «Невозвращенец» и с тех пор занял свою нишу на литературной арене.
Одно из последних творений Кабакова сборник «Московские сказки», опубликованный в 2005 году. Известный прозаик современности, в своей новой книге «Московские сказки» обращается к жанру литературной сказки, виртуозно перелагая на «новорусский» лад, об этом сообщается в анонсе к сборнику, уже известные читателю сказки и бродячие легенды.
Сказка объект детального рассмотрения многих известных ученых. Наиболее ценными работами в области изучения народной сказки являются исследования В.Я. Проппа, В.П. Аникина, Э.В. Померанцевой, Ю.И. Юдина. Они отмечали такие свойства сказки, как фантастический вымысел, традиционность ее мотивов, и в то же время вариативность текста, его изменчивость.
Со временем в литературоведении сложилось такое понятие, как литературная сказка, авторская сказка или писательская сказка что, в целом, означает одно и тоже.
Однако до настоящего времени в литературоведении нет единого ответа на вопрос: что считать литературной сказкой:
1. произведение, которое сам автор так называет;
2. произведение, которое удовлетворяет идейно-эстетическим принципам фольклорной сказки;
3. прозаическое или стихотворное произведение, активно использующее элементы фольклорной поэтики (не обязательно сказочной, это может быть и легенда, и былина, и т.д.);
750 руб.
I. Введение 3
II. Своеобразие жанра сказки в произведениях А. Кабакова 7
III. Заключение 18
Список литературы 20
750 руб.
Несмотря на отсутствие однозначного определения литературной сказки, на основании рассмотренных нами «Московских сказок», можно определить, что такое литературная сказка А. Кабакова:
1. произведение, которое сам автор так называет (А. Кабаков все обозначенные нами сказки определил в сборник «Московских сказок»);
2. прозаическое произведение, активно использующее элементы фольклорной поэтики, по-преимуществу городской легенды.
Действие книги перенесено в Москву. Это произведение – бытоописательный реализм, совмещенный с фантазией.
Литературная сказка А. Кабакова также обретает жанровые особенности, отличающие ее от народной и лубочной сказок:
а) установка на вымысел, характерная для народной сказки, заменяется в литературной сказке А. Кабакова условной достоверностью, которая достигается не соединением сказки с «былью», как в лубке, а мотивацией особой ситуации, в которую попадает главный герой «сказки»;
б) иное пространство и время, место действия в литературной сказке реальное, но «реальность» особая, воссоздаваемая автором (московский мир);
в) фантастика в литературной сказке мотивируется автором нередко особым состоянием героя (странствием «Странник», мечтой «Огонь небесный»);
г) в систему традиционных персонажей вводится дополнительный, который является посредником между автором и другими героями;
д) создавая собственные сюжеты, А. Кабаков часто использует жанр городской легенды, а не фольклорной сказки, заимствуя некоторые ходы их из художественной литературы, каждый раз полагаясь на собственный вымысел.
С помощью сквозных персонажей, переходящих из сказки в сказку, новой реализации известных преданий, легенд, сказочных персонажей А. Кабаков достигает в «Московских сказках» единого целого, каждая составляющая которого (отдельно взятая сказка) это путь к истине, познать и понять которую можно только соединив вместе все составляющие. Современная Москва, специфическая для человека XXI века лексика, ирония и каждый раз элемент чудесного помогают читателю не только убедиться в реальности происходящего, но и поверить, что реальность эта может быть прекрасной, все в руках человека.
750 руб.
Источники:
1. А.А. Кабаков Московские сказки/ Александр Кабаков. – М.: Вагриус, 2006. – 301 с.
Теоретические работы по теме:
2. Мелетинский Е.М. «От мифа к литературе» Е.М. Мелетинский – М.; 2000.
3. Померанцева Э.В. «Писатели и сказочники» Э.В. Померанцева – М.; Сов. писатель 1988.-357,[2]с.
4. Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Пропп – М.; Лабиринт 1998 - 512с - (Собрание трудов).
5. Пропп В.Я. «Поэтика фольклора» В.Я. Пропп – М.; Лабиринт 1998 – 351с - (Собрание трудов).
6. Пропп В.Я. «Сказка. Эпос. Песня» В.Я. Пропп – М.; Лабиринт 2000 – 368с. – (Собрание трудов).
7. Пропп В.Я. «Фольклор. Литература. История: Собрание трудов» В.Я. Пропп; Ред. В.Ф. Шевченко – М.; Лабиринт 2002 – 464с.
8. Прохорова Т.Г. «Постмодернизм в русской прозе» Т.Г. Прохорова – Казань, 2005.
9. Скоропанова И.С. «Русская постмодернистская литература» И.С. Скропанова – М.; 2001.
10. Юдин Ю.И. «Русская народная бытовая сказка» Ю.И. Юдин.– М.; Академия 1998–256с.
Научно-критическая литература:
11. Орлова, Г.К. Русская сказка конца XIX – начала XX века: типология, основы поэтики/Г.К. Орлова//Филологические науки. – 2001. - №5.- с.30-35.
12. Шустов, М.П. Перспективы литературной сказки/М.П. Шустов//Литература в школе. – 2002.-№9.-с.19-20.
13. Шустов, М.П. Всякая ли современная сказка то, за что себя выдает?/М.П. Шустов//Литература в школе. – 2006. -№3.-с.23-24.
Учебная и справочная литература:
14. Литературная энциклопедия терминов и понятий/РАН; ИНИОН; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.– М.; НПК Интелвак 2003 – 1596с.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия/ Под ред. С.А. Токарева.– Т.2, М.; Олимп 2002–719с.
750 руб.