1 Транспортное обслуживание как элемент туристской индустрии.
Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью из источника в посещаемом месте.
Турист – потребитель тура, туристских услуг или, обобщённо, туристского продукта.
Турист – временный посетитель местности, населённого пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более двенадцати месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего постоянного проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночёвку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с лечебными, познавательными, деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью из источника в месте временного пребывания.
Основные элементы туристского продукта:
1. Размещение.
2. Транспортные перевозки.
3. Культурно-экскурсионные услуги.
4. Питание.
5. Страхование и медицинские услуги.
6. Паспортно-визовые формальности (оформление загранпаспортов гражданам РФ и оформление приглашений иностранным гражданам).
7. Работа с посольствами и консульствами (оформление виз гражданам РФ).
8. Шоппинг (предприятия торговли).
9. Международная связь.
10. Охрана.
Минимальное количество элементов туристского продукта – два. Перевозка – неотъемлемая часть туристского продукта (перемещение туристов за пределы места постоянного проживания).
Выделяют следующие виды перемещения:
1. Активные (с помощью мускульной силы человека).
2. Пассивные (с помощью транспортных средств).
Традиционно всё разнообразие транспортных средств делится на следующие виды транспорта:
1. Автомобильный
2. Воздушный
3. Морской
4. Речной
5. Железнодорожный
6. Гужевой
7. Информационный* (для перевозки пассажиров не используется; предназначен для передачи информации)
8. Трубопроводный** (в туризме не используется)
В туризме используют следующие виды перемещений, как активные, так и пассивные (согласно М. Б. Биржакову):
I. Наземные
1. С помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши)
2. С помощью животных
3. При помощи механических средств:
• Автомобильный транспорт
• Рельсовый транспорт
• Транспорт на воздушной подушке
II. Воздушные
1. воздушные шары и дирижабли, дельтапланы, парашюты
2. вертолёты
3. самолёты
4. космические аппараты
III. Водные
1. плоты и гребные лодки
2. парусные суда
3. маломерный флот с механическим приводом
4. речные и морские суда с дизельным двигателем
5. речные и морские суда с атомным двигателем
6. суда на воздушной подушке
7. подводные суда
Выбор транспортного средства при организации тура определяется следующими критериями:
• расстояние
• наличие транспортной инфраструктуры (дороги, аэропорты, и т. д.)
• желание клиента
• финансовые возможности клиента
Основные элементы транспортной инфраструктуры:
1. Транспортные пути.
2. Транспортные узлы.
3. Предприятия обслуживания и ремонта транспортных путей и транспортных средств.
4. Предприятия обслуживания пассажиров и грузов.
500 руб.
1 Транспортное обслуживание как элемент туристской индустрии. 1
2 Перемещения с помощью мускульной силы человека. Пешеходные туры и турпоходы. 3
Разработка маршрута 4
3 Гужевой транспорт. 5
4 Автомобильный транспорт. 7
4.1 История развития автомобильного транспорта. 7
4.2 Виды автомобилей. 7
4.3 Дороги. 8
4.4 Автотуризм. Особенности и перспективы. 9
4.5 Прокат автомобиля. 10
4.6 Автобусные перевозки и туры. Требования к туристическим автобусам. 12
4.7 Правила перевозок пассажиров автобусами. 13
5 . Железнодорожный транспорт. 14
5.1 Железные дороги России. 14
5.2 Туристические поезда. 16
5.3 Правила перевозки пассажиров и багажа ж/д транспортом. 16
5.4 Бронирование и продажа билетов туристическим фирмам. 17
6 Воздушный транспорт. 19
6.1 Технология обслуживания пассажиров. 19
6.2 Билеты. Тарифы и виды билетов. 21
7 Морской и речной транспорт. 23
7.1 Морские круизы. 23
7.2 Порядок обслуживания пассажиров во время морских круизов. 25
7.3 Яхтинг. 26
7.4 Речные круизы. 26
7.5 Речные круизы в России. 27
7.5.1 Организация перевозок речным транспортом. 27
7.5.2 Организация обслуживания туристов на речном круизе. 28
7.5.3 Экскурсионные и прогулочные перевозки на речных судах. 31
8 Транспорт 21 века. 32
500 руб.
8 Транспорт 21 века.
В последнее время в связи с новыми требованиями, предъявляемыми к транспортным средствам (скорость, безопасность, экологичность, комфорт) появились принципиально новые разработки в области транспортного машиностроения. Некоторые из этих разработок уже активно внедряются в жизнь, прежде всего в странах Европы, и не исключено, что уже через 10 – 15 лет нам придётся пользоваться абсолютно новыми видами транспорта. Итак, рассмотрим несколько из наиболее перспективных транспортных средств будущего.
I. Летающие машины.
Будут представлять собой сверхлегкий летательный аппарат с полноценным салоном (как у современных автомобилей), с обогревателями, магнитолами и так далее. Взлетать такие \"крылатые автомобили\" смогут с любого поля, а максимальная дальность их рейса составит несколько сотен километров. Приблизившись к месту назначения, летающая машина совершит вертикальную посадку, ее крылья спрячутся в специальный отсек, и последние километры этот аппарат преодолеет по обычной автодороге.
Перспективы реализации.
Специалисты полны оптимизма. Фирма Pegasus уже достаточно давно выпустила на рынок сверхлегкие самолеты с закрытыми салонами. Некоторые из этих машин развивают скорость 200 километров в час и способны находиться в воздухе до четырех часов.
Предполагают, что гибрид автомобиля и сверхлегкого самолета будет стоить около 50 тысяч долларов.
Недостатки.
Возможные авиакатастрофы, пьянство за штурвалом. Кроме того, как и в случае с самолётами движению может мешать нелётная погода. Длительный срок обучения управлением – более года.
II. Реактивный рюкзак
Аппарат с небольшим реактивным двигателем, похожий по внешнему виду на большой туристический рюкзак. Ракетный двигатель, встроенный в этот аппарат, может работать лишь очень недолго, и в лучшем случае с его помощью можно будет добраться до ближайшего магазина и обратно. Возможно, спасатели смогут применять реактивный рюкзак для того, чтобы снимать котов с деревьев, мойщики окон - для работы под крышами небоскребов, а каскадёры – для эффектных трюков.
Перспективы реализации.
Вряд ли, хотя прототипы были испытаны еще несколько десятилетий назад. Такие аппараты стоят очень дорого, а их надежность до сих пор крайне невысока.
Недостатки.
Сложность конструкции, большой риск травм, сложность управления.
III. Автоматические такси
Капсулы, которыми управляет компьютер, будут ездить по фиксированным маршрутам, но зато смогут останавливаться в любом нужном месте, в любое время суток и при любой погоде. Стоимость проезда в таком такси будет такой же, как цена билета на автобус, скорость движения будет достигать 50 километров в час. Энтузиасты этого вида транспорта утверждают, что аварии практически исключены: во-первых, за всем будет следить компьютер, а во-вторых, трассу оградят заборами и насыпями.
Такие капсулы будут расходовать на 75% меньше энергии на пассажиро-километр, чем обычные машины. По сравнению с автобусами, экономия составит 50%.
Перспективы реализации.
Автоматические такси уже испытывают в Кардиффе (Великобритания), и к 2006 году на трассу в этом городе выведено более 160 компьютеризированных капсул.
Планируется использовать такие капсулы в крупных городах в качестве общественного транспорта, а так же в аэропортах для доставки пассажиров от одного терминала к другому.
Недостатки.
Высокая стоимость самого полотна и ограждений, а так же медленная окупаемость проекта. Предполагается так же, что машины могут пострадать от вандалов и хулиганов.
IV. Автомобили на топливных элементах
100% экологически безопасные автомобили, не требующие бензина. Возможны автомобили с двигателями, перерабатывающими обычный мусор. Не исключено также, что будут использоваться водородно-кислородные топливные элементы (вода в качестве топлива). Жизнь и здоровье их пассажиров будут обеспечивать сложнейшие компьютерные устройства. Форма таких машин должны стать более округлой, а при их изготовлении следует использовать материалы с программируемой деформацией. Кроме того, такие автомобили планируется снабдить сенсорами, которые будут следить за дорогой вместо водителей, не уставая и не отвлекаясь на разговоры с попутчиками.
Перспективы реализации.
Машины на топливных элементах, должны появиться на улицах европейских городов через 10 – 15 лет. Первый водородный автобус уже курсирует в Лондоне (Великобритания).
Недостатки
Дороговизна.
V. Поезда на магнитной подушке
Поезда на магнитной подушке буду развивать скорости до 500 километров в час - они будут лишь на 30-40% медленнее привычных нам самолетов. Такие составы будут левитировать в нескольких сантиметрах от специальных рельсов, над которыми будет создано мощное магнитное поле. Это позволит существенно снизить силу трения, а значит, сэкономить энергию и увеличить скорость движения.
Перспективы реализации.
Поезд на магнитной подушке уже эксплуатируется в Шанхае. В Европе возможность строительства таких систем обсуждают, прежде всего, в Германии и Великобритании.
Недостатки
Главный из них - стоимость нового средства транспорта. В Китае изначально планировали соединить путями для магнитных поездов Шанхай и Пекин, но от этой идеи отказались из-за огромных затрат.
VI. Электронный самокат
Двухколёсный самоходный самокат Segway, развивающий скорость до 30 километров в час. Работает на обычных аккумуляторах. В вертикальном положении Segway удерживает сложная система гироскопов, работающая под управлением микропроцессора.
Самокат позволяет быстро добраться от дома до работы, минуя при этом автомобильные пробки и шумные запыленные магистрали.
Перспективы реализации.
Segway уже продается и в Европе, и в США. Он стоит около 5400 долларов.
Недостатки.
Самокат может преодолевать лишь относительно небольшие расстояния – можно передвигаться только в черте города.. Кроме того, он боится дождя, снега и уж тем более льда. И, наконец, им довольно сложно управлять.
VII. Струнный транспорт Юницкого (СТЮ).
СТЮ представляет собой специальный автомобиль на стальных колесах (рельсовый автомобиль), размещённый на двух рельсах-струнах, установленных на опорах. Этот вид транспорта предназначен как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Существуют различные варианты СТЮ - микро-, мини-, макро-, грузо- и гравиСТЮ, отличающиеся размером автомобиля – кабины и силой натяжения струнного пути.
Предполагается, что данный вид транспорта станет в будущем одним из самых популярных.
Перспективы реализации.
СТЮ прошёл испытания в г. Озеры Московской области (Россия), но внедрение данного вида транспорта тормозится отсутствием финансирования.
Недостатки.
Дороговизна строительства транспортных путей.
500 руб.