Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Основная ошибка многих учителей, начиная с начальной и кончая высшей школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение материала. Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в незнании как правильно выработать умения учебного труда. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения.
В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения.
Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психологии, а также особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей самостоятельно работать.
Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.
Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов. В работе лучших учителей накоплен значительный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся. Эти недостатки массовой практики объясняются, как было указано выше, неразработанностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках.
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор данной темы исследования.
Проблеме развития и формирования личности как в условиях обучения в школе, так и в семье посвящено множество работ педагогов и психологов, таких как Р. С. Немов, Н. В. Бордовская, А. М. Столяренко, И. А. Зимняя, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, и другие.
Изучением особенностей формирования и развития личности подростков занимались С. М. Семенюк, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и другие
3,000 руб.
Введение 3
1 Теоретические основы изучения самостоятельности у подростков 6
1.1 Психологическая характеристика личности подростка 6
1.2 Личность учащегося в педагогическом процессе 12
1.3 Формирование самостоятельности личности как психолого-педагогическая проблема 19
2 Практическое исследование формирования самостоятельности личности подростков 26
2.1 Обзор диагностических методик, используемых в работе 26
2.2 Анализ результатов диагностики 31
2.3 Выводы и рекомендации 51
Заключение 55
Глоссарий 57
Список использованных источников 59
Приложение А Локус контроля 63
Приложение Б Личностный дифференциал 65
Приложение В Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 66
Приложение Г Методика для изучения социализированности личности учащегося 67
Приложение Д Тест Кеттела 68
Приложение Е Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» 76
Приложение Ж Корреляционные взаимосвязи результатов (по результатам первичной диагностики) 83
3,000 руб.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст: учебник. – М.: Академический проект, 2006. – 701 с. – ISBN 5-902766-13-3
2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с. – ISBN 5-94723-492-0
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики Текст: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 192 с. ISBN 5-7695-0658-Х
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. – ISBN 978-5911-808-464
5. Бокум, Д. Психология развития. / Д. Бокум, Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2008. – 940 с. – ISBN 978-5-94723-187-8
6. Большая энциклопедия психологических тестов Текст. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – ISBN 978-5-699-13698-8
7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика Текст / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – ISBN 978-5-272-00266-2
8. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика Текст: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с. – ISBN 5-7695-0526-5
9. Возрастная и педагогическая психология Текст: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – М.: МГОПУ АНОО НОУ, 1999. – 234 с. - ISBN 5-8288-0190-2
10. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология Текст. – М.: Владос, 2005. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2
11. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности Текст. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с. – ISBN 5-272-00115-Х
12. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя Текст. – М.: Просвещение, 2001. – 205 с. – ISBN 5-09-00 3662 – 4.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст: учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с. – ISBN 5-88439-097-1
14. Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников Текст. – М.: Высшая школа, 2006. – 189 с. – ISBN 985-06-1206-1
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. - ISBN 978-5-272-00028-6
16. Кон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения Текст. – М.: Академический проект, 2005. – 735 с. – ISBN 5-8291-0266-8
17. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы Текст: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с. - ISBN 5-7567-0160-5.
18. Кравченко, А. И. Общая психология Текст. – СПб.: Проспект, 2009. – 432 с. – ISBN 978-5-392-00449-2
19. Кроль, В. М. Психология и педагогика Текст. – М.: Высшая школа, 2006. – 432 с. – ISBN 5-06-005581-7
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2001. - 464с. - ISBN 5-89144-162-4
21. Лысенко Е. М. Возрастная психология Текст: Краткий курс лекций для вузов: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – ISBN 5-305-00193-5
22. Маклаков, А. Г. Общая психология Текст: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 693 с. – ISBN 5-272-00062-5
23. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-91180-439-8
24. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество Текст: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 1997. – 456 с. - ISBN 5-7695-0185-5
25. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования Текст: учеб. для студ. педвузов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 394 с. – ISBN 5-691-00268-6
26. Немов, Р.С. Психология Текст: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 608 с. – ISBN 978-5691-011-337
27. Немов, Р.С. Психология Текст: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2005. – 512 с. - ISBN 5-09-007343-0
28. Основы психологии Текст: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2005. – 704 с. – ISBN 5-222-06930-3
29. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст Текст. – СПб.: Питер, 2006. – 237 с. – ISBN 5-469-01071-6
30. Педагогическая психология Текст: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 400 с. – ISBN 5-305-00083-1
31. Першина, Л. А. Возрастная психология Текст. – М.: Академический проект, 2005. – 255 с. – ISBN 5-902766-12-5
32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Текст: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. – ISBN 5-8046-0100-8
33. Психологическая диагностика Текст: учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. – 652 с. – ISBN 5-94723-626-5
34. Психологические основы профессиональной деятельности Текст. – М.: Логос, 2007. – 855 с. – ISBN 978-5-9292-0165-3
35. Психология человека от рождения до смерти Текст / Под ред. А. А. Реана. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 656 с. – ISBN 5-93878-029-2
36. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст / Под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с. – ISBN 5-88687-0504
37. Розенова, М. И. Психология обучения и воспитания Текст. – М.: Эксмо-Пресс, 2004. – 175 с. – ISBN 5-699-06608-Х
38. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте Текст / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 128 с. – ISBN 5-7685-0192-8
39. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. - ISBN 5-318-00252-8
40. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека Текст: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с. - ISBN 5-7556-0154-0
41. Сарычев, С. В. Педагогическая психология Текст / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 223 с. – ISBN 5-469-00921-1
42. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии Текст: учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с. – ISBN 5-89939-024-7
43. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах Текст: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 288 с. – ISBN 5-482-00178-4
44. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология Текст. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. – ISBN 5-469-00943-2
45. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология Текст. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с. – ISBN 978-5-388-00231-0
46. Столяренко, А. М. Психология и педагогика Текст: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с. – ISBN 5-238-00259-9
47. Сущенко, С. А. Социальная психология Текст. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 345 с. – ISBN 5-222-06476-Х
48. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Проективные методики Текст / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – М.: Феникс, 2007. – 478 с. – ISBN 978-5-222-11942-6
49. Шаповаленко И. В. Возрастная психология Текст. - М.: Гардарики, 2007. – 352 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5
50. Щербатых, Ю. В. Общая психология Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. – ISBN 978-5-388-00230-3
51. Энциклопедия психологических тестов – 3 Текст. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. – 360 с. – ISBN 5-275-00067-7
3,000 руб.