В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, одной из важнейших социально-экономических проблем страны становится проблема занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства.
Занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и выхода из сложившейся обстановки в России.
Поэтому проблема занятости населения является наиболее актуальной в настоящий момент. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях кризиса и выхода из него российской экономики.
Теоретическую основу данной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами, в частности таких как: Бикчантаева А. И., Капелюшников Р. И., Бреева Е. Б., Зибарев Д.Б., Низова Л. М., Никифорова А. А. и многие другие. Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, отчет департамента ГСЗН Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.
Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов в качестве самостоятельного объекта анализа или как части комплексной проблемы государственного регулирования рыночной экономики, ключевые вопросы трансформации государственного воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов безработицы и занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях глобального финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть экономическое содержание занятости населения как экономической категории;
2. проанализировать основные тенденции в занятости в условиях современного состояния рынка;
3. дать характеристику современного состояния занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;
4. раскрыть содержание законодательной и нормативной базы системы государственного регулирования занятости;
5. рассмотреть принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях,
6. показать необходимость изменения направленности государственного воздействия на занятость и совершенствования механизмов такого воздействия;
Объект исследования – система государственного регулирования занятости населения.
Предмет исследования – отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.
В ходе выполнения работы были использованы методы теоретического и статистического анализа, а также табличные методы предоставления данных.
3,000 руб.
Проблема занятости населения является наиболее актуальной в настоящий момент. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях кризиса и выхода из него российской экономики.
На начало февраля 2009 года, по оценке Росстата, численность экономически активного населения Российской Федерации составляла 75,7 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, и по сравнению с началом 2008 года увеличилась на 1,1%.
В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек, или 91,9%, заняты в экономике и 6,1 млн. человек не имеют доходного занятия, но активно его ищут (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Общая численность безработных возросла с 4,5 млн. человек (в августе 2008 года) до 6,1 млн. человек (в январе 2009 года).
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в целом по Российской Федерации на начало февраля 2009 года составил 8,1% (в августе 2008 года – 5,8%).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла по сравнению с 1 октября 2008 года на 57,9% (722,5 тыс. человек) и достигла, по состоянию на 25 февраля 2009 года, 1969,6 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,6% до 2,6%.
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный чет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. В ходе длительной эволюции рыночной экономики в промышленно развитых странах однозначно подтверждено, что ущемление прав человека в трудовой сфере экономически не выгодно для общества в целом. Важным принципом, с позиции занятости, который должен претворяться в жизнь в среднесрочной перспективе, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами.
Финансирование государственной политики занятости предполагается полностью перевести на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.
В настоящий момент минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное- 4300 руб. Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.
Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.
3,000 руб.
1. Конституция Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12. 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс.
3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от 22.08.04 № 122-ФЗ.
4. Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р)
7. Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
8. Барсукова С. Ю. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. Том 5. № 1. М., 2005.
9. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации // Человек и труд. 2007. - № 5. С. 32-36.
10. Бикчантаева, А. И. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости // Экономические науки. - 2007. - № 9. - С. 36-40.
11. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
12. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001.
13. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость / К.Х.Брайер // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1; Пер. с англ. М,; Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С.6З-70.
14. Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.
15. Варшавская, Е. Я. Непостоянная занятость: российский вариант / Е. Я. Варшавская, И. П. Поварич // Управление персоналом. - 2008. - № 13. - С. 44-46
16. Занятость населения и ее регулирование: учеб-мет. комплекс. МарГТУ. Сост. Л. М. Низова. Йошкар-Ола, 2003.
17. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование. Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 2004.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. М., 2003. С. 152.
19. Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2006. C. 141-152. (0,6 п.л.).
20. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2008. №12. C. 30-32.
21. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация/ Мировая экономика и международные отношения. 2004. №9. С. 19.
22. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2. Изд. Т. 23. С. 626.
23. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. - 2006. - № 10.- С. 19-40.
24. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика : отраслев., профессионал., образоват. структура занятости / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2006. - № 10.- С. 19-40.
25. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2007. — №5.
26. Кейнс Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег». – М.: Прогресс, 2004.
27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.: ИНФРА-М, 2006.
28. Кошанов А., Мельдаханова М. Об обновлении концепции занятости и рынка труда // Общество и экономика. – 2007. — №11-12. – С. 162-182.
29. Кучма М. Меры, направленные на обеспечение занятости населения // Человек и труд. - 2006. - № 9. С. 32-35.
30. Кэмпбелл, Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М.: Республика. 1992. С. 334.
31. Мальтус Т., Кейнс Д. Антология экономической классики. М, 1993. С. 353.
32. Маратканова, Е. В. Принципы и функции психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения безработных граждан / Е. В. Маратканова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 87-96.
33. Маршалл А. Принципы экономической науки. М. 1993. Т. 2. С. 29.
34. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. 1998. Т.19. C.91-102.
35. Монусова Г. А. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? // Вопросы экономики. – 2006. — №9. – С.113-129.
36. Мэнкью Н.Грегори. Макроэкономика. М. , Изд-во МГУ, 1994. С. 28.
37. Низова Л. М. Рынок труда и занятость населения: учеб.-метод. пособие для студентов спец. 06. 01. 00. «Экономическая теория». Йошкар-Ола, 2006.
38. Никитин Е. Трудоустройство безработных граждан / Е. Никитин // Служба кадров и персонал. 2006. -№ 4. – С. 105-110.
39. Основные социально-экономические показатели: демография, уровень жизни, заработная плата, потребительские цены, доходы, занятость населения // Профсоюзы и экономика. - 2008. - № 2. - С. 84-106.
40. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т.1, М., 1985 г.
41. Попов Ю. Н. Введение в социологию труда и занятости. М.: Аспект-Пресс, 2004.
42. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
43. Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования // Общество и экономика. – 2005. — №11-12. — С. 5-23.
44. Проблемы занятости и рынка труда в России. Выпуск 1. — М.: Институт социальной работы, 2005. – 138 с.
45. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика. – 2004. — №10. – С.120-135.
46. Рыбкина Р. В. Социология российских реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
47. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Норма, 2008.
48. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. М., 1994. С. 343.
49. Свистунова Е. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах // Человек и труд. — №2. – 2006. – с.37-41.
50. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема//Человек и труд. — №3. – 2007. – с.29-32.
51. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 2004. - № 6. – с. 51 –58.
52. Соболева, И. Реализация трудового потенциала: рынок труда / И. Соболева, И. Маслова, С. Белозерова // Человек и труд. - 2006. - № 9.
53. Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.
54. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
55. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО ТК Велби, 2007.
56. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
57. Швецов А. Н. Рынок труда и управление занятостью: Учебное пособие. – СПб: Санкт-Петербургский технический университет. Учебный центр подготовки руководителей, 2008.
58. Щеглова С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации // Человек и труд. — №3. – 2005. – с.26-28.
59. Экономика. Учеб. для экономических академий, вузов и факультетов. Под ред. А.С.Булатова, М Бек, 1995. С. 32-33.
60. www.yolatrud.ru
61. www.trudvsem.ru
3,000 руб.