Цивилизованный мир уже давно понял одну основополагающую истину: благосостояние современного общества в первую очередь зависит от сложных факторов его развития, к формированию которых это общество имеет самое непосредственное отношение. Основными такими факторами являются: наука, образование, культура, технология. Состояние образования, национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров имеет при этом первостепенное значение.
Последнее десятилетие XX века в России ознаменовалось масштабными экономическими, политическими и социальными процессами. Таким образом, изменилось и положение Российской Федерации в международных экономических взаимоотношениях. На данный момент требуется конструктивное, созидательное мышление, которое будет отвечать новым требованиям. Данное обстоятельство приобретает исключительно особую актуальность для российской экономической науки, которой в короткие сроки предстоит сформировать новое экономическое мышление практически у всех категорий населения и обеспечить широкий выход на мировую экономическую арену. В новых условиях, когда изжили себя идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает преодолевать многие препятствия, которые мешали ее активному вовлечению в интеграционные процессы мирового хозяйства.
Главная реформационная задача - обеспечить соответствие образовательной сферы новому облику российского общества, становящиеся устои которого — рыночная экономика, демократия как форма политического устройства и постиндустриализм (включающий информатизацию всех сфер общественной жизни) как этап цивилизационного развития.
Человек, получивший высшее образование, как правило, имеет хорошие знания по определенным дисциплинам, но научного характера; он хорошо понимает проблему, но не вооружен методами применения знаний для решения практических задач. Хорошо сбалансированная система образования должна включать упражнения по развитию творческих навыков, умению брать на себя ответственность решать поставленные задачи и сотрудничать с другими людьми в разрешении каждодневных вопросов.
На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм адаптации можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Образование и в России проходит многоэтапную эволюцию совершенствования и адаптации к мировому опыту.
Система формирования специалистов и менеджеров новых компетенций должна начинаться с процесса образования, т.е. получения знаний. Новые требования к менеджерам диктуют и новые требования к бизнес-образованию, которое включает подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов.
Поэтому формирование эффективных программ обучения экономическим дисциплинам в современных условиях приобрело и имеет особую актуальность не только, и не столько для специалистов экономических специальностей, но и для подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, не только в системе высшего и среднего специального образования, но во всех существующих образовательных системах.
Данная тема является актуальной как для всех субъектов системы высшего образования РФ, так и для экономики в целом.
Цель работы: анализ системы планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам в системе высшего образования
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- изучение системы планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам в системе высшего образования;
- анализ системы планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам в системе высшего образования
- анализ проблем, возникающих при планировании и реализации образовательных программ по экономическим дисциплинам.
- разработка предложений и мероприятий по решению проблем возникающих при планировании и реализации образовательных программ по экономическим дисциплинам.
Объектом исследования выступает Новокузнецкий филиал Кузбасского государственного технического университета.
Предметом исследования являются аспекты планирования общеобразовательных программ по экономическим дисциплинам в системе высшего образования на примере НФ КузГТУ.
Для анализа данной проблемы были изучены и проанализированы статьи и учебные пособия следующих авторов: Жака Делора, И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Т.А. Кравченко, Н.А. Морозовой, Коломиец Б.К., Васильевой О.А., А.А. Большакова, А.А. Бороздюхина, Панкрухина А.П., Александровой Н. А., Ладанова С., Веблена Т., Вольчика В.В., Капелюпшикова Р., Коуз Р., Полтеровича В.М., Риха А., Рязанова В.Т., Уильямсона О.И., Эрроу К, Шаховской Л. С., Иванюка И. А., Муллаярова Р.3., Аникиной Г. И., Молодоженовой В. Н., Остапенко Т. П., Зимасковой Т. Г., Смитиенко Б. М.
В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:
• анализ системы планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам и составляющих элементов макро- и микросреды высшего учебного заведения;
• системный анализ, синтез;
• комплексный подход;
• программно-целевое планирование.
3,000 руб.
Введение
I. Система планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам
1.1 Государственный стандарт высшего образования по экономическим дисциплинам
1.2 Календарные и тематические планы программ по экономическим
дисциплинам 16
1.3. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» по специальностям «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит»,«Муниципальное управление», «Управление
автомобильным хозяйством»
II. Анализ системы планирования образовательных программ по экономике на примере Новокузнецкого филиала Кузбасского государственного университета (НФ КузГТУ)
2.1 Краткая характеристика учебного заведения
2.2. Анализ системы планирования образовательных программ по экономике
Заключение
Литература
Приложения
3,000 руб.
Основой конкурентоспособности страны в мировой экономике является наличие у нее нескольких конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием конкурентоспособных фирм.
Произвести конкурентоспособный товар может только конкурентоспособная фирма. Всемирный экономический форум трактует конкурентоспособность как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».
Чтобы выпустить продукцию, которая была бы конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, она должна быть спроектирована на уровне не ниже мировых стандартов, изготавливаться на лучшем оборудовании, из лучшего сырья, с помощью лучших технологических процессов и высококвалифицированным персоналом.
В настоящее время уже подтверждено право РФ на участие в «большой восьмерке»: все статистические сведения показывают, что по уровню экономической мощи и экономического потенциала Россия на 6-7 месте в мире. Это говорит о том, что на данном этапе развития, установления статуса на мировом рынке и дальнейшего развития необходимы специалисты, направленные не только на развитие внутреннего рынка и расширения его инфраструктуры, но, в основном, на развитие внешних рынков с расширением внешнеэкономических связей.
Поэтому появились более высокие требования к уровню квалификации специалистов. Возникла необходимость подготовки специалистов нового поколения, владеющих знаниями в масштабах мирового экономического пространства. Профессиональная деятельность специалиста должна осуществляется как на национальном, так и на международном уровне. Профессионалы в сфере экономики призваны обеспечить экономический рост страны, выравнивание экономики России с экономикой ведущих стран мира, обеспечить ликвидацию бедности и подъем уровня жизни населения, а также способствовать в создании крупнейших мировых рыночных систем, в переходе от острой конкуренции к специализации и кооперации товаропроизводителей, в появлении Интернет-бизнес структур. Обеспечивать рациональное использование недр земли и национальную безопасность страны. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм адаптации можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Поэтому проблемы планирования образовательных программ по экономическим дисциплинам в определенном высшем учебном образовании гораздо сложнее и шире, чем простое соответствие тематическое и календарное государственным образовательным стандартам определенных дисциплин, они отражают в первую очередь проблемы экономического развития государства.
В качестве мероприятий по совершенствованию планирования образовательных программ по экономическим дисциплина в НФ КузГТУ предложено:
-создание департамента профессиональной карьеры;
- более широкого применения УТК для совершенствования практических навыков и академических знаний по экономическим дисциплинам;
- применение информационных технологий для совершенствования и наработки практического опыта при выполнении планово- экономических и аналитических расчетов;
- более широкого использования инновационных методов образования, используя зарубежный опыт по привлечению работодателей к учебному процессу, в целях получения практических навыков работы, развития экономического мышления и планирования карьеры в соответствии с профилем получаемой профессии.
- применение программы по курсу « Экономика фирмы», разработанной в соответствии с современными требованиями рыночной экономики автором Липсиц И.В рамках Инновационного проекта развития образования.
3,000 руб.
1. Высшее образование в XXI: подходы и практические меры . Всемирная конференция по высшему образованию. Заключительный доклад, ЮНЕСКО. Париж, 2000,135 с.
2. Жак Делор Образование: сокрытое сокровище / Предисловие к докладу международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище»: Университетская книга, 2002. - № 4. - С. 26-35.
3. И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кравченко, Н.А. Морозова Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 67 с.
4. Коломиец Б.К. , Васильева О.А. Оценка качества воспитательной деятельности в системе управления качеством образования (Методические рекомендации). Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
5. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография в двух книгах / Под обш. ред. проф. И.А Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - Кн. 1. - 337 с., КН.2. - 282 с.
6. Инновационная методика бизнес-образования в области Интернет-технологий: Учебное пособие/ А.А. Большаков, А.А. Бороздюхин и др. - Саратов: Сарат. гос. тех-нич. ун-т, 2002. - С. 9
7. Управление фирмой - от теории к практике (Использование деловой компьютерной игры «Бизнес-курс» в развитии практических навыков управления фирмой студентов экономических специальностей): Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, профессора, СГСЭУ Яшина НС. - Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2000. - С. 21.
8. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие для студентов экон. и пед. вузов и фак. - М: Интерлакс, 2005. - 239с.
9. Александрова Н. А. Образовательная услуга: основные свойства и социальная роль. // Экономическое образование: проблемы теории и практики. Материалы совещания. - Кострома, 2005. - С.39-40.
10. Россия: интеграция в мировую экономику /Под ред. проф. Зименкова Р. И. - М: «Финансы и статистика», 2002. - С. 73.
11. Ладанов С. Западные банки становятся желанными гостями //Финансовая Россия. - 12 октября 2000 г.
12. Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Борьба с бедностью. Вашингтон, 2001
13. Постановление Министерства образования науки России № ПК от 1 февраля 2007 года «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования »
14. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984.
15. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике . – Ростов-н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2000.
15. Капелюпшиков Р. «Где начало конца?.. » (к вопросу об окончании переходного периода России)// Вопросы экономики. 2001.- № 1.- С. 139.
16. Коуз Р. Фирма, рынок и право./Пер. с англ. М., 2003.- С.8.
17. Большой экономический словарь. 2-е изд. М.: «Большая Российская Энциклопедия»; СПб.: «Норинт». 2000.-С.451.
18. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики./ Пер. с англ. М., 2002. С. 144.
19. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. М., 2003.
20. Рих А. Хозяйственная этика М., 2006.
21. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 2005.
22. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. - СПб., 2003.
23. Уильямсон О.И. экономические институты капитализма СПб., 2000.
24. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизм распределения ресурсов М « «Инфра-М» 2002г
25. Приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».
26. Шаховская Л. С., Иванюк И. А. Модель маркетинг-системы развития кафедры вуза М., Маркетинг в России и за рубежом
27. Муллаяров Р.3., Шаховская Л. С. Высокие технологии в современном процессе образования. - М., Российский экономический журнал № 3, 2005 г.
28. Аникина Г. И. Адаптация российских студентов в новой образовательной среде М., Российский экономический журнал № , 2006 г.
29. Молодоженова В. Н., Остапенко Т. П. Повышение качества подготовки менеджеров «Менеджмент в России и за рубежом» 2006 г, № 10
30. Зимаскова Т. Г. Функции образования в экономической сфере М., Российский экономический журнал № 4 2004
31.Зимаскова Т. Г. Рынок бизнес-образования в России. М., Российский экономический журнал, № 5, 2005 г.
32. Зимаскова Т. Г. Перспективы развития дополнительного образования в современной экономике .М ., «Финансы и статистика»,
33.Смитиенко Б. М. Актуальные проблемы подготовки экономистов в РФ. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ « ДЕЛО» 2006 г.
34. С. Дзарасов Сквозь призму перемен – М.: // Вопросы экономики, 2005 г., № 6 – с. 144.
35. С. Меньшиков Невостребованная наука - М.: // Вопросы экономики, 2006 г., № 7 – с. 103
36. Г. Попов Контуры грядущего -М.: // Вопросы экономики, 2004 г., № 3 – с. 65
37. С. Дзарасов Возвращение политической экономии – М.: // Вопросы экономики, 2006 г., № 8 – с. 156.
38. А. Бакланов Тенденции мирового образовательного процесса – М.: // Вопросы экономики, 2003 г., № 9 – с. 165.
39. И. Галочкин Мотивы экономического поведения – М.: // Вопросы экономики, 2002 г., № 9 – с. 123.
40. О. Осипова Страх перед свободным плаванием– М.: // Вопросы экономики, 2004 г., № 3 – с. 112.
41. Т. Золотухина Укрепление и рост российской экономики – М.: // Вопросы экономики, 2003 г., № 1 – с. 98.
42. Нуреев Р. Социальные субъекты современной России – М.: // Мир России, 2001 г. № 3 – с. 8
43. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции – М.: Мысль, 2003 г.
44. Олейник А. Дефицит общения в науке – М.: // Общественные науки и современность, 2004 г., № 1 – с. 18.
45. Полтирович В. «Институциональные ловушки» и экономические реформы. – М.: // Экономика и математические методы, 2001 г., № 2 – с. 94.
46. В. Андрефф Реструктуризации российской экономики – М.: // Вопросы экономики, 2003 г., № 7 – с. 57
47. Е. Гайдар Государство и эволюция. – М.: Евразия, 2003 г.
48. Г. Зюганов Глобализация и судьба человечества. – М.: Молодая гвардия, 2002 г.
49. В. Лисин Инвестиционные процессы в российской экономике. – М.: // Вопросы экономики, 2004 г., № 4 – с. 49
50. А.Белоусов Развитие российской экономики (макроэкономический аспект). – М.: // Проблемы прогнозирования, 2004 г., № 6 – с. 10
3,000 руб.