Нормативные правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативные правовые акты — основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент .
По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных — правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.
Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов негосударственных организаций (уставы партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но неуполномочен на принятие указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
Цель работы - рассмотреть понятие и виды нормативных правовых актов.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВЫЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК ПРАВА 5
1. 1. Классификация нормативных актов 5
2. ЗАКОНЫ И ИХ ВИДЫ 8
2. 1. Особенности разработки и принятия законов 8
2. 2. Классификация законов 12
3. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ИХ ВИДЫ 14
4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО ЛИЦАМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1,200 руб.
В заключение можно сделать следующие выводы:
Нормативные правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Нормативные правовые акты имеют свои особенности: они имеют государственный характер; принимаются строго определенными субъектами, уполномоченными на то государством; принятию актов предшествует определенная процедура и требования к содержанию и форме; акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия и всегда содержат юридические нормы.
Нормативные правовые акты классифицируются по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.
По юридической силе различают: законы — акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие. Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций.
Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Закон — это акт высшего представительного органа Российской Федерации или представительного органа субъекта Федерации, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией и регламентами представительных органов власти.
Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и опубликование (промульгация) закона.
Все законы могут классифицироваться:
- по значимости и юридической силе — законы конституционные и обыкновенные (текущие);
- по органу, принимающему закон, различаются общефедеральные законы и законы субъектов Федерации.
- по объему и объекту регулирования — общие и специальные законы.
Подзаконный нормативный правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Существует следующая классификация подзаконных нормативных правовых актов: акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации — Федерального Собрания; акты Президента; акты Правительства; акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и акты государственных и негосударственных организаций.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
// СПС «Гарант».
3. Российская газета. 1997. 23 дек. Изменения и дополнения внесены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1)
4. Статья 1 Закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
5. Большой юридический словарь. М.: Норма, 2008.
6. Бошно С. В. Правоведение. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2007 - 432 с. - Российское юридическое образование).
7. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Колосов Ю.М., Кривченкова Э.С. Международное право. – М., Международные отношения, 2006.
9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2005.
10. Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2006.
13. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.
14. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. М., 1997.
15. Научные основы советского правотворчества. М., 1981.
16. Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
17. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. М., 1998.
18. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Норма, 2006.
19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
20. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005.
21. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.
22. Сорокин В.В. Право и время: правовая система и переходное время // Известия вузов. Правоведение. – 2006. - № 1. – С.183- 192
23. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2006.
24. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.
25. Уголовное право России. Практический курс: учеб.- прак. пособие: 3-изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.
1,200 руб.