Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблемам контрольной деятельности уделяется значительное внимание как в практической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественности, так и в юридической науке.
Актуальность контроля находится вне национальных рамок, поскольку любое общество стремится к формированию желательного для него типа поведения и контролирует или карает нежелательные отклонения от него.
Однако, одни сферы контрольной деятельности исследованы и разработаны лучше, другие недостаточно. Например, основательно разработанными являются сферы налогового, финансового, бюджетного контроля. В то же время менее исследованы современные правовые проблемы публичного экологического контроля, прежде всего государственного, - специальные правовые исследования в данной области проводились в начале 90-х г.г. 20 века.
Муниципальный экологический контроль до принятия Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не был объектом специальных правовых исследований.
Между тем, эффективная охрана окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий невозможны без эффективной системы экологического контроля за их выполнением. К сожалению, в настоящее время не приходится рассчитывать на сознательность граждан, руководителей юридических лиц, предпринимателей в деле охраны природы от загрязнения. Несмотря на провозглашенный Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» принцип устойчивого развития, сбалансированного сочетания экономических и
экологических интересов, на практике экономические интересы преобладают. В этих условиях особое значение приобретает эффективный экологический контроль, позволяющий не только выявить факты загрязнения окружающей среды, но и предотвратить потенциальные экологические правонарушения.
В современных условиях реформирования контрольной деятельности приобретает важное значение решение теоретических и практических проблем оптимизации муниципального экологического контроля.
Целью исследования в отчете по практике является рассмотрение теоретических и нормативно-правовых основ экологического контроля в муниципальных образованиях, проведение оценки эффективности деятельности муниципального предприятия по улучшению экологического состояния, а также рассмотрение проблемы совершенствования организации деятельности по экологическому состоянию муниципальных образований.
Объектом исследования в отчете по практике является МУП «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола».
Предметом исследования в отчете по практике является организация деятельности по экологическому состоянию муниципальных образований.
Для достижения цели исследования в отчете по практике является необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экологический контроль как вид контроля в области охраны окружающей среды
2. Раскрыть сущность муниципального экологического контроля
3. Рассмотреть проблемы законодательного обеспечения муниципального экологического контроля
4. Дать общую характеристику деятельности предприятия
5. Провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
6. Оценить эффективность деятельности предприятия по улучшению экологического состояния г. Йошкар-Ола
7. Рассмотреть проблему совершенствования организации деятельности по экологическому состоянию муниципальных образований
Предметом исследования в отчете по практике являются система федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих различные аспекты муниципального экологического контроля, юридическая литература, имеющийся опыт организации природоохранительной деятельности на уровне муниципальных образований.
Методологической основой исследования в отчете по практике стали такие методы исследования как логический, системный, сравнительно-правовой, анализа и синтеза.
Теоретической основой отчета по практике являются труды ученых в области общей теории государства и права (С.С. Алексеева, А.С. Пиголкина), административного и конституционного права (В.И. Васильева, Б.М Лазарева, Ю.А. Тихомирова, М.С. Студеникиной), экологического, земельного и природоресурсного права (М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова, М.И. Васильевой, Ю.Е. Винокурова, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, О.И. Крассова, Е.Л. Мининой, И.Ф. Панкратова), а также нормативно-правовые акты в области экологического контроля (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.).
1,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 6
1.1. Экологический контроль как вид контроля в области охраны окружающей среды 6
1.2. Сущность муниципального экологического контроля 29
1.3. Проблемы законодательного обеспечения муниципального экологического контроля 34
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ МУП «ГОРОД» 40
2.1. Общая характеристика деятельности МУП «Город» 40
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУП «Город» 42
2.3. Оценка эффективности деятельности МУП «Город» по улучшению экологического состояния г. Йошкар-Ола 50
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
1,000 руб.
На основе оценки эффективности деятельности МУП «Город» по улучшению экологического состояния отметим основные моменты.
МУП «Город» создано в целях содержания территории и мест общего пользования города в надлежащем санитарном состоянии, удовлетворении потребностей организаций и жителей города в предоставлении услуг по санитарной очистке и получении прибыли.
Основными функциями МУП «Город» являются:
1. Удаление твердых бытовых отходов и жидких нечистот
2. Содержание полигона (свалки) по захоронению твердых бытовых отходов и сливной станции
3. Отлов бродячих животных
4. Выполнение всех видов озеленительных работ, уборка территорий
парков, скверов, бульваров, придорожных газонов и содержание
городских лесов
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУП «Город» показал, что:
− В течение анализируемого периода наблюдался рост выручки от реализации продукции, связанный с наращиванием объемов производства. Объем реализации продукции за 2003 – 2007 гг. в целом возрос на 28140 тыс.р. или на 110,65 %, при этом в 2007 г. по сравнению с 2006 г. объем реализации вырос на 3656 тыс.р., или на 7,32 %.
− Следует также отметить, что себестоимость реализованной продукции МУП «Город» в течение 2003 – 2007 гг. выросла на 24613 тыс.р., или на 160,79%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 3186 тыс.р., или на 8,67%. Таким образом, себестоимость продукции росла более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это вызвало рост уровня затрат предприятия с 0,6 до 0,75.
− Предприятие в 2003 г обеспечивало 208 рабочих мест. К концу 2007 года их количество сократилось на 2 рабочих места и составило 206 рабочих мест. Темп роста среднегодовой выработки одного работника за 2003-2007 гг. составил 112,69 %, что заметно ниже темпов роста прибыли на одного работника (328,69%).
− Следует отметить активную деятельность предприятия, направленную на наращивание производственной базы – стоимость основных производственных фондов за 2003 – 2007 гг. выросла на 406,09% и составила 27101 тыс. рублей к концу 2007 г. Рост стоимости производственных фондов сопровождался падением фондоотдачи с уровня 4,75 руб./руб. в 2003 г. до отметки 1,98 руб./руб. в 2007 г.
− Рост прибыли в 2004 и 2006 гг. сопровождался ростом показателей рентабельности деятельности предприятия, а падение прибыли в 2003, 2005 и 2007 гг. годах соответственно сопровождалось падением показателей рентабельности. Реализуемая продукция в 2004, 2006 и 2007 гг. приносила чистую прибыль предприятию, в то время как в 2003 и 2005 годы для предприятия были убыточными.
В целом можно отметить положительную динамику развития предприятия. Происходит обновление производственной базы, наращивание объемов производства, реализация продукции, благодаря налаженным контактам проходит в более мягких для предприятия условиях. Все это свидетельствует о повышении эффективности деятельности, что характеризуют изменения показателей рентабельности предприятия.
Необходимо проведение ряда мероприятий, который позволит повысить эффективность деятельности МУП «Город. Обеспечение эффективного функционирования МУП «Город» требует экономически грамотного управления его деятельностью, которая во многом определяется умением ее анализировать. Анализ используется при выявлении и дальнейшем изучении тенденций развития, при исследовании факторов изменения результатов деятельности, при выявлении резервов повышения эффективности производства, при выработке экономической стратегии развития предприятия.
Оценка эффективности деятельности МУП «Город» по улучшению экологического состояния г. Йошкар-Ола была проведена по следующим направлениям:
1. Доходы и расходы по отраслям деятельности МУП «Город» за 2003-2007 гг.
2. Объемы работ МУП «Город» по озеленению за 2003-2007 гг.
3. Объемы работ МУП «Город» по содержанию озеленение реконструируемого парка XXX - летия ВЛКСМ, Мемориала воинской Славы и площади «Юбилейной», а также объектов благоустройства за счет средств городского бюджета
В 2004 году по сравнению с 2003 г. доходы МУП «Город» выросли по следующим отраслям деятельности:
− Доходы по саночистке выросли на 31,5%;
− Доходы по отлову бродячих животных выросли на 17,2%;
− Доходы по автоуслугам выросли на 15,3%;
Всего выросли доходы по основной деятельности за 2003-2007 гг. на 17,4%.
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросли доходы МУП «Город» по следующим отраслям деятельности:
− Доходы по содержанию и ремонту объектов благоустройства выросли на 24,8%;
− Доходы по подрядным работам по озеленению выросли на 133,5;
− Доходы по отлову бродячих животных выросли на 129,7%.
Всего выросли доходы по основной деятельности за 2006-2007 гг. на 7,3%. При этом чистая прибыль в предприятии в отчетном году по сравнению предыдущим упала на 44,4%.
МУП «Город» выполняет все виды озеленительных работ в городе своевременно и качественно.
Объемы озеленительных работ МУП «Город» в г. Йошкар-Ола за 2003-2007 гг. выросли по следующим показателям:
− Устройство и посев газона;
− Посадка деревьев;
− Выкашивание газонов с учетом кратности;
− Обрезка деревьев;
− Побелка деревьев;
− Валка сухих и больных деревьев;
− Очистка газонов от мусора с учетом кратности.
Отметим динамику объемов озеленительных работ МУП «Город» в г. Йошкар-Ола за 2006-2007 гг.:
− Посадка цветов сократилась на 14,8%;
− Устройство и посев газона выросли в 15 раз;
− Посадка деревьев выросла на 226,1%;
− Выкашивание газонов с учетом кратности сократилось на 23,6%;
− Стрижка кустарника сократилась на 11,8%;
− Обрезка деревьев сократилась на 38,2%;
− Побелка деревьев выросла на 68,7%;
− Валка сухих и больных деревьев сократилась на 14,7%;
− Очистка газонов от мусора с учетом кратности сократилась на 45,8%.
В 2007 году также производилась ежедневная очистка урн с вывозом мусора на полигон по захоронению отходов. В 2007 году дополнительно закуплены и выставлены к имеющимся урнам еще 211 шт. Всего в настоящее время расставлены 508 шт. ж/бетонных урн. В летний период производилась уборка несанкционированных свалок на пустырях города. Своевременно и качественно производилась уборка территорий скверов, парков, бульваров. В 2007 году установлены новые скамейки (лавки) в сквере Й - Кырля, Пушкина, площади Юбилейной, Ленинском садике, в садике Н. Бабушкиной, на бульваре Чавайна (заречная часть), на площади перед ДК им. Ленина и других общественных местах всего 284 шт.
По мере своей деятельности МУП «Город» ежегодно производит художественное оформление клумб города с посадкой цветочных растений на площади около 10 тыс. кв. м. В 2007 году на бульваре Победы клумбы были оформлены в национальном стиле с элементами вертикального озеленения, т.е. установкой металлических подставок для горшечных цветов.
Устройство и посев газона выполнены на ул. К.Маркса и Панфилова. При реконструкции газонов на основании разработанного ПСД Парка XXX — летия ВЛКСМ и Мемориала Воинской Славы была выполнена укладка рулонного газона, который производит моментальный эстетический эффект.
Обрезка деревьев произведена в парке Победы и на улицах Комсомольская, Пролетарская. Переросшие деревья снесены в парке Победы, в сквере по ул. Машиностроителей, на улицах: Комсомольская, Чехова, Пролетарская, Й -Кырля. Побелены деревья в апреле месяце на улицах Первомайская, Советская, Комсомольская, Пушкина, Хасанова, Гагарина в количестве 3800 шт, повторно деревья побелены в сентябре в количестве 2256 шт.
Выполнены подрядные работы всего на сумму 7727 тыс. руб., в том числе озеленение реконструируемого парка XXX - летия ВЛКСМ, Мемориала воинской Славы и площади «Юбилейной» с восстановлением фонтана «Космос» на сумму 6449,3 тыс. руб. включая НДС.
Работниками участка горлесхоза (территория - 558 га) успешно выполнялись работы, предусмотренные «Проектом организации и развития лесного хозяйства и благоустройства лесов». Постоянное патрулирование лесов позволило не допустить возгорания в охраняемой зоне. Регулярно производилась уборка от мусора территории Сосновой, Дубовой рощи. Обученными работниками МУП «Город» была проведена работа по профилактике природно-очаговых заболеваний (дератизация) 300 метровой лесопарковой зоны Сосновой и Дубовой рощи.
Всего за 2007 год МУП «Город» выполнено работ по содержанию объектов благоустройства за счет средств городского бюджета в сумме 14520 руб., что выше значения предыдущего года на 22,7%.
Проблема совершенствования организации деятельности по экологическому состоянию муниципальных образований является актуальной на сегодняшний день.
Муниципальный экологический контроль – это вид деятельности органов местного самоуправления или уполномоченных ими органов по проверке соблюдения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, осуществляемой в рамках собственной компетенции от имени муниципального образования, за счет средств местного бюджета и иных разрешенных источников финансирования.
При этом экологический контроль и контроль в области охраны окружающей среды не являются тождественными понятиями, а соотносятся как частное и общее. Помимо экологического контроля в состав контроля в области охраны окружающей среды входит природоресурсный контроль (контроль за охраной и использованием отдельных видов природных ресурсов). Критерием разграничения указанных видов контроля является деятельность физических и юридических лиц, оказывающая какое-либо воздействие на окружающую среду. Если данная деятельность воздействует на природные комплексы и объекты вне процесса природопользования, то контролироваться она должна при проведении экологического контроля. В случаях какого-либо воздействия на окружающую среду в процессе природопользования должен проводиться природоресурсный (лесной, водный, земельный, геологический) контроль.
В целях совершенствования организации деятельности по экологическому состоянию муниципальных образований особое внимание должно быть уделено:
коренной модернизации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды с внесением соответствующих изменений в налоговое и бюджетное законодательство;
урегулированию отношений с субъектами РФ в части владения, распоряжения, пользования природными ресурсами;
наделению субъектов РФ необходимыми и достаточными полномочиями в природоохранной сфере, в том числе по взаимодействию с муниципальными образованиями и координации их природоохранной деятельности;
повышению ответственности субъектов РФ за природоохранную деятельность и состояние окружающей среды на подведомственной территории;
конкретизации природоохранных норм и требований, поэтапному их ужесточению как стимулу устойчивого социально-экономического развития и улучшения экологических условий среды обитания населения;
упрощению и дебюрократизации оформления разрешительной документации для природопользователей;
повышению действенности и эффективности контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
конкретизации порядка и обеспечению реализации природоохранных полномочий граждан и общественных организаций.
Стабильной финансовой базой, необходимой для функционирования муниципального экологического контроля должна являться система муниципальных экологических целевых бюджетных фондов, так как она позволит аккумулировать и расходовать по целевому назначению финансовые средства на охрану окружающей среды. При этом необходимо законодательное закрепление источников финансирования указанных фондов (плата за негативное воздействие, штрафы за нарушение экологического законодательства).
В целях повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих муниципальный экологический контроль, исключения возможности давления на них со стороны хозяйствующих субъектов и иных органов и должностных лиц, представляется целесообразным создавать муниципальные экологические контролирующие органы при главе местной администрации.
1,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Конституция Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995. – 35 с.
3. Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. №167-ФЗ. - М.: Инфра-М. – 2005. - 216 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2004). – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 278 с.
5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ. - М.: Инфра-М. – 2005. - 222 с.
6. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2005. – 214 с.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Спб.: ПИТЕР, 2004. – 432 с.
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 №154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - ст. 3822
9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2. -ст. 133
10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства Российской федерации. – 2001. - №48
11. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 2002. - №26.
12. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. №52-ФЗ
13. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. – ст. 3176; 2002. - № 21. - ст. 1915.
14. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - №14.
15. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ (ред. от 11.12.2004)// Российская газета.-1997.- 30 сентября
16. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №12.
17. Постановление Правительства РФ «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 226.
18. Постановление Правительства РФ «О трансграничном перемещении отходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003.
19. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. -№44.
20. Постановление Правительства РФ «О вопросах федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования». – 2004. - №161.
21. Постановление Правительства РФ «О вопросах федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 2004. - №154.
22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном агентстве лесного хозяйства» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №283.
23. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном агентстве водных ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - №282.
24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном агентстве водных ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №293.
25. Постановление Правительства РФ «О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы» от 17.07.2002 г. № 535 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2000. -№ 30. -Ст. 3152.
26. Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле» от 19.11.2002 г. № 833
27. Проект федерального закона «О государственном контроле за использованием и охраной природных ресурсов Российской Федерации»
28. Указом Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994 № 236
29. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть II. - М.: Юристъ, 2006. - 348 с.
30. Анилища Е. Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 326 с.
31. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. – Спб. др.: ПИТЕР, 2006. – 192 с.
32. Барашев Г. В. Местное самоуправление. – М.: Издательство Московского университета, 2005. – 350 с.
33. Бедный О.П. Правовое регулирование экологической экспертизы // Экология производства. - 2005. - № 10. - с. 10-18
34. Белов В. Г., Смольков В. Г. Местное самоуправление. – М.: Право и закон, 2006. – 173 с.
35. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2003. - N 11. - с. 18-26
36. Боголюбов С.А. Новый ФЗ «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. - 2002. - № 6. - . 54-58
37. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма – Инфра. - М, 2005. – 512 с.
38. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2004. .- 512 с.
39. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. - М.: Юристъ. – 2005. – 420 с.
40. Бринчук М.М., Дубовик О.Л. ФЗ «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. - 2003. - № 3. – с.28-34
41. Васильев В. И. Местное самоуправление. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2005. – 453 с.
42. Годовая бухгалтерская отчетность МУП «Город» за 2003-2007 гг.
43. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 384 с.
44. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Юристъ, 2005. – 418 с.
45. Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. - М.: Наука, 2006. – 322 с.
46. Еремян В. В. Муниципальная история России: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 526 с.
47. Иванова В. Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. Н. Технологии муниципального управления. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 452 с.
48. Игнатов В. Г. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 414 с.
49. Игнатов В. Г. Местное самоуправление: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 378 с.
50. Игнатьева И.Л. Цели и задачи экологического законодательства // Государство и право. - 2002. -№ 7. – с. 69-78
51. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России. - М.: Издательство Московского университета. - 2005. – 418 с.
52. Исмаилова Э.Ю. Экологическое право. - М.: АО «Центр юринформ», 2005. – 434 с.
53. Информация о проделанной работе МУП «Город» за 2005-2007 гг.
54. Кадочников В., Кудрина И. Наша безопасность - в реальной экологии // Президентский контроль. Информационный бюллетень. – 2003. - № 5. - с. 39-48.
55. Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: ЭКЗАМЕН, 2006. – 414 с.
56. Комментарий к ФЗ «Об экологической экспертизе» / Отв. редактор М.М. Бринчук. - М.: БЕК, 2005. – 426 с.
57. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Дело, 2005. - 228 с.
58. Незнамова Е. Л. Местное самоуправление. Органы власти. – М.: «Издательство «ПРИОР», 2005. – 96 с.
59. Паспорт Республики Марий Эл//http://govemment.gov.ru/
60. Пикулькин А. В. Система государственного самоуправления: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
61. Пономарев М.В. Экологический контроль: Проблематика законодательного определения. // Экологическое право. - 2003. - № 6. – с. 18-28
62. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Юристъ, 2005. – 118 с.
63. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. и др.: ПИТЕР, 2007. -332 с.
64. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Г.В. Савицкая.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 328с.
65. Самофалова Е. В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие/ Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова – М.: КНОРУС, 2006. – 442 с.
66. Серов Г.П. Экологический аудит. - М.: АСК, 2006. - 214 с.
67. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Эксмо, 2004. – 256 с.
68. Теория экономического анализа: Учебник/ Баканов М.И., Шеремет А.Д. 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 416 с.
69. Устав МУП «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
70. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 312 с.
71. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. - М.. «ИНФРА-М», 2006. – 412 с.
72. Экологическое право РФ: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова.- М.: Изд-во ЛЕНЭПУ, 2005. – 248 с.
73. Экологическое право России. Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. - М.: Издательство ИМПЭ, 2006. – 312 с.
74. Интернет-сайт Центра макроэкономического анализа и
краткосрочного прогнозирования [http://www.forecast.ru/]
75. Информационный сервер по материалам федеральных целевых
программ Минэкономразвития РФ [http://www.programs-gov.ru/]
76. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской
Федерации» [http://govemment.gov.ru/]
77. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации [http://economy.gov.ru/]
1,000 руб.