Физическая активность может различаться по интенсивности, продол-жительности, частоте и использованию в двигательной деятельности мышеч-ных групп. Медико-биологические науки рассматривают указанные компонен-ты и для того, чтобы объединять то, что может быть теоретически связано с психолого-педагогическими науками. Многочисленными исследованиями ус-тановлено, что физическая активность существенно влияет на показатели со-стояния здоровья человека, рациональная ее организация позитивно связана с общим оздоровлением организма людей.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, физическая ак-тивность в значительной степени определяет культурное развитие личности и ее результативность основана на ценностных ориентациях человека [1, 2, 5, 7, 10]. Сама физкультурно-спортивная деятельность осуществляется на основе ос-воения индивидуумом накопленных знаний в области физического совершен-ствования, целенаправленного изменения биологических составляющих его природы и опосредованного воздействия на социальные составляющие.
В зарубежной литературе под физической активностью понимается любая работа, произведенная скелетными мышцами, как результат расходова-ния энергии, добавленный к состоянию покоя [12]. Исследования физической активности людей ведутся в двух аспектах – физиологическом, и поведенче-ском [13].
Согласно физиологической перспективы, физическая активность является компонентом общего расходования энергии, которая также включает метабо-лизм покоя, термический эффект питания и рост тела. Согласно поведенческой перспективы, физическая активность может рассматриваться в пределах харак-теристик понимания поведения, а также спортивных, рекреативных, реабилита-ционных, развивающих и оздоровительных технологий.
Существующие социологические подходы к оценке физической активно-сти людей основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со здоровьем людей [14]. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющих судить о количестве людей, приобщенных к физической активности, доказательстве пользы регулярной физической актив-ности, а также определении той категории людей, которые нуждаются в суще-ственном повышении фактического уровня физической активности.
750 руб.
Одна из главных задач современной науки – продление человеческой жиз-ни. Здоровье человека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда объективных и субъек-тивных факторов. Здоровье – естественное состояние организма, характери-зующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; по-следние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни. К факторам, определяющим здоровье насе-ления, относятся: величина реальной заработной платы, продолжительность ра-бочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональ-ных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и санитарного состояния страны. Однозначного критерия, по которому можно было бы судить о состоянии здоровья жителей той или иной страны, практически не существует; даже такой комплексный по-казатель, как средняя продолжительность жизни, сам по себе, без учёта ком-плексных социально-биологических исследований, ещё не достаточен для оценки здоровья населения. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защит-ных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм. Одним из таких факторов является физическая активность человека.
Поэтому важно отметить, что нынешнее демографическое положение Рос-сии и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. В Концеп-ции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года [11] среди приоритетов демографического развития в области укрепления здо-ровья населения ставится задача совершенствования мероприятий, направлен-ных на развитие физической культуры, спорта и организации досуга.
750 руб.
1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор фор-мирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 5. – С. 52-55.
2. Бальсевчч В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев: Здоров'я, 1987.
3. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физи-ческой культуры личности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 1997. – 40 с.
4. Богатырев С.Н., Симонова Г.И., Малютина С.К. Физическая активность жителей Новосибирска: тенденции 1980-1990-х годов // Профилактика заболе-ваний и укрепление здоровья, 2000. – № 5. – С. 23-27.
5. Гошко М.А. Физическая активность в рабочее и внерабочее время / Гошко М.А., Петришин Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. – 1988.– № 9. – С. 8-10.
6. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. – М. Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. – 528 с.
7. Гуськов С.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – №2. – С. 56-58.
8. Ильин Е.П Психология физического воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 486 с.
9. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физиче-ской активности детей школьников. – Монография.– СПб, 2002. – 228 с.
10. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей фи-зической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – №6. – С. 2-7.
11. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Российская газета. – 2001, 16 октября.
12. Baranowski T. et al. Assessment, prevalence, and cardiovascular benefits of physical activity and fitness in youth // Medicine and Science in Sport and Exercice.- 1992: 24 (6):- P. 237-247.
13. Blair S.N. et al. Exercise and Fitness in Childhood: Implication for a Life-time of Health // Percpectives in Exercise and Sport Medicine.- Vol. 2. Youth, Exer-cise and Sport.- 1989.- P.401-430.
14. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analy-sis of sociolization among children and adolessents. Dr. Psych. thesis.- University of Bergen.- 1989.- 310 p.
750 руб.