На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре - актуальная задача психологической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Как показывает анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные отечественные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом, и образования, в частности. Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.
Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Г.И. Кругликов, З.В. Литова, А.С. Тихонов и др.). Но в психологическом знании обоснование проектной деятельности школьников, выявление ее психологического содержания не нашло своего отражения.
Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность, что и определяет актуальность ее исследования.
Центральной проблемой исследования является выявление методологических и теоретических основ проектной деятельности в качестве специфической формы учебной деятельности школьников, что позволяет использовать результаты теоретических и экспериментальных исследований проектной деятельности школьников в реализации целей развивающего обучения, а так же дает возможность воплотить в системе теоретических понятий представления о сущности проектной деятельности школьников не только как средства усвоения знаний, умений, навыков, но и как источника психического развития.
Цель исследования - обосновать в процессе комплексного теоретико-эмпирического исследования психологические основы формирования проектной деятельности в процессе технологического обучения и выявить особенности ее влияния на развитие личности школьников.
Объект исследования - проектная деятельность школьников как структурная единица образовательного процесса.
1,200 руб.
1. Абасов, З.А. Проектирование и планирование в профессионально-педагогической деятельности учителя / З.А. Абасов // Стандарты и мониторинг. – 2007. – № 4. – С. 10–16.
2. Абашева, О.В. Проектная деятельность на занятиях с детьми дошкольного возраста / О.В. Абашева // Первое сентября: English. – 2006. – № 23. – С. 13–16.
3. Алисов, Е.А. Сенсорно-экологический подход к проектированию содержания образования / Е.А. Алисов // Наука и школа. – 2006. – № 5. – С. 2–4.
4. Альмурзинова, З.Б. Из опыта реализации метода проектов [Текст] / З.Б. Альмурзинова // Химия в школе. – 2008. – № 2. – С. 27–28.
5. Анохина, Е. Проектирование урока математики / Е. Анохина // Первое сентября: начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 2–20.
6. Бабакова, Т. Опыт реализации межпредметных проектов на уроках информатики / Т. Бабакова // Учитель. – 2006. – № 5. – С. 10–14.
7. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 76–88.
8. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста / М.А. Биржева // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 42–45.
9. Богомолова, О.В. Об организации проектной деятельности учащихся / О.В. Богомолова // Химия в школе. – 2008. – № 2. – С. 23–26.
10. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Р. Г. Борисова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 31–35.
11. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 77–80.
12. Винникова, О.Е. Проектное обучение / О.Е. Винникова // Первое сентября: информатика. – 2007. – № 3. – С. 4–5.
13. Газман, О. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования / О. Газман // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 10–17.
14. Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности / Д.С. Гирина // Школа и производство. – 2006. – № 7. – С. 43–72; № 5. – С. 66–76; № 4. – С. 64; 2007. – № 2. – С. 49–58.
15. Голованова, Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе / Е.А. Голованова // Завуч начальной школы. – 2007. – № 6. – С. 96–101.
16. Голубева, Л. Технология проектирования системы воспитательной работы в школе / Л. Голубева, Г. Попова // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 6. – С. 75–87.
17. Грек, Т.Г. Проектное обучение / Т.Г. Грек // Физика в школе. – 2006. – № 7. – С. 38–39.
18. Губич, Н.А. Элементы проектной деятельности при изучении кулинарии / Н.А. Губич // Школа и производство. – 2006. – № 8. – С. 16–18.
19. Гугнина, О.В. Метод проектов в воспитании толерантности / О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 18–24.
20. Голубева, Е. Ученическое проектирование: роль учителя / Е. Голубева // Школьное планирование. – 2007. – № 5. – С. 72–81.
21. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
22. Ильин, Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка / Г.Л. Ильин // Школьные технологии. – 2007. – № 4. – С. 56–59.
23. Истомина, Т.Л. Дистанционный конкурс детских проектов/ Т.Л. Истомина // Информатика и образование. – 2007. – № 6. – С. 90–96.
24. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз — Эфрон, 1925.
25. Корнетов, Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 23–32.
26. Кугушева, И.В. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся / И.В. Кугушева // Школа и производство. – 2007. – № 5. – С. 9–15.
27. Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
28. Курчаткина, И.Е. Проектирование межпредметного интегративнго курса для профильной школы на примере элективного курса “Основы предпринимательства” / И.Е. Курчаткина // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 78–84.
29. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования / В.В. Лебедев // Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 97–103.
30. Леонтович, А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 89–98.
31. Малкова, И.Ю. Проектирование содержания образования в школе: ценностные и методические основы / И.Ю. Малкова // Наука и школа. – 2007. – № 1. – С. 15–17.
32. Маслов, П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности / П.А. Маслов // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 5. – С. 71–73.
33. Матяш, Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема / Н.В. Матяш, В.В. Фещенко // Школа и производство. – 2007. – № 7. – С. 3–9.
34. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся / О.И. Нагель // Школа и производство. – 2007. – № 6. – С. 12–20.
35. Немерещенко, Л.В. О проектировании в образовании / Л.В. Немерещенко, А.Н. Чайка // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 5. – С. 4–8.
36. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66.
37. Носова, Н.В. Особенности организации проектной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования / Н.В. Носова // Профильная школа. – 2007. – № 4. – С. 57–59.
38. Обухов, А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 86–90.ъ
39. Овсейчик, О.Н. Положение о проектной деятельности / О.Н. Овсейчик, Е.К. Иванова // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 6. – С. 68–72.
40. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. – М.: 1999. – 238с.
41. Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности / Л.И. Пасько // Наука и школа. – 2007. – № 7. – С. 27–29.
42. Пахомова, Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 109–114.
43. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели / А.Ю. Пентин // Школьные технологии. – 2007. – № 5. – С. 111–114.
44. Поличка, А.Е. Реализация инновационного проектирования системы региональной информационной подготовки на примере Хабаровского края / А.Е. Поличка // Информация и образование. – 2006. – № 12. – С. 119–121.
45. Сасова, И.А. Учебно-методические комплекты по технологии на основе метода проектов / И.А. Сасова // Школа и производство. – 2006. – № 8. – С. 62–79.
46. Сергеев, С.В. Проектирование обучающих сред / С.В. Сергеев // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 58–65.
47. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся /Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. – 2007. – № 8. – С. 3–6.
48. Скачкова, Н.В. Педагогическое проектирование в содержании подготовки будущих учителей н реализации профильного обучения / Н.В. Скачкова // Профильная школа. – 2007. – № 4. – С. 45–47.
49. Старцуева, Ж.Ц. Комплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслам / Ж.Ц. Старцуева // Школа и производство. – 2006. – № 8. – С. 18–21.
50. Теремов, А.В. Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции / А.В. Теремов // Биология в школе: Учителю экологии. – 2007. – №1. – С. 7–12.
51. Толмачева, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе / А.А. Толмачева // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 103–107.
52. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е. Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.
53. Чандаева, С.А. Педагогическое проектирование как форма осуществления педагогического творчества / С.А. Чандаева // Наука и школа. – 2006. – № 4. – С. 34–38.
54. Шихваргер, Ю.Г. Исторические аспекты развития метода проектов / Ю.Г. Шихваргер // Экономика. – 2006. – № 4. – С. 40–46.
55. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. – 2008. – № 1. – С. 15–22.
56. Яшин, Д.Д. Роль метода проектов в развитии познавательных потребностей учащихся средствами информационных технологий / Д.Д. Яшин // Информатика и образование. – 2007. – № 1. – С. 122–123.
57. Worterbuch der Erziehung / Hg von Ch. Wulf. Piper Munchen; Zurich, 1974.
1,200 руб.