Готовая курсовая работа
на тему:«Методы обучения речевому взаимодействию.»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V7029
Предмет: Педагогика
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Активизация речевого взаимодействия учащихся на уроке в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. Данная проблема давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. Например, в педагогике разработана гуманистическая концепция образования (Дж. Дьюи, Маслоу, Роджерс, Я. А. Каменский и др.), исследовано субъект – субъектное взаимодействие (И.И. Рыданова и др.). В психологии изучается и глубоко анализируется интерактивный аспект общения (Г.В. Андреева, Б.Ф. Ломов, Тюков). В методике в рамках личностно ориентированного подхода разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Р. Славин, Э. Аронсон, Килпатрик, Е.С. Полат, А.Ф. Будько и др.); рассматриваются стратегии и тактики межличностного взаимодействия (Н.Р. Аниськович и др.). Создаются принципиально новые учебники, построенные на коммуникативном методе обучения, в которых учитывается необходимость развития речевого взаимодействия учащихся.
Однако, несмотря на это, многие проблемы организации устноречевого взаимодействия учащихся на уроке остаются неизученными; не используются многие резервы активизации интеракции учащихся.
Данная работа посвящена проблеме активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке. Объектом исследования является процесс обучения учащихся речевому взаимодействию на уроке. В качестве предмета исследования выступают методы обучения речевому взаимодействию учащихся на уроке в школе. Целью исследования является изучение теоретических основ и возможных путей и приёмов активизации взаимодействия учащихся, разработка плана-конспекта урока речевого взаимодействия детей в классе.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить теоретическую литературу (психологическую, общедидактическую, методическую и др.) по теме исследования;
исследовать характеристики интерактивного аспекта общения;
рассмотреть психологические особенности организации взаимодействия учащихся на уроке;
исследовать роль учителя в процессе организации взаимодействия учащихся;
определить возможные пути и приёмы активизации взаимодействия учащихся на уроке;
подготовить план-конспект урока речевого взаимодействия детей в классе.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, наблюдение за ходом учебного процесса, проведение пробного обучения с его последующим анализом и т.п.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
1.1 Тематическая беседа и монолог как виды ситуативно-организованного речевого взаимодействия
В условиях коммуникативно-ориентированного обучения постоянно указывается на необходимость приближения процесса обучения к условиям естественного речевого общения. Между тем в учебном процессе это приближение носит довольно условный характер, особенно при отборе текстов и определении доминантных форм общения.
Известно, что в учебно-профессиональной сфере процесс общения может протекать как в монологической, так и в диалогической формах. Считалось почти общепринятым, что монологические сообщения в этой сфере преобладают. Однако дальнейшие исследования показали, что учебный материал, представленный в письменной монологической форме (текст учебника), в реальной коммуникации определенным образом трансформируется (на языковом, речевом и логико-смысловом уровне) и реализуется уже в других формах. Отмечено, что "большая часть учащихся может пересказать материал учебника, выполнить тренировочные задания, но затруднятся применить свои знания на практике в новых условиях" . Учащимся приходится решать довольно сложную задачу - восприятие и понимание текста учебника с его дальнейшей трансформацией в диалогическую форму.
А.Л.Ружинский, исследуя полемическую беседу на профессиональные темы как сложную диалогическую форму, отмечает такие формы диалогического общения, как профессиональные дискуссии, диспуты и споры.
Анализируя диалогическое общение в учебно-профессиональной сфере, Е.И.Мотина (1988) называет две его основные формы - ситуативный диалог и тематическую беседу. Д.И.Изаренков (1986,1990) считает, что диалогическое общение в этой сфере может протекать в форме ситуативного диалога, тематической беседы и дискуссии, которая характерна для завершающего этапа, так как предполагает высокий уровень коммуникативной компетенции ее участников.
Как известно, ситуативный диалог представляет собой "наиболее простую, минимальную единицу связной речи", лежащую в основе более сложных диалогических форм. Через ситуативный диалог может передаваться запрос информации и побуждение совершить речевое или неречевое действие, в основе которого лежит мыслительный процесс с возможным сообщением исходных условий для ответной реакции .
"Каждый ситуативный диалог, независимо от количества составляющих его речевых действий, разрешает одну основную коммуникативную задачу, причем она обязательно формулируется в одном из речевых действий" . Наличие в ситуативном диалоге только одной коммуникативной задачи не позволяет в его пределах полностью раскрыть такое иерархически сложно построенное явление, как тема. В ситуативном диалоге может быть рассмотрен какой-то один, хотя и существенный, неизвестный говорящему элемент темы. "Условия ситуации, порождающие проблему, указывают, какой элемент темы необходимо выяснить в предстоящем диалоге" . Однако, если тема специально ставится на обсуждение, то она может быть раскрыта более детально и даже полно. Такие возможности дает тематическая беседа между участниками общения, в которой "микродиалоги следуют без перерыва во времени один за другим и в содержательном плане объединены одним предметом разговора" .
Похожие работы:
Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка в средней школе является формирование ...
Методика преподавания психологии: активные методы обучения (методы интерактивного обучения) ➨
Профессиональная подготовка будущих специалистов не может ограничиваться только овладением специальными знаниями, ...
Методика преподавания психологии: активные методы обучения (методы проблемного обучения) ➨
Современный мир характеризуется усилением конкуренции, что ведет к изменению требований к подготовке выпускников ...
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках биологии ➨
Введение
В современном обществе возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования. Модель ...
Методы линейной аппроксимации. Методы отсекающих плоскостей Келли и условного градиента ➨
Найти точное решение оптимизационной задачи
методом Эйлера и её приближённое решение методом условного градиента, ...