Готовый реферат
на тему:«Понятие «женственность». Мифологическое восприятие женщины и его психологические последствия»
Цена: 750 руб.
Номер: V7069
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Как известно, конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века – это период стремительного развития гендерных исследований, междисциплинарной области научного знания, связанной с социальной философией, социологией, психологией, культурологией, лингвистикой, литературоведением и другими дисциплинами, изучающими структуры культуры [16, c. 10].
Гендерные исследования России «взращивались» на достаточно новых для постсоветского пространства западных методологических подходах, научных парадигмах и нуждались как в уточнении уже имеющегося понятийного аппарата, так и разработке нового. По словам профессора А.В. Кирилиной, «проблема усугублялась … значительным и постоянно растущим числом переводов литературы по гендерной проблематике. Причем переводы не всегда качественны, а переводчики не имеют возможности опереться хотя бы на краткий глоссарий» [8, с. 7].
Цель настоящей работы – показать, что, в отличие от других социальных наук, в гендерных исследованиях термины приобретают дополнительные коннотативные оттенки.
Исходя из понимания проблемы, цели работы, сформулированы следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы мифологического восприятия женщины;
- определение понятия «женственность»;
- изучение гендерных стереотипов;
Одними из базовых терминов гендерных исследований являются феминность и маскулинность.
История развития представлений о феминности насчитывает тысячелетия – с тех пор, как в обществе возникла потребность в оправдании социального разделения посредством «естественных» категорий. Изначально конструкты феминности были зафиксированы в философско-мифологических концепциях как основная универсальная бинарная дихотомия, посредством которой осуществлялась интерпретация всех явлений окружающего мира, в том числе и человеческих отношений. Научный интерес к данным феноменам возник в конце XVIII века и сохраняется до сих пор.
До середины 90-х годов ХХ века в гендерных исследованиях на русском языке при переводе английского термина femininee, обозначающего женскую идентичность в социуме, активно использовалась лексема женственный, например:
А иные (исследователи)склонны подчеркивать, что трудовая карьера несовместима с женственностью [7];
Эти комплексы определяют, – считает Фрейд, – три возможные линии развития женской психики:... третья ведет к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет зависимости для женщин, посредством замужества и рождения сына [4];
Деловая женщина должна быть и мужественным мужчиной и женственной женщиной одновременно... [4].
Позже ее заменяют термином феминность.
1. Формирование и особенности термина «женственность»
Обратимся к словарной «истории» лексемы женственность.
А.Н. Тихонов в «Словообразовательном словаре русского языка» рассматривает словообразовательные гнезда, включающие женственност:
женщина
женский
женственный
женственность [23, c. 343];
Вершиной словообразовательного гнезда для производной женственность является слово женщина,
Таким образом, имплицитно передается следующая информация: женственность – это природная (биологическая) характеристика.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля женство, или женственность, рассматривается как «совокупность свойств женщины, нравственных качеств женщины» [6, с. 533].
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаре современного русского языка в 4-х томах» женственность – «свойство по значению прилагательного женственный – обладающий признаками, качествами, присущими женщине; мягкий, нежный» [13, с. 197].
Таким образом, толковые, как и словообразовательные, словари рассматривают женственность как природное качество женщины.
Женственность и мужественность имеют разную социальную ценность. Так, мужественная женщина звучит как одобрение, как комплимент (см. работы В.Н. Телии, М.Ч. Малишевской и др.).
Выражение женственный мужчина, обращенное к мужчине, может восприниматься им как оскорбление, унижение, как констатация мужской несостоятельности.
Следовательно, понятие женственност является моделью социальных стереотипов, точнее, патриархатных стереотипов – подкатегорий, которые, по словам Дж. Лакоффа, «наделяются общественно признанным статусом представителя категории в целом, обычно в целях быстрого вынесения суждений о людях» [11, с. 114]. Продолжая мысль исследователя, можно сказать, что женственность и мужественность – обобщенные суждения обо всех женщинах и мужчинах, «нагруженные», неоднозначно метафоричные. Они не обладают нейтральностью – одним из основных свойств термина, что и не удовлетворяло исследователей.
Гендерные исследования нуждались в терминах, способных описать социокультурные конструкты бытия женщин, меняющиеся и изменяемые в зависимости от контекста культуры и истории [3, c. 134]. Необходимо было заполнить этот «терминологический вакуум». Специалисты обратились к термину феминность, который представлял собой аутентичную транслитерацию (Л. Пшеничная, Б. Рыцарь, А. Дьяков, О. Кочерга, З. Куньч и др.) оригинального термина femininity, заимствованного из английских источников.
Формирование гендерного взгляда на социальную науку стало для исследователей принципиально новым подходом, принятие которого означало «изменение ценностных ориентаций человека и ученого, пересмотр многих привычных представлений и «Истин»» [17, с. 156]. В современной гуманитарной парадигме категория гендер понимается по-разному (см. работы О.А. Ворониной, Е.И. Горошко, Н.Л. Пушкаревой и др.). Интерпретация гендера и составляющих его конструктов феминности и маскулинности зависит не только от пола, но и от расы, класса, этноса, возраста, сексуальности, образования, местности проживания и т.д., что подтвердили этнографические и археологические исследования.
Так, историк Р. Айслер отмечает, что в Критской цивилизации доминирование мужчин в общественной жизни не было нормой, наследование имущества шло по женской линии, преимущество отдавалось таким качествам мужчин, как: миролюбие, чуткость к окружающим [1, с. 56-58]. Этнограф Маргарет Мид, наблюдая за жизнью племен мундугуморов и арапешей, обнаружила, что характерные черты женщин и мужчин первого племени – воинственность, агрессивность и активность, а женщинам и мужчинам другого племени присущи спокойствие и миролюбие [Цит. по: 2, с. 90]. Археологические данные города Нимруд (Центральный Восток) свидетельствуют о воинствующем культе женщины, о ее социальной активности: женщины служили судьями и магистрами в суде [1, с. 97]. Вслед за социальными конструктами трансформируется значение термина феминность. Специалисты находятся в поиске его точных, нейтральных и корректных дефиниций.
Похожие работы:
Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя - женщины ➨
Введение
Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства ...
Понятие мотива преступления. Понятие цели преступления. ➨
Введение
Как верно замечает Б.Д. Овчинников, «психологическая структура волевого поведения в качестве ...
Введение
Наиболее частыми вопросами, которые задает себе и нам неискушенный носитель языка, являются вопросы ...
Понятие имущественных отношений. Понятие владения, распоряжения и пользования ➨
Гражданско-правовые нор¬мы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регу¬лировать общественные ...