ГлавнаяГотовые работы Серебряный век в русской литературе.

Готовый реферат

на тему:

«Серебряный век в русской литературе.»









Цена: 750 руб.

Номер: V7408

Предмет: Литература

Год: 2007

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Введение.



Серебряным веком — в сравнении с золотым, пушкин¬ским, — в истории русской культуры принято называть ко¬нец XIX — начало XX столетия. До сих пор нет единого мне¬ния о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают знаменитую речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а кон¬цом — программную речь А. Блока «О назначении поэта» (1921). Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и по¬эзии, Считалось, что первым ввел в обиход термин «Серебряный век» Николай Бердяев. Разумеется, уже после Октябрьского переворота. (Правда, документальных подтверждений, что именно Бердяев, не найдено, и сейчас этот факт ставится под сомнение).

Название «Серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его могли придумать и сами представители Серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над се¬ребряным веком стыл...». Его употребляет Н.А. Бердяев, А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века. В самом названии имеется некоторое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнеч¬ный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Напротив, искусство Серебряного века стремится быть только искусством. Излучае¬мый им свет предстает лунным, отраженным, сумереч¬ным, таинственным, магическим и мистическим.

Неповторимость серебряного века видится прежде всего в сложившейся в России ситуации с мощ¬нейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианско¬го сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих вы¬сот. В то время, когда, собственно говоря, Серебряный век существовал и творился, его создатели и персонажи не задумыва¬лись над тем, как назвать время, в котором они живут. Само выражение Серебряный век заимствовано из «Мета¬морфоз» Овидия. В прологе к этой поэме «Четыре века», Овидий рассказывает о четырех ста¬диях в жизни человечества: Золотом, Серебряном, Медном и Железном веке. Самым счастливым и беззаботным был, ра¬зумеется, Золотой век.

В истории русской культуры Золотым веком называется пуш¬кинская эпоха.



О русской поэзии “серебряного века” существует обширная литература — о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч. такие крупные ученые, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов, продолжают писать М.Л. Гаспаров, Р. Д. Тименчик, Н.А. Богомолов и многие другие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания — например, В. Маяковского (“На Парнасе серебряного века”), И Одоевцевой (“На берегах Невы”), трехтомные воспоминания А. Белого; издана книга “Воспоминания о серебряном веке”.























1. Основные черты и значение «Серебряного века» для культуры России.





Серебряный век не может быть связан с именем какого-то одного, или, скажем, двух-трех писателей. Более того, несправедливо ограничивать его только литературой. Процес¬сы, характеризующие Серебряный век, почти одновременно происходили не только в литературе, но и в изобразительном искусстве и архитектуре, театре, музыке и в сфере общест¬венной мысли. Творцов объединяло то, что они осознавали свое время как особое, выходящее за рамки того, что было прежде. Именно в эту эпоху резко изменилось представление об этике художника, о том, как соотносятся творчество и личная жизнь.

Если мы все же попытаемся определить нечто единое для Серебряного века, какую-то основополагающую его линию, то, в первую очередь, нужно помнить, что течения, дав¬шие ему основу, возникли на почве глубокого разочарования в идеологии и художественной практике второй полови¬ны XIX столетия.

Отличительная особенность Серебряного века в том и состоит, что это единственная, пожалуй, эпоха, когда русская художественная культура развивалась в одном русле с европейской.

Началось с усвоения некоторых новаций, появившихся на Западе. В области литературы бесспорно влияние французов Шарля Бодле¬ра, Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме, бри¬танца Оскара Уайльда, американца Эдгара Аллана По, бельгийцев Мориса Метерлинка и Эмиля Верхарна. Но тогда русская художественная культура обладала на¬столько могучим потенциалом, что она, усвоив зарубежные новинки и, как водится, приспособив их к местным условиям пошла даль¬ше.

Однако никто не станет спорить, что русская поэзия Серебряного века - явление совершенно потрясающее. Никогда одновременно не появлялось столько гениальных поэтов! Кста¬ти сказать, именно Серебряному веку мы обязаны тем, что имеем возможность читать мировых поэтических гениев в перево¬дах. Шекспир на русском языке - это Михаил Лозинский и Борис Пастернак; Данте - Михаил Лозинский.

Сколько длился Серебряный век? Одни считают, что эта эпоха, длиною от силы в четверть века, простирается между временем Александра III и семнадцатым годом XX столетия.

Иногда отсчет пытаются вести с пушкинской речи Достоев¬ского. Вообще Достоевский оказал огромное влияние как на идеологию Серебряного века, так и на его поэтику. До сих пор не осмысленный вполне афоризм Достоевского «красота спасет мир» вполне мог лечь в основу эстетических исканий 1890-х годов.

Особое место в философии и культуре серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исто¬рический тупик, в котором она оказалась (сборники «Вехи», «Из глубины»).

Художественный уровень, открытия и находки в рус¬ской философской мысли, литературе и искусстве «се¬ребряного века» дали твор¬ческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесно¬го мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т. д. Не случайно академик Д. Лихачев заметил од¬нажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу нача¬ло нашего века...»















2. Литературные течения серебряного века.



Русский символизм.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909).

Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» - символ – главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов. «Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.– это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, А. Блок и др.

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах

поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из

символистов, такие, как Н.Минский, Д. Мережковский, начинали свой

творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали

ориентироваться на идеи “богостроительства” и “религиозной общественности”. “Старшие символисты” резко отрицали окружающую

действительность, говорили миру “нет”:

Я действительности

нашей не вижу,

Я не знаю нашего

века... (В.Я.Брюсов)



Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”.



На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать

За ним другое, – то, что скрыто.



Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом.

Особое внимание проявляли символисты к художественному

новаторству — преобразованию значений поэтического слова, развитию

ритмики, рифмы и т.д. “старшие символисты” еще не создают систему

символов; Они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие

оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов

утратило цену. Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как

звено в общем мелодическом построении стихотворения.

Новый период в истории русского символизма (1901-- 1904) совпал с

началом нового революционного подъема в России. Пессимистические

настроения, навеянные эпохой реакции 1980-х — начала 1890-х гг. и

философией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствиям “неслыханных

перемен”. На литературную арену выходят “младшие символисты” —

последователи философа-идеалиста и поэта Вл. Соловьева, представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота, которая должна “спасти мир”, соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать “царство божие на земле”:



Знайте же: Вечная

Женственность ныне

В теле нетленном на землю

идет.

В свете немеркнущем новой

богини

Небо слилося с пучиною вод.



(Вл.Соловьев)
750 руб.

Похожие работы:

Роль Арзамаса в русской литературе 

Введение Изучение произведений литературы как целостных художественных миров в последние годы стало в литературоведении ...

Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века 

«Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил ...

Серебряный век русской культуры 

Введение Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного ...

Серебряный век в русской культуре 

Огромный потенциал творческой энергии, который сконцентрировался в
начале века, дал своеобразный заряд социально-культурной ...

Отражение этических представлений домонгольской Руси в древнерусской литературе (XI - XIII вв.) 

Изучение культурного наследия никогда не теряет своей актуальности – без него невозможно глубокое понимание ...

Поиск по базе выполненных нами работ: