Актуальность. Спортивное плавание, как принято считать, является таким видом спорта, в котором большая часть времени отводится на выполнение индивидуальных заданий. При этом существуют и групповые формы, однако большинство тренеров не уделяет данному вопросу достаточного внимания.
Кроме того, многие специалисты-практики в своей работе неэффективно используют средства и методы воспитательного характера. Хотя важным резервом в решении проблемы подготовки спортсмена к соревнованиям занимает спортивный коллектив.
Формирование социальных отношений в спортивных коллективах охватывает молодежь как специфическую социально-демографическую группу, в которой происходят главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и др. (Е.П. Ильин, 1987; Л.И. Маленкова, 2002).
За относительно короткий отрезок жизни юные спортсмены переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Поэтому следует выделять возрастные категории молодежи, ибо каждая из них имеет свои специфические потребности и интересы, которые необходимо учитывать при построении учебно-тренировочного процесса. Не зная эти особенности, тренеру трудно формировать социально зрелый тип личности в процессе многолетних занятий спортом, создавать деловую морально-психологическую атмосферу на учебно-тренировочных занятиях и во время соревнований (Ю.Л. Ханин, 1980; Р.Л. Кричевский, 1986 и др.).
Поскольку социально-психологический портрет коллектива является отражением деятельности входящих в него индивидов, то при его сплочении участники должны, прежде всего, включаться в соответствующую деятельность, при регулировании отношений в которой можно добиться формирования не только позитивных социально-психологических результатов, но и определенных спортивных достижений.
Все выше сказанное предопределило ход нашего исследования.
Цель: повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов путем рационального соотношения индивидуальных и групповых средств подготовки.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных пловцов.
Предмет исследования – соотношение индивидуальных и групповых средств подготовки юных пловцов.
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение …………………….………………………………………..……. 3
Глава 1. Обзор литературных источников ……………………………….. 5
1.1. Формирование личности в коллективе ……………………….. 5
1.2. Спортивная команда как разновидность коллектива ………… 10
1.3. Управление конфликтами в спортивной деятельности ……… 14
Глава 2. Методы и организация исследования ………………………….. 22
2.1. Методы исследования ………………………………………….. 22
2.2. Организация исследования …………………………………….. 25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………. 27
3.1. Определение реального соотношения индивидуальных и групповых средств подготовки юных пловцов ………………………….
27
3.2. Экспериментальное обоснование различных путей соотношения индивидуальных и групповых средств подготовки юных пловцов ……………………………………………………………………..
30
Выводы ……………………………………………..……………………… 37
Список литературы ……………………...………………………………… 38
Приложение ………………………………………………………………... 40
Список литературы
3,000 руб.
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии /Г.С. Абрамова. – М.,1998. – 206 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций /Д.А. Белухин. – М. - Воронеж, 1996. – 345 с.
4. Воробьев, Я.А. Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) /Воробьев Я.А. - Омск, 1999 - 19 с.
5. Гессен, С.И. Основы педагогики /С.И. Гессен. – М., 1995. – 448 с.
6. Дмитриев, А.П. Управление конфликтами в процессе подготовки квалифицированных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) /Дмитриев А.П. - Омск., 1991 - 22 с.
7. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов /И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1982. – 80 с.
8. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел /И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания /Е.П. Ильин. – М., 1987. – 320 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л. Коломинский. – Минск, 1976. – 320 с.
11. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология /Я.Л. Коломинский. – СПб., 1996. – 284 с.
12. Кричевский, Р.Л. Исследование лидерства в спортивных командах /Р.Л. Кричевский. – М., 1986. – 287 с.
13. Кулагина, И.Ю. Личность: внутренний мир и самореализация /И.Ю. Кулагина. – СПб, 1996. – 204 с.
14. Кульневич, С.В. Педагогика личности: стратегия и тактика личностного воспитания /С.В. Кульневич. – Воронеж, 1997. – 184 с.
15. Лефер, В.А. Конфликтующие структуры /В.А. Лефер. – М.: Высшая школа, 1967. – 344с.
16. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания /Л.И. Маленкова. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
17. Мудрик, А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик. – М.: АСАДЕМА, 1999. – 230 с.
18. Попов, А.Л. Психология спорта /А.Л. Попов. – М., 1998. – 256 с.
19. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе /М.И. Рожков. – М.: Владос, 2000. – 243 с.
20. Рыжонкин, Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды /Ю.Я. Рыжонкин. – Казань, 1985. - 144 с.
21. Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии. Монография / /И.И. Сулейманов. – Омск, СибГАФК, 1997. – 344 с.
22. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности /Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 232 с.
23. Фридман, А. М. Педагогика /А.М. Фридман.– М., Просвещение, 1989. – 286 с.
24. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте /Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.
25. Храмов, В.О. Методы познания и регулирования конфликта на социалистическом промышленном производстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) /Храмов В.О. - М., 1977. - 21 с.
26. Хьелл Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1998. - 312 с.
27. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – М., 1997. – 487 с.
3,000 руб.