Правовое положение духовенства
Как и прежде, духовенство разделяли на черное и белое, то есть монашествующее и приходское. Однако в XIX веке это сословие превратилось в служилое, что принесло ряд изменений в права и обязанности его представителей.
Политика в отношении духовенства проводилась несколько противоречивая. Государство вроде бы давало служителям церкви больше привилегий (еще в 1801 году духовенство освободили от телесных наказаний; в 1807 году – от поземельного сбора, а в 1821 году – и от постоя). В то же время количество людей, которые имели право на эти привилегии, сокращалось: самодержавие пыталось ограничить духовное сословие людьми, которые непосредственно несли службу в церкви, имея тесную связь с ее должностной структурой. Лиц, не имевших должности при церкви, добровольно-принудительно записывали в одно из податных состояний. При этом государство решало еще одну проблему. Речь идет об обеспечении различных государственных ведомств образованными чиновниками, а создаваемой системы народного образования учителями. За счет развития профессионального обучения среди духовенства оно занимало по уровню образованности второе место после дворянства, поэтому его представители были востребованы во всех сферах гражданской службы. Так, в начале царствования Александра I в связи с открытием общеобразовательных школ разного уровня правительство прямо затребовало от Синода в ведение Министерства народного просвещения для подготовки учителей в педагогическом училище 100 семинаристов.
Важен тот факт, что согласно Своду законов 1832г. церковнослужителям из дворян было разрешено покупать крестьян.
Таким образом, духовенство являлось односторонне-замкнутым сословием. Выход из него осуществлялся как добровольно, так и принудительно, а вход был практически невозможен.
Глава V. Правовое положение горожан.
Основу правового положения горожан задавала «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785г. Именно жалованная грамота городам провозглашала единый сословный статус всего населения городов независимо от профессии и рода занятий. При этом городские обыватели делились на 6 разрядов: настоящих обывателей, которые имели в городе дом или иную недвижимость; купцы одной из 3 гильдий в зависимости от капитала; ремесленники, которые состояли в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (Указом 1 января 1807г. звание именитых граждан было для купечества отменено и сохранено лишь для ученых и художников; в 1832г. заменено на звание почётных горожан); прочее посадское население.
Горожане имели как личные права (на охрану личности, жизни, чести, достоинства; перемещение и выезд за границу), так и имущественные (право собственности на принадлежащее им имущество).
Весьма интересно учрежденное манифестом от 10 апреля 1832г. почетное гражданство. Почётное гражданство было двух родов: личное, распространявшееся только на данное лицо и его жену, и потомственное, принадлежавшее всем нисходящим членам семьи. Как то, так и другое приобреталось трояким способом: 1) по праву рождения или усыновления; 2) путем просьбы о причислении к почётному гражданству; 3) путем причисления по особым представлениям соответствующих министров. Почетное гражданство позволяло, с одной стороны, наделить богатое купечество, ученых, чиновников и лиц, окончивших высшие учебные заведения, определенными привилегиями; с другой стороны – защитить дворянство от проникновения зародившейся буржуазии.
1,200 руб.
Введение 3
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода 5
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика 7
Глава III. Правовое положение дворянства 9
Глава IV. Правовое положение духовенства 11
Глава V. Правовое положение горожан. 13
Глава VI. Правовое положение крестьян 15
Заключение 17
Литература 19
Введение
В конце XVIII века в России начинается неизбежный процесс разрушения феодального, крепостнического строя. На его фоне происходит зарождение новых буржуазный отношений. В начале XIX века тенденция сохраняется, процессы социальных и экономических изменений приобретают значительно больший размах. Во всех без исключения отраслях экономики идёт постепенное создание уклада, отвечающего концепциям капиталистического образа жизни. Классовая структура российского общества трансформируется: наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождаются новые, свойственные капиталистическим отношениям, классы – буржуазия и пролетариат. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.
В понимании общественного строя России первой половины XIX века – как реально сложившегося, так и закрепленного различными законами – лежит ключ к осознанию всех событий, происходивших позднее: отмены крепостного права, революций 1905-1907 гг., февральской и октябрьской революций… Более глубокое понимание событий того времени могло бы помочь политиком осознать процессы, происходившие в последние годы существования Советского союза. Современная же Россия, стремящаяся к рыночной экономике, обязательно должна изучить историю попытки перехода в XIX веке к капиталистическим отношениям. Опыт, отраженный в законодательных актах ушедших эпох, может многое подсказать сегодняшнему ученому или государственному деятелю.
Цель данной работы – раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и его отражения в Своде законов Российской империи 1832 года. Для достижения цели необходимо решить несколько основных задач: рассмотреть происходившие в обществе процессы, ознакомиться со способом и причинами создания Свода законов Российской империи, проанализировать содержание статей Свода, относящихся к «законам о состояниях» (IX том Свода законов Российской империи 1832г.).
Общественный строй первой половины XIX века широко освещен как в учебной, так и в научной литературе. Большое внимание его изучению уделяют такие авторы, как Белковец И.П., Исаев И.А. и Титов Ю.П. Однако они предпочитают ссылаться не на статьи Свода законов 1832г., а на законы и указы, на основе которых он был создан. Даже Ключевский в курсе лекций «История сословий в России» (курс был прочитан в Московском университете в 1886-1887г.) не опирался на Свод законов: «Предмет предпринимаемого мною курса - обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выбираю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий» .
К сожалению, ознакомиться с первоисточником тоже не представляется возможным: Свод законов Российской империи не переиздавался очень давно (были полные переиздания в 1842 и 1857г, затем переиздавались отдельные тома – но с внесением изменений, диктуемых временем). Поэтому издания хранятся лишь в крупных библиотеках федерального уровня, и доступ к ним жестко ограничен. Таким образом, необходимо работать с научными статьями, посвященными положению отдельных сословий (примером может служить опубликованная в журнале «Правоведение» статья Блатковой В.В. «Правовое положение частновладельческих крестьян России во второй четверти XIX века).
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода
Николай I продолжил дело своих предшественников по коди¬фикации русского права. Однако новый правитель стал настаивать на создании не полностью нового Уложения, а полного Свода уже имеющихся за¬конов и указов. В связи с этим в 1826г. Уложенную комиссию преобразовали во Второе отделение Собственной канцелярии Его Ве¬личества. Возглавил новую организацию М.М. Спе¬ранский.
Существует два основных подхода к кодификации права: сведение всех существующих (ныне действующих и недействующих) зако¬нов воедино без изменений или составление нового Уложения. В 1830-х годах был выбран первый вариант. В основу юридической техники составления Свода законов была положена методика Ф. Бэ¬кона, апробированная в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, которые основывались на одном действующем указе либо законе, точно излагались словами указа. Статьи, в основе которых лежало сразу несколько указов, излагались словами глав¬ного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каж¬дой статьей давались ссылки на все указы, которые в нее вошли. Излишне сложные и объемные тексты нередко сокращались. Из противоречивших друг другу указов выбирали лучший с точки зрения составителей, или более поздний хронологически.
Свод законов должен был состоять из восьми разделов:
• основные государственные законы (т. I, ч. 1);
• учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
• «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав тамо¬женный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
• законы о состояниях (т. IX);
• законы гражданские и межевые (т. X);
• уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почто¬вый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сель¬ские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в ка¬зачьих селениях, колониях иностранцев на территории им¬перии (т. XII);
• уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресе¬чении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
• законы уголовные (т. XV).
Для каждой статьи Свода законов составили комментарий. Эти комментарии носили характер толкования, пояснения, не имея силу закона. Свод включал только действующие на тот момент законы. Проверку актуальности законов поручили специальным ревизионным комитетам при министерствах и главным управлениям, куда направляли отдельные части Сво¬да. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственным Советом были рассмотрены все под¬готовленные 15 томов Свода. Свод законов Российской империи решили ввести в действие с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика
Классовая структура российского общества в XIX веке стала существенно меняться. Развитие капиталистических отношений привело к зарождению буржуазии и пролетариата. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.
Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми (хотя эта формулировка является спорной. С 1822г. священноцерковнослужители из дворян получили право совершать купчие на мастеровых и крестьян ). Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.
Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. В целях развития промышленности 28 декабря 1818г. был издан Указ о распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и «свободных хлебопашцев». Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу (X том Свода законов Российской империи. Книга 2: О порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще). С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.
В первой половине XIX века городское население значительно выросло, усилился процесс его расслоения и обострения классовой борьбы. Для наиболее богатых представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетные граждане не несли рекрутской повинности, не платили подушной подати, освобождались от телесных наказаний.
Таким образом, хотя основная социальная структура общества остается неизменной по сравнению со второй половиной XIX века, зарождающийся капитализм вносит коррективы, заставляя государство искать компромиссы, предпринимая определенные шаги под влиянием экономических, политических и иных факторов.
Глава III. Правовое положение дворянства
Александр I восстановил действие жалованной грамоты дворянству 1785г. (полное название – «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства»), отмененной Павлом I. Она была внесена в IX том Свода и в большой степени определяла правовое положение дворянства. Однако ряд изменений за истекшие полвека были внесены.
К личным правам дворян относится право на дворянское досто¬инство (связанное с определенной привилегией в свободе передвижения), право на защиту чести, личности и жизни. Дворяне освобождались от любых телесных наказаний, а также от обязательной государственной служ¬бы и многих других обязанностей.
Под имущественными правами дворянства понимают полное и неог¬раниченное право собственности на приобретение, использова¬ние и наследование любого вида имущества. Также было установлено исключительное право дворян покупать деревни и владеть людьми – крепостными крестьянами. Дворянам разрешалось приобретать крестьян без земли любым способом, но лишь при условии с приписки к собственным населенным недвижимым имениям и с указанием этого в купчих крепостях. А с крестьянами, достающимися дворянам, не имеющим населенного недвижимого имения, по семейному разделу, надлежало поступать в соответствии с законами о наследствах, «приходящих к не имеющим права владеть крепостными людьми».
Согласно жалованной грамоте дворянству, дворяне имели право открывать промыш¬ленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести мор¬скую торговлю. К моменту составления Свода законов 1832г, им были даны и новые права: разрешалось иметь в городах фабрики и заводы (это способствовало развитию промышленности), вести торговлю наравне с купечеством.
Имели дворяне и особые судебные права, как то: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.
Манифестом «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831г. установился порядок, согласно которому избираться на дворянские общественные должности могли лишь дворяне, имевшие более 100 душ крепостных крестьян или 3 тысяч десятин незаселенной земли.
Таким образом, мы видим, что государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Изменения относительно «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» были продиктованы появлением капиталистических отношений и по большей степени шли на благо дворянству, ограничения же, которые ввели, потому что их невозможно было не ввести, были незначительными.
Глава IV. Правовое положение духовенства
Как и прежде, духовенство разделяли на черное и белое, то есть монашествующее и приходское. Однако в XIX веке это сословие превратилось в служилое, что принесло ряд изменений в права и обязанности его представителей.
Политика в отношении духовенства проводилась несколько противоречивая. Государство вроде бы давало служителям церкви больше привилегий (еще в 1801 году духовенство освободили от телесных наказаний; в 1807 году – от поземельного сбора, а в 1821 году – и от постоя). В то же время количество людей, которые имели право на эти привилегии, сокращалось: самодержавие пыталось ограничить духовное сословие людьми, которые непосредственно несли службу в церкви, имея тесную связь с ее должностной структурой. Лиц, не имевших должности при церкви, добровольно-принудительно записывали в одно из податных состояний. При этом государство решало еще одну проблему. Речь идет об обеспечении различных государственных ведомств образованными чиновниками, а создаваемой системы народного образования учителями. За счет развития профессионального обучения среди духовенства оно занимало по уровню образованности второе место после дворянства, поэтому его представители были востребованы во всех сферах гражданской службы. Так, в начале царствования Александра I в связи с открытием общеобразовательных школ разного уровня правительство прямо затребовало от Синода в ведение Министерства народного просвещения для подготовки учителей в педагогическом училище 100 семинаристов.
1,200 руб.