в 90-е годы, Чили стала утрачивать свое «реформаторское лидерство», и по глубине и темпам преобразований в отдельных секторах все больше уступает некоторым своим соседям по континенту. Особенно внешними критиками (преимущественно из США) отмечается замедление динамики приватизации, проблемы в сфере инфраструктуры и банковском секторе, степень открытости рынков капиталов. На эту долгосрочную тенденцию, которая, как считается, наметилась 5-6 лет тому назад, наложились последствия азиатского финансового кризиса. Причем, по мнению некоторых наблюдателей, чилийской экономике досталось значительно сильнее, чем многим другим латиноамериканским государствам (потенциальный негативный эффект оценивается как равнозначный потере 2,4% ВВП в годовом исчислении), что служит лишь еще одним свидетельством того, что стране срочно требуется возобновление реформаторских усилий. Так, например, в области приватизации все заметнее признаки замедления процесса. Из 52 приватизированных в течение 1997 г. объектов во всей Латинской Америке стоимостью 31,4 млрд. долл. ни одного не находилось в Чили (последними в 1996 г. были приватизированы две электроэнергетические компании). Конечно, в этом отношении чилийская экономика является значительно более зрелой. И было бы сложно ожидать от нее постоянных темпов приватизации
Иностранные инвестиции — одна из основополагающих составных частей национальной стратегии экономического развития. В ходе ее реализации за счет привлечения иностранных капиталовложений правительство в первую очередь пытается решать следующие группы проблем:
• рост степени вовлеченности Чили в международные производственные, торговые и финансовые системы, в особенности применительно к тем сферам, где чилийская экономика обладает сравнительными преимуществами;
• увеличение инвестиционных потоков в те сектора экономики, которые
особенно нуждаются в дополнительных капиталах, — в последнее время в
сферу телекоммуникаций, помимо этого — в отрасли пищевой промышленности, агроиндустрии, обрабатывающий сектор, инфраструктуру, транспорт и туризм;
• выправление перекосов в региональном экономическом развитии;
«децентрализация» экономического потенциала страны, сконцентрированного не менее чем на 2/5 в столичном регионе;
• повышение объема производства товаров и услуг со значительным высокотехнологичным компонентом, либо тех, что обладают наибольшим эффектом мультипликатора для национальной экономики;
• и в самое последнее время — усиление акцента на организацию «чистых производств», применение природоохранных технологий, производство товаров и услуг, используемых для реализации экологических программ.
Для решения столь масштабных экономических задач за счет иностранного капитала, к тому же в условиях острой международной конкуренции за получение инвестиций, естественно требуются неординарные усилия.
«Первым эшелоном» этих усилий служат меры по созданию общих условий, определяющих привлекательность Чили для иностранных инвесторов.
К их числу сами чилийцы, прежде всего, относят макроэкономическую
стабильность, высокие темпы роста и открытость экономики. Для реализации данных целей потребовалось значительное время. С определенной степенью условности этот первоначальный период можно оценить в 10-12 лет (с 1974 г. по середину 80-х годов).
Синтетическим показателем результативности усилий правительства и
частного бизнеса, функционирующего в стабильных и весьма либеральных условиях, служит общий индекс национальной конкурентоспособности. В 1997 г. Чили поднялась в этом списке с 18 на 13 место, являясь самой конкурентоспособной страной Латинской Америки и четвертой в числе «нарождающихся экономических держав» (опережая Южную Корею).
Быстрое и глубокое проникновение Чили на международные финансовые рынки способствовало вкупе с благополучной макроэкономической динамикой присвоению этой стране ведущими мировыми компаниями по кредитному рейтингу одного из самых лучших среди развивающихся стран показателей риска (А-), который подтверждается на протяжении уже нескольких лет.
Исторически весьма важное значение в плане открытия дверей иностранному капиталу также имело введение — в качестве самостоятельного блока в рамках государственной программы приватизации — механизма конверсии внешней задолженности чилийских предприятий в иностранные инвестиции посредством привлечения зарубежных компаний и вкладчиков .
Параллельно с этим с самого начала реформ проводилась работа по созданию четкой законодательной базы для иностранных инвестиций. Отдельным направлением деятельности правительства в последнее время стало целенаправленное создание и поддержание облика Чили как государства высокой деловой этики . Предпринимаются также комплексные и весьма эффективные меры по борьбе с коррупцией на всех уровнях. При анализе чилийской политики в области привлечения иностранного капитала обычно делается упор на механизме регулирования иностранных инвестиций. Между тем самостоятельным — и в максимальной степени действенным — фактором, стимулирующим приток капиталовложений, служит чрезвычайно высокая реальная ставка процента. Так, на протяжении большей части 1997 г. в Чили номинальная ставка, выраженная в долларах, достигала 13%, в то же самое время в США она находилась в пределах 5,5 —
6,0%.
Подобная «маржа» — довольно сильное средство привлечения инвестиций (не только финансовых, что очевидно, но и, как свидетельствует
реальная практика, всех прочих их форм, включая производственные), однако у нее есть и обратная сторона. При прочих равных условиях, такая ситуация заставляет крупные чилийские компании обращаться к зарубежным
источникам кредитов (что искусственно расширяет внешний долг страны). Вместе с тем главное негативное (как свидетельствует опыт двух последних финансовых кризисов - в Мексике и в ЮВА) последствие состоит в том, что такой разрыв служит мощным магнитом для финансовых капиталов со всего мира, стремящихся обосноваться в Чили. Причем, тяга эта столь велика, что на нее существенным образом не влияет ни дискриминационная практика принудительного «залогового» депонирования, ни применяющаяся с недавних пор система «выборочной проверки» иностранных инвестиций. (Хотя, по глубокому убеждению последовательных «чилийских неолибералов», все эти меры служат «прямым вычетом» из общенациональной конкурентоспособности.)
В «актив» политики Чили в области иностранных инвестиций следовало бы также занести либеральный режим вывоза чилийских капиталов за пределы страны .
В 1998 г развитие чилийской экономики характеризовалось устойчивым ростом ВВП - одним из самых высоких на континенте, снижением темпов инфляции и рекордным значением нормы валового накопления. Одни из основных достижений страны -беспрецедентный приток иностранных инвестиций в чилийскую экономику, положительное сальдо платежного баланса страны в период с 1990 по 1998 год, увеличение золотовалютных резервов. Экономика Чили проявила определенный «иммунитет» в отношении последствий финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, несмотря на некоторое снижение темпов ВВП по сравнению с предыдущими годами, что доказывает в целом эффективность ее экономической политики, ориентированной на снижение уровня инфляции при сохранении высокого уровня экономического роста .
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……………………2
Глава 1 Эволюция внешней политики Чили в 90е годы 20 век. от Пиночета к гражданскому обществу (Патрисио Эйлвин, Рикардо Лагос,Эдуардо Фрей)…………………………………………………………………………………………...10
1.1. Проблемы становления демократического общества в Чили
(документы по Чили, МИД Чили. Выступления, концепции внешней политики)……………………………………………………………………………………….10
1.2. Политические отношения, торговые отношения………………………….………….…16
Глава 2. Двусторонние экономические отношения Чили
с промышленно развитыми государствами.............................................................................25
2.1Двусторонние экономические отношения Чили и США………………………...………25
2.2. Двусторонние отношения Чили с государствами
Азиатско-Тихоокеанского региона……………………………………………….…….…….32
2.3. Двусторонние отношения Чили со странами Европейского Союза...............................36
2.4. Двусторонние экономические отношения Чили с СССР (Россией)……………………42
ГЛАВА 3. Чили в международных организациях…………….............................……….…..45
3.1. Чили в ООН………………………………………………………………………………...45
3.2. Отношения Чили с ОАГ………………………………………...………............................47
3.3. Отношения Чили со странами АСЕАН……………….. ……………………………..….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………………..72
ВВЕДЕНИЕ
Под воздействием кризисных явлений 70-80-х годов в практике государственного управления латиноамериканских стран наметились некоторые новые тенденции в концепциях государственной экономической политики, а также в механизме ее реализации посредством современных инструментов регулирования, соответствующих новой роли государства в экономике. Пересматривая средства достижения национальных целей развития, а в некоторых случаях и ориентиры прежней экономической и социальной политики, государства в большинстве латиноамериканских стран переходят к ограничению прямых форм вмешательства в дела частного бизнеса, активизируя рыночные формы регулирования и стремясь при этом стимулировать эффективную конкуренцию даже в отраслях инфраструктуры и в государственном секторе . При этом правительство старается с помощью законодательных актов и нормативов ввести деятельность частных компаний в определенные рамки и тем самым добиться взаимосвязи частных интересов с целями государственной экономической политики. Вместе с тем в самих методах и средствах осуществления государственной экономической политики происходят определенные важные сдвиги, обусловленные динамическими изменениями в мировой экономике под влиянием развернувшейся научно-технической революции и усиливающейся интернационализации мирового хозяйства. Это, прежде всего, касается такой сферы государственной экономической политики как регулирование инвестиционного процесса в силу, прежде всего того обстоятельства, что, не располагая достаточными собственными внутренними накоплениями для инвестирования в национальную экономику, государства Латинской Америки вынуждены обращаться к внешнему заимствованию со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими, как рост внешней задолженности, политическая и экономическая обусловленность кредитования, специфическая структуризация экономики, привязанность к определенным рынкам и т.д. Исходя из этого, представленный в качестве объекта исследования опыт Чили и других латиноамериканских стран по использованию в интересах национального развития такого инструментария государственной экономической политики, как регулирование инвестиционного процесса, форм, методов и условий привлечения иностранных финансовых ресурсов, причем опыт, демонстрирующий достаточно успешное использование привлекаемых инвестиций не только для модернизации национальной экономики, но и в целях экспансии чилийского капитала т (в союзе с иностранным) на международные рынки, заслуживает особого внимания, поскольку данная задача на сегодняшний день оказывается весьма актуальной не только для стран латиноамериканского региона, но и для бывших социалистических государств . В связи с этим актуальность исследования чилийского опыта практической реализации экономических реформ обусловлена объективной потребностью определения инструментария государственной макроэкономической политики, способного стимулировать процесс экономического роста в условиях кризиса переходного периода, характерного практически для всех стран не так давно существовавшего социалистического лагеря, включая новые государства, образовавшиеся на территории бывшего Советского Союза. Проведение в этом контексте исследования характера, содержания, роли государственной экономической политики, нацеленной на экономический рост и развитие рыночных отношений, на усиление включенности национальных хозяйственных структур в мировую экономическую систему дает основу для глубокого анализа, способного иметь серьезное научно-теоретическое и прикладное значение. Выбор Чили и ее практики государственного регулирования инвестиционного процесса в качестве объекта исследования не случаен. Разработка и осуществление государственной инвестиционной политики в рамках стабилизационных программ - одна из центральных проблем современной экономической теории и хозяйственной практики. В разных странах мира в этом направлении уже накоплен немалый опыт, который нуждается в обобщении и углубленном изучении. Это касается и опыта государств Латинской Америки, где за последние несколько десятилетий наблюдалось, как минимум пять волн инвестиционной активности. При этом Чили вполне оправданно привлекает особое внимание. Хозяйственное и политическое развитие этой страны в последние два десятилетия отличалось довольно крутыми поворотами - от радикальных преобразований правительства «Народного единства», направленных на существенное укрепление государственного сектора и перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения, до жесткого ограничения социальных и экономических прав трудящихся, широкой приватизации государственной собственности и внешнеэкономической либерализации в период правления военной диктатуры .
Ряд экономистов и политиков признают чилийский опыт в качестве своего рода модели для остальных стран Латинской Америки в проведении экономических реформ. Более того, опыт экономических, политических и социальных преобразований в Чили за последние два десятилетия нередко рассматривается в государствах Восточной и Центральной Европы с точки зрения возможностей использования аналогичного подхода для преобразования национальных экономических структур на рыночной основе. Согласно данным Международного института развития управления, Чили занимает пятое место среди новых индустриально развитых государств (после Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Малайзии). В прошедшем десятилетии для этой страны были характерны достаточно устойчивые тенденции социально-экономического развития, а в настоящее время все говорит о том, что чилийская экономика имеет благоприятные перспективы на будущее. Стимулирование национального промышленного производства, модернизация сельского хозяйства и отраслей, непосредственно связанных с ним, стимулирование диверсификации и расширение географии внешнеэкономической деятельности представляют собой основные направления государственной экономической стратегии, реализация которой, в свою очередь, объективно способствовала стремительному развитию не только традиционных отраслей национального производства, но и новых для Чили видов хозяйственной деятельности. Понимание непригодности реализации изоляционистской модели развития, а также впечатляющий пример быстрой экспансии стран Юго-Восточной Азии, вместе с рядом других внутренних и внешних факторов, побудили чилийское правительство приступить к пересмотру стратегии экономического развития и проведению новой государственной политики хозяйственных реформ, имеющей целью достижение макроэкономической стабилизации в условиях открытости национальной экономики.
Проводимая в стране после прихода гражданского правительства экономическая политика включала в себя довольно широкий спектр используемых инструментов. Среди них можно выделить структурное регулирование, приватизацию, либерализацию внешнеэкономической деятельности и многие другие, в результате поэтапного использования которых складывались сильные стороны чилийской экономики - открытость, устойчивый рост, контролируемая инфляция, расширение внутреннего рынка, политическая стабильность. Уже к концу 80-х гг. в Чили, раньше чем в других странах латиноамериканского региона, практически во всех областях завершился процесс хозяйственных реформ . Гибкая государственная политика в отношении иностранных инвестиций позволила в начале 90-х гг. осуществить достаточно плавный переход страны к новой фазе экономического роста и социального развития. На этой базе был обеспечен качественно новый уровень жизни для сформировавшихся в течение предыдущих этапов реформы средних слоев населения. Внедрение неолиберальной модели способствовало в какой-то мере модернизации чилийской экономики, хотя в начале и было связано с большими социальными издержками. В отличие от хозяйств многих стран Латинской Америки экономика Чили в последние годы развивалась стабильно и динамично. Резко возросли экспортные поступления и, соответственно, почти вдвое уменьшилась внешняя задолженность. Существенно сократились темпы инфляции. В этом смысле, накопленный в Чили за два последних десятилетия опыт регулирования инвестиционного процесса представляет большой интерес для выявления позитивных и негативных уроков, которые должны учитываться при разработке и реализации инвестиционной политики реформируемых экономик.
3,000 руб.
. Альенде С. История принадлежит нам: Речи и статьи 1970-1973 гг. М., 1974.
2. Галкина А. Чили: Борьба за аграрную реформу. М., 1972.
3. Зорина И. Революция или реформа в Латинской Америке: Критика
реформизма чилийской христианской демократии. М., 1978.
4. Кастильо Р. Уроки и перспективы революции в Чили. Прага, 1974.
5. Квасов А. Чилийские экономические реформы. М., 1998.
6. Корвалан Л. Путь победы. М., 1971.
7. Корвалан Л. Нас ждут новые битвы. М., 1978.
8. Королев Ю. Чили: революция и контрреволюция. М., 1976.
9. Лабарка Годдард Э. Чили, раскаленное докрасна. М., 1973.
10. Островский В. Макроэкономические аспекты развития рыночной
экономики: Опыт Чили (1973-1990-е гг.). М., 1997.
11. Очерки истории Чили. М., 1967.
12. Строганов А. Латинская Америка в ХХ веке. М., 2002.
13. Уроки Чили. М., 1977.
14. Фрей Э. Будущее Чили внушает мне надежду: Избранные произведения. М.,1998.
15. Чили: От диктатуры к демократии. М., 1991.
16. Чилийская революция, фашистская диктатура, борьба за ее свержение и
создание новой демократии. Пленум ЦК КПЧ, август 1977 г. М., 1977.
17. Adler Lomnitz L., Melnick A. Neoliberalismo y clase media: el caso de los
profesores de Chile. Santiago, DIBAM, 1998.
18. Altamirano C. Dialéctica de una derrota. México, 1977.
19. Allende S. Discursos. La Habana, 1975.
20. Allende S. Nuestro camino al socialismo. La vía chilena. Buenos Aires, 1971.
21. Arancibia P. Jorge Alessandri. 1896-1986. Una biografía. Santiago, 1996.
22. Archivos secretos. Documentos desclasificados de la CIA. Santiago, 1999.
23. Cademartori J. El modelo neoliberal. Santiago, 2001.
24. Castillo J. Las Fuentes de la Democracia Cristiana. Santiago, 1963.
25. Correa S. y o. Historia del siglo XX chileno. Santiago, 2001.
26. Dahse F. Mapa de la extrema riqueza: Los grupos económicos y el proceso de
concentración de capitales. Santiago, 1979.
27. Durán Be
ales F. El partido Radical. Santiago, 1958.
28. Estudios Públicos. Santiago, 1980-2002.
29. Faúndez J. Izquierdas y democracia en Chile. 1932-1973. Santiago, 1992.
30. Fleet M. The Rise and Fall of Chilean Christian Democracy. Princeton, 1985.
31. Fontaine Aldunate A. Los economistas y el presidente Pinochet. Santiago, 1989.
32. Foxley A. Modelo económico chileno. Trayectoria de una crítica. Santiago, 1982.
33. Fuentes M. Memorias secretas de Рatria y Libertad y algunas confesiones sobre la Guerra Fría en Chile. Santiago, 1999.
34. Gonzalez M. La conjura. Santiago, 2000.
35. Gonzalez Pino M., Fontaine Talavera A. Los mil días de Allende. Vol.1. Santiago, 1998.
36. Huerta M. A. Otro agro para Chile. La historia de la reforma agraria en el proceso social y político. Santiago, 1989.
37. Larraín F., Vergara R. La transformación económica de Chile. Santiago, CEP,
2000.
38. Meller P. Un siglo de la economía política chilena (1890-1990). Santiago, 1996.
39. Millas O. Memorias. 1957-1991. Una digresión. Santiago, 1996.
40. Muñoz O. Chile y su industrialización. Pasado, crisis y opciones. Santiago, 1986.
41. Moulian T. La forja de las ilusiones: El sistema de partidos 1932-1973. Santiago,ARCIS-FLACSO, 1993.
42. Ortega L. y o. CORFO. 50 años de realizaciones. 1939-1989. Santiago, 1989.
43. Orellano J. P. Políticas públicas y desarrollo 1924-1984. Cieplan, Santiago, 1985.
44. Palma Zúñiga L., Iglesias Menéndez J. Presencia de Juan Antonio Ríos. Santiago,1957.
45. Pinochet A. El día decisivo. 11 de septiembre de 1973. Santiago, 1980.
46. Pinto A. Chile: un caso de desarrollo frustrado. Santiago, 1959.
47. PNUD. Desarrollo humano en Chile. Santiago, 1998.
48. Programa básico del gobie
o de la Unidad Popular. Santiago, 1969.
49. Rojas A. Salvador Allende. Una época en blanco y negro. Buenos Aires, 1998.
50. ULianova O. 1998 “Algunos aspectos de la ayuda financiera del comunismo
soviético al PC chileno durante la guerra fría”, Estudios Públicos, Nº72, 1998,
primavera.
51. Ulianova O. 1998 “Chile en los archivos de la URSS”, 1998 Estudios Públicos,
Nº72.
52. Ulianova O. “La Unidad Popular y el golpe militar en Chile: percepciones y
análisis soviéticos”, Estudios Públicos,2000, Nº 79.
53. Zapata E. Los mineros de Chuquicamata: … o proletarios. México, 1979.
54. Uribe A. Intervención norteamericana en Chile: dos textos claves. Santiago, 2001.
55. Valenzuela G. U. La democracia práctica. Los gobie
os radicales. Santiago,
1987.
56.Королев Ю.Н. Чилийская революция: проблемы и дискуссии. М., 1983
57.Королев Ю.Н., Кудачкин М.Ф. Латинская Америка: революции ХХ века. М., Политиздат, 1986
58. Красильщиков В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире // МЭиМо. 1999, №9. С. 32.
59. Ectudio Economico de America Latina y El Caribe: 1998-99. - Santiago de Chile: Naciones Unidas, CEPAL,1999. 364 p.
60.Неолиберализм в Латинской Америке: Реф. сб. Сер. Латинская Америка сегодня . Вып. 11./Отв. ред. А.А. Сосновский. М.: ИНИОН РАН, 1995. 148 с.
61. Banco Estado, 2004 Annual Report, pp. 20; 22. Accessed Mar. 2006, available from http://www.bancoestado.cl
62.Cоrbo V. Development strategies and policies in Latin America: A historic perspective. - San Fransisco, 1992. - 48 p.
63.World Economic Forum, 2005 Global Competitiveness Report. Accessed Apr. 5, 2006, available from http://www.weforum.org
64. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М.: Наука. Изд. фирма Восточная литература , 1992. 286 с.
65. Громова А.В. Эволюция форм инвестиционной деятельности в мировом хозяйстве, М. Дипломатическая Академия МИД РФ, 1997, с.1.
66. OECD-ECLAC, “Environmental performance reviews: Chile, conclusions and recommendations,” (2005), pp. 7; 19. Accessed Apr. 2006, available from http://www.oecd.org/dataoecd/63/44/34856244.pdf
67. Estudio economico de America Latina у el caribe 1998 - 1999. - Santiago de Chile, Naciones Unidas i CEPAL, 1999, p. 176
68. Квасов А. Г. Чилийские экономические реформы: Практ. опыт и его актуальность для России. -М. Научные доклады/Московский общественный науч.фонд, 1998, стр.24.
69. “Pobreza, distribución del ingreso e impacto distributivo del gasto social,” Serie CASEN (2003), División Social del Ministerio de Planificación y Cooperación, (2004).
70. Gazi Jalil, “Grupo Martínez presentó la propuesta que implica una inversión de US$13 millones: Proyecto de construcción de casino divide a habitantes en Isla de Pascua,” La Tercera, (Aug. 13, 2005), p. 27.
71. Beck, T., A. Demirguc-Kunt and R. Levine (1999). “A New Database on FinancialDevelopment and Structure”. Washington, D.C.: World Bank, mimeo, 1999.
72. Morris, L. and Skaggs, R. (2004). U.S. Imports and Exports of Chile Peppers and Pepper Products
73. Frequently Asked Questions. New Mexico Chile Task Force Report 15. Las Cruces: New MexicoState University. In press.
74. Caprio, G. and D. Klingebiel (1999). “Episodes of Systematic and Borderline Financial Crises”. Washington, D.C.: World Bank, mimeo, May 1999.
75. José Piñera E./La reforma al sector minero en Chile// 4.04.2003 (Conferencia dictada el 28 de octubre de 2002 en las Quintas Jo
adas de Derecho Minero de la Universidad Católica de Chile)/
3,000 руб.