Введение
Содержание
Литература
1.3. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей
Под традиционными ценностями понимаются разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан непосредственным и опосредствованным путями и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре. Эти ценности и соответствующие структуры поведения воспроизводятся почти в идентичной форме на протяжении нескольких поколений или в течение длительного времени в рамках одного общества или регионов, имеющих в какой-то степени общую культуру. Способствуют продуцированию инноваций; формируются как в традиционных, так и других типах обществ, хотя большинство из них возникает в традиционных обществах как исторически более ранних .
Традиционные ценности рассматриваются как устойчивая основа социальной идентичности, национального характера и культуры. Они зависят от менталитета этноса и входят в его структуру .
Трансформация традиционных ценностей – один из видов социокультурных изменений, механизм которой разворачивается при взаимодействии двух противоположных тенденций – традиционной и инновационной, в процессе возникновения противоречий между традиционными ценностями и ценностными новациями, носителями которых являются социальные акторы. Ценностная новация – первичный элемент инновации как творческой деятельности по созданию, поиску, распространению и использованию новых ценностей. Содержательно в контексте данного исследования ценностные новации рассматриваются, прежде всего, как ценности современных и постсовременных обществ, а также идеологемы (идеи, выражающие интерес определенных социальных групп).
Однако подчеркнем некоторую условность термина “ценностная новация”, так как ценности современных и постсовременных обществ могут присутствовать в обществах традиционных, хотя являются в них менее распространенными.
Поскольку системы ценностей “вплетены” в систему общественных отношений, на макросубъективном уровне социальной реальности конституируют тип общества, возникает противоречие между культурой (ее центральным аспектом – системой ценностей) и социальными отношениями.
На микросубъективном уровне данная проблема проявляется в виде противоречий между разными системами ценностей (соответственно – традиционной и инновационной); ценностями-целями и ценностями- средствами; потребностями, интересами и ценностями и другими составляющими. Разрешение противоречий способствует трансформации типа социокультурной системы, ее соответствие целостным социальным изменениям. Преобразовательные процессы происходят под влиянием активного взаимодействия социальных акторов с внешними (по отношению к ним) и внутренними (идущими от акторов) факторами. Исторический вектор трансформаций объективно не предопределен, совершается в ходе целенаправленного реформирования и в процессе стихийных массовых действий; происходит как на осознанном, так и неосознанном уровнях.
Механизмы трансформаций ценностей в стабильные и кризисные периоды общественного развития имеют отличия.
В стабильные периоды процесс трансформаций традиционных ценностей происходит линейно, благодаря механизмам конформизма и индивидуализации, преимущественно связан с освоением предлагаемой системы ценностей, основан на прошлом наследии, производится благодаря современному новаторству, активизации личностного начала. В ситуации стабильного развития процесс трансформации ценностей является детерминированным объектом управления, в котором ведущая роль принадлежит социальному контролю, коррекции отклоняющегося развития, благодаря деятельности специализированых групп и институтов (бюрократия, образование, воспитание и пр.) .
В нестабильные периоды общественного развития (прежде всего, во времена радикальных социальных перемен) этот процесс идет нелинейно, не имеет определенно заданного направления изменения, связан с социальной адаптацией, в процессе которой осуществляется целенаправленный и непреднамеренный поиск и выбор способов действий, соответствующих меняющимся условиям и нормам.
Механизм трансформации традиционных ценностей в разные фазы кризисного периода разворачивается по схеме:
- фазе социальной дезинтеграции присущи сомнения в наличной системе ценностей, аномические процессы; актуализация традиционных ценностей, преобладание конформизма и нонконформизма;
- в фазе бифуркации открываются варианты выбора системы ценностей: возврат к традиционной системе; отказ от традиционной системы, выбор новой; смешенный тип; - каждый из которых неизбежно будет содержать трансформационные эффекты;
- для фазы мобилизации сил характерны активность в формате “выбранной” доминирующей системы ценностей, преобладание позиций индивидуализации, самоопределения.
В ходе такого движения происходит трансформация ценностей, образуется новый баланс традиционных ценностей и новаций в многомерном ценностном пространстве, что способствует разрешению имеющихся противоречий, успешной адаптации акторов к социальным условиям.
В качестве результирующих трансформации традиционных ценностей могут приобретать разные формы, как-то:
1. изменения содержания самих ценностей (их конкретизация или обобщение; изменение смыслового контекста при сохранении вербальной формы в силу влияния идеологем, многозначности понятий и пр.);
2. изменения в системе ценностей общественного сознания:
- изменение состава системы ценностей за счет притока одних и исчезновения других ценностей;
- изменение соотношения ценностей, их переструктурирование в виде движения с периферии системы в центр и наоборот.
Завершение кризисного периода, стабилизация социальных условий должны сопровождаться институционализацией трансформированной системы ценностей, закреплением ее в качестве регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью важных для общества норм. По-новому интегрированное в пределах самоидентификации качество ценностной системы выстраивается на основе ее максимальной адекватности и сбалансированности с новым типом социальности, порождая потенциал новых противоречий, новой подвижности.
1,200 руб.
:
Введение 2
Глава 1. Системы ценностей и потребностей общества 5
1.1. Основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной (психологической) 5
1.2. Трансформация потребностей 9
1.3. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей 14
Глава 2. Общественная жизнь современной России 18
2.1. Динамика российского общества и глобализация 18
2.2. Трансформации социально-политической и экономической жизни России 24
Заключение 29
Список литературы 33
Введение
«Трансформация системы ценностей и потребностей общества» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что, начиная с 90-х годов ХХ века, в России происходят общественные трансформации, представляющие собой многофакторный феномен социального процесса, в ходе которого протекают качественные превращения и изменения всех структур и институтов системы. Более чем за полтора десятилетия рыночных преобразований российское общество существенно поляризовалось в социальном аспекте: на лицо разобщенность между его членами, отсутствие единых, базовых ценностных установок, изменилось также содержание ценностей.
Развитие современного общества сопровождается сдвигами в общественном сознании, ломкой привычных представлений, стереотипов, систем ценностей и одновременно обостряется потребность в выборе правильных жизненных ориентиров, меняется система взаимоотношений между личностью и государством, появляются новые формы регулирования ценностных и правовых отношений в обществе.
Современному обществу и человеку для обеспечения будущего необходима система ценностей, служащая источником мотивации его поведения. Ценности в обществе формируются как составная часть его социокультурной сферы.
Ценность как категория существует в рамках исторического времени, где и обнаруживается ее относительность в виде постоянной, непрекращающейся переоценки ценностей, их трансформации, синтеза, а подчас и простого уничтожения или замены одних другими. Данная тенденция характерна для современного российского общества, где наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, когда границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми. Это повлекло за собой ломку привычных идеалов, представлений и систем ценностей, составляющих часть сознания и внутреннего мира людей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь адекватных новых ценностей. Поэтому появились многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, возникшие на почве перелома ценностной основы.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Барулин B. C., Белоусов Д. С., Васильцов С., Козлова О.Н., Кивинен М., Овчарова Л., Попова Д., Рассадина Т.А. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – современная экономическая политическая и социально-культурная сфера развития современного общества.
Предмет исследования – процесс трансформации системы ценностей и потребностей общества.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть трансформацию системы ценностей и потребностей общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной (психологической);
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о трансформация потребностей и ценностей современного общества;
3.Рассмотреть трансформации социально-политической и экономической жизни России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье о трансформации социально-политической и экономической жизни России.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Системы ценностей и потребностей общества
1.1. Основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной (психологической)
Сложившаяся кризисная социально-экологическая ситуация и необходимость ее преодоления стимулировали развитие двух взаимодействующих процессов: социализацию экологических правоотношений и экологизацию обществознания . Сформировался целый ряд научных дисциплин, исследующих различные аспекты, связанные с этими процессами и проблемами. В 80-е годы XX столетия публиковалось до 15 – 18 тысяч работ по различным аспектам экологии, не считая газетных и журнальных статей . Сегодня в этом растущем потоке публикаций значительное место занимают работы, посвященные поиску путей выхода человечества из ситуации социально-экологического кризиса, предотвращения экологической катастрофы.
Несомненный приоритет экологически ориентированная правовая рефлексия отдает концепции устойчивого развития общества. В ней обозначена новая парадигма развития мировой цивилизации, которая должна обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения людей с сохранением таких возможностей для будущих поколений.
В рамках данного системно-конструктивного подхода к решению эколого-правовых проблем значительную актуальность обретает выявление и осмысление характера функционирования механизмов и форм человеческой деятельности, связанных с реализацией идей и принципов устойчивого развития, концепции коэволюции общества и природы, эколого-правового режима окружающей среды, достижением ноосферного состояния. Возникновение экологической сферы выражает глобальную тенденцию развития общества и его структурных элементов в сопряжении с природными процессами, продвижения к ноосферному состоянию, о котором писали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский .
Как системное образование общественной жизни экологическая сфера выступает фактором разрешения эколого-правовых противоречий, а также качественным показателем состояния общественного организма . Отсутствие осознанного и целенаправленного использования человечеством механизмов эколого-правовой сферы в реализации экологической политики, проводившейся с начала 70-х годов, обусловило, по нашему мнению, низкую результативность последней. В ходе принимаемых мер решались частные проблемы, использовались отдельные социальные институты и механизмы, тогда как сферный подход требует такие свойства, как комплексность и системность .
Основы сферного подхода к анализу явлений общественной жизни были заложены еще в работах основоположников марксизма. В настоящее время современные исследователи исходят из научного положения о том, что зависимость всей общественной жизни возникает не только от материального производства, но и от эколого-правовой роли каждой из ее подсистем.
Данный подход был воспринят в научных кругах и получил реализацию в учении о сферах общественной жизни как взаимосвязанных подсистемах. Не каждую совокупность социальных явлений, связанных между собой, называют сферой общества, или сферой общественной жизни.
В рамках нашего исследования в качестве основных сфер общественной жизни мы выделим следующие пять: материально-производственную (экономическую), социальную, правовую, духовную (психологическую) и экологическую.
1,200 руб.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 2003. С. 334-335.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5.
3. Барулин B. C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ. 2002. – 230 с.
4. Белоусов Д. С. Человек и его потребности: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 128 с.
5. Васильцов С. Российский менталитет в поисках геополитической идентичности // Обозреватель. – №7, 2005.
6. Гаврилюк В.В. Социальная стратификация Российского общества (Под ред. Голенковой З.Т.). – М., 2003. – 365 с.
7. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2006. – 159 с.
8. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Лапин Н.И., Беляева Л.А. М.: Эдиториал УРСС, 2006. – 217 с.
9. Думнова Э.М Урбанизация как фактор трансформации Современного общества / Э.М. Думнова // Социальные процессы в современной России. – Г-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. – С.91 -93.
10. Думнова Э.М. О динамике ценностных ориентаций российских женщин/ Э.М. Думнова // Социальные процессы в современной России. – Г-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. – С.63-66.
11. Думнова Э.М. Смена идеологических доктрин как фактор современной эволюции семейно-брачных отношений в России// Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Актуальные проблемы филологии и педагогики». 2006. № 71. Май. – С.27-34
12. Кара-Мурза А.А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. – М., 2003.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
14. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 2000. № 7.
15. Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 2004. № 2.
16. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества [Человек как участник повседневных социальных взаимодействий в сфере духовной жизни]. Социализация индивидуальности // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5.
17. Крыштановская О.В. Режим Путина: либеральная милитократия? // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 4.
18. Куда идет Россия? Вып. II. / общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 2005.
19. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и “после”: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2002. № 8.
20. Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России. 2000. № 1.
21. Марку Кивинен. Прогресс и хаос. Социологический анализ прошлого и будущего России. Перевод с англ. Санкт-Петербург, 2007. С. 20.
22. Миронов В. В. Коммукационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. – С. 27.
23. Надеин В. «Форбс»: русская скважина// Московские новости. 2001. 26 июня — 2 июля.
24. Новик И. Б., Кузмин К. Д. Экологическая проблема в свете отношения объекта и субъекта // Человек и природа. М.: Наука, 2000. – С. 116 – 141.
25. Обзор экономики России: Основные тенденции развития / РЦЭР при правительстве Российской федерации; Российско-Европейский центр экономической политики. 2006. М., 2006. Вып. I.
26. Овчарова Л., Попова Д. Приоритеты политики содействия сокращению бедности в России / РЦЭР при Правительстве Российской Федерации; Российско-Европейский Центр экономической политики. 2006. Вып. I.
27. Ослунд А. Новых русских обогатили три основных источника // Финансовые известия. 2006. 20 июня.
28. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // Социологические исследования. 2004. № 7.
29. Руткевич М.М. Основное социальное противоречие современного российского общества. Социол. исслед., 2006. № 4. С. 60.
30. Симонян Р. Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии. 2005. № 3.– С. 21.
31. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Левады Ю.А. М., 2003. – 96 с.
32. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб: Изд-во РХГИ, 2006.
33. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2006.
34. Степин В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2. – С. 26.
35. Ховалыг Д.В. Роль СМИ в трансформации ценностных ориентаций российского общества //Журналистика и общество. Вып. 9. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
36. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 2005. № 12.
37. Явлинский Г. Демодернизация: униженные люди не создадут экономику XXI века // Новая газета. 2004. 11-13 ноября.
1,200 руб.