Введение
Содержание
Литература
В результате совместной работы МАП России, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ подготовлено и 25 января 2000 г. подписано представителями правительств государств - членов СНГ Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, разработана программа по его реализации .
Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д.
Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы.
Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ и услуг.
В связи с этим обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно новым содержанием требуют разработки стратегической программы, действий всех ветвей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
11.12.2007. 11 декабря 2007 г. вступил в силу ряд изменений, внесенных в ФЗ «О защите прав потребителей». Напомним, изменения касаются защиты прав потребителей в случае обнаружения в купленном товаре недостатков, нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара, а также информации о товаре или услуге.
Так, существенные изменения внесены в ст. 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» — значительно упрощена процедура обмена и возврата технически сложных товаров (компьютеров, автоматических стиральных машин, холодильников, автотранспортных средств и др.) с дефектами.
Кроме того, в соответствии с новыми изменениями потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи или обменять товар при обнаружении недостатка в течение 15 дней с момента передачи товара.
Если недостаток обнаружен в более поздние сроки, то требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения у товара существенного недостатка; нарушения сроков его устранения (отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для продления сроков); если товар находился в ремонте более 30 суток (суммарно) вследствие неоднократного устранения различных недостатков в течение каждого года гарантийного срока.
В соответствие п. 5 ст. 18 при возникновении спора между продавцом и покупателем о причинах возникновения недостатков у товара продавец (изготовитель, импортер) обязан за свой счет провести экспертизу, а потребитель имеет право присутствовать при ее проведении и в случае несогласия оспорить результаты экспертизы в судебном порядке .
Также изменения дают потребителю право предъявлять претензии по качеству товара не только к его изготовителю и продавцу, но и импортеру, так как импортер, наравне с изготовителем и продавцом, становится самостоятельным участником правоотношений, регулируемых данным законодательством, и в равной степени несет ответственность за качество товара, реализуемого потребителю.
II. Стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации.
При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Рынок как таковой не может обеспечить потребителям равных возможностей с другими рыночными контрагентами. Развитие мировой экономики привело к возросшей комплексности и крайней дифференциации товаров и услуг, предлагаемых потребителю, программируемому моральному износу промышленных товаров, быстрому развитию средств связи, платежей и обмена, увеличению и диверсификации способов рекламы и продвижения товаров, появлению все новых методов продаж, развитию потребительского кредита, прогрессивной стандартизации потребительских отношений.
Заключение соглашений, которые ограничивают конкуренцию между предприятиями, присутствие в некоторых секторах рынка монополистических или олигополистических структур, наличие административных барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров и услуг, являются факторами ограничения предложения и применения искусственно высоких цен, что в конечном итоге сказывается на социально-экономическом положении потребителей.
Таким образом, главный вывод состоит в том, что активное вмешательство государства в формирование и реализацию потребительской политики не только оправдано, но и необходимо.
Во-первых, в экономической системе, основанной на рыночных механизмах, следует улучшать результат действия последних, предоставив потребителю первую роль и определяющее влияние. Требуется вмешательство государства в целях предупреждения или уменьшения рисков, которые влекут для общества некоторые индивидуальные поступки (предложение опасных товаров, потребление медикаментов, табака и т.п.).
Во-вторых, необходима оптимизация удовлетворения потребностей не только в отношении материальных благ, но также в отношении возможностей, знаний, информации, предоставления соответствующих прав различным лицам и их защиты .
В-третьих, демократический идеал требует, в свою очередь, чтобы был признан коллективный интерес потребителей, их организация поддержана, а представительство - обеспечено эффективным участием представителей потребителей в различных системах, принимающих решения социального порядка, включая суды.
В-четвертых, необходимо принимать во внимание глобализацию экономики, усиление интеграционных процессов, в том числе и интеграцию России в европейское сообщество, тенденции в мировом потребительском движении.
Наконец, понятие справедливости требует от государства заботиться о судьбе потребителей, которые являются наиболее слабым звеном экономической и социальной системы.
III Приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей в России
Учитывая изложенное, приоритетными направлениями национальной политики в сфере защиты прав потребителей в России на ближайшие десять лет должны стать:
1. Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
2. Организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.
3. Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее ветвей в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей.
3.1 Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей
Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правильного государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.
Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем.
Информирование и просвещение населения целесообразно осуществлять в трех плоскостях:
1. Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы.
При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности.
Должны найти широкое применение образовательные программы, нетрадиционные методы обучения, новые информационные средства для максимально возможного вовлечения в образовательный процесс различных групп потребителей.
2. Для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей необходимо ее обеспечение квалифицированными кадрами, что особенно актуально для муниципальной и общественной ветвей системы.
В этих целях целесообразно более широко использовать возможности антимонопольных и других органов государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, для организации стажировок, семинаров и других обучающих мероприятий, обмена опытом работы, получения методической и практической помощи. Необходимо также включение вопросов защиты прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………3
I. Современное состояние защиты прав потребителей………………….5
II. Стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей……………………………………………………..10
III Приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей в России
3.1 Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей………………12
3.2 Организация системного обучения молодежи по вопросу о защите прав потребителя………………………………………………………………14
3.3 Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее ветвей в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей…………………..15
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………23
Введение
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программ Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения.
Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены "Руководящими принципами для защиты прав потребителей", принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. (резолюция 39/248). К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.99 N 212-ФЗ), иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей. Поэтому в актуальности выбранной нами темы сомневаться не приходится.
Объектом исследования выступает комплекс проблем на современном этапе в области организации защиты прав потребителей.
Целью написания работы послужило изучение проблем защиты прав потребителей на современном этапе. Поэтому нами были намечены следующие задачи:
- изучить современное состояние защиты прав потребителей;
- рассмотреть стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей, наметить основные проблемы и пути их решения.
I. Современное состояние защиты прав потребителей
С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).
Развивается законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции, работ и услуг. При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответствия, перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за правильное оформление и наличие документов, подтверждающих соответствие продукции и услуг обязательным требованиям стандартов, на обеспечение их качества и безопасности .
Осуществлялась работа по учету законных прав и интересов граждан-потребителей при разработке законопроектов, регулирующих отношения в социальных областях, в том числе и отношения с участием потребителей .
В соответствии с Законом создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.
За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний, в соответствие с требованиями российского потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи.
В результате упрощенное понятие "защита прав потребителей", отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий.
Вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке.
В результате совместной работы МАП России, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ подготовлено и 25 января 2000 г. подписано представителями правительств государств - членов СНГ Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, разработана программа по его реализации .
Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д.
Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы.
Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ и услуг.
В связи с этим обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно новым содержанием требуют разработки стратегической программы, действий всех ветвей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
11.12.2007. 11 декабря 2007 г. вступил в силу ряд изменений, внесенных в ФЗ «О защите прав потребителей». Напомним, изменения касаются защиты прав потребителей в случае обнаружения в купленном товаре недостатков, нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара, а также информации о товаре или услуге.
Так, существенные изменения внесены в ст. 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» — значительно упрощена процедура обмена и возврата технически сложных товаров (компьютеров, автоматических стиральных машин, холодильников, автотранспортных средств и др.) с дефектами.
Кроме того, в соответствии с новыми изменениями потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи или обменять товар при обнаружении недостатка в течение 15 дней с момента передачи товара.
Если недостаток обнаружен в более поздние сроки, то требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения у товара существенного недостатка; нарушения сроков его устранения (отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для продления сроков); если товар находился в ремонте более 30 суток (суммарно) вследствие неоднократного устранения различных недостатков в течение каждого года гарантийного срока.
В соответствие п. 5 ст. 18 при возникновении спора между продавцом и покупателем о причинах возникновения недостатков у товара продавец (изготовитель, импортер) обязан за свой счет провести экспертизу, а потребитель имеет право присутствовать при ее проведении и в случае несогласия оспорить результаты экспертизы в судебном порядке .
Также изменения дают потребителю право предъявлять претензии по качеству товара не только к его изготовителю и продавцу, но и импортеру, так как импортер, наравне с изготовителем и продавцом, становится самостоятельным участником правоотношений, регулируемых данным законодательством, и в равной степени несет ответственность за качество товара, реализуемого потребителю.
1,200 руб.
1. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 г.
2. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 1 сентября 1995 г.
3. Федеральный Закон от 12 февраля 2003 “О Рекламе”
4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
5. Указ Президента РФ № 1183 от 10.06.1994 года "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"
6. Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"
7. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)
8. Алексеев А. В., Защита прав потребителей в РФ, М. 2003г.
9. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской
10. Федерации в 2002 году", М 2003
11. Гарабцов В., Е. Кагалова, Местное самоуправление и защита прав потребителей, Конкуренция и рынок, СПб 2000г.
12. Кагалова Е., Кто платит, тот музыку и заказывает, Конкуренция и
рынок, СПб 2003г
13. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (И.А. Балушкин, Н.С. Михайлова). Омега-Л, Год издания: М. 2004
14. Рой О. М., Система государственного и муниципального
15. управления, Издание:1-е, Спб. 2003 год
1,200 руб.